Полеты во сне и наяву
Полеты во сне и наявуВы никогда не летали во сне? Полеты в небе снились людям задолго до эпохи авиации. Но самое интересное, что именно они и приблизили наступление этой эпохи! Авиаконструкторы признаются: без вещих снов-подсказок, мы, возможно, до сих пор не знали бы, что такое самолет. "Мы родились, чтоб сказку сделать былью! " – неудивительно, что слова этой бравой песни принадлежат летчикам. Ведь именно мечта о небесных просторах всегда была самой дерзкой и вместе с тем самой неосуществимой, сказочной мечтой человечества, начиная чуть ли не с первобытных времен. В детстве практически каждому снились сны, в которых он беззаботно парил в синем небе. Так было и сто, и тысячу лет назад, когда невозможно было даже вообразить, что когда-нибудь небо будут бороздить огромные крылатые машины – самолеты. Да, люди во все времена грезили о полетах, но даже перед самым наступлением эры самолетостроения не могли и помыслить о том, что когда-нибудь эта мечта может стать явью. Тем интереснее сон, приснившийся одному десятилетнему мальчику тогда, когда самолетов еще не существовало в природе. Сон, который сделал мечту о полетах реальностью, потому что именно во многом благодаря ему этот мальчик, повзрослев, стал одним из величайших авиаконструкторов в истории.Эпоху авиации Игорь Сикорский увидел во сне "Человеческая мечта о полетах беспредельна. Но чего бы мы ни достигли в стремлении расширить границы наших знаний, Игорь Сикорский навсегда останется для нас источником вдохновения как истинный провидец ", – сказал 37-ой президент США Ричард Никсон о легендарном авиаконструкторе. И это были не просто слова. На вертолетах с надписью "Sikorsky " летают все американские президенты, начиная с Эйзенхауэра. Сам же конструктор при жизни любил вспоминать о том, что эпоху авиации он увидел задолго до ее начала – во сне. Игорю Сикорскому (1889-1972) было всего одиннадцать лет, когда ему приснился сон, запомнившийся до конца его жизни. Заслуженный конструктор рассказывал о нем так: "Я вижу себя идущим по узкому, богато украшенному коридору. На обеих его сторонах двери, похожие на двери кают парохода. Пол покрыт красивым ковром. Круглые электрические лампы на потолке светятся приятным голубоватым светом. Чувствую под ногами слабую вибрацию и не удивляюсь, что она отличается от знакомой мне вибрации на пароходе или в поезде. Я принимаю это как должное, потому что знаю: я нахожусь в воздухе, на борту большого летающего корабля. Как только я дошел до конца коридора и открыл дверь, чтобы войти в украшенную комнату отдыха, я проснулся ". Правда, когда Сикорский открыл глаза, сон уже не казался ему таким логичным и реальным. Что до того, что всего через три года в небо поднимутся первые самолетики братьев Райт, а много десятилетий спустя небо уже наяву будут бороздить пассажирские авиалайнеры? Поверить в это не так-то легко, если тебе всего одиннадцать лет, а на дворе стоит 1900 год, диктуя совсем другие границы дозволенного... Удивительно, но далеко не только сон Игоря Сикорского способствовал развитию авиации. Известно как минимум еще одно сновидение, которое помогло другому великому конструктору сделать прорыв в самолетостроении. Но обо всем по порядку.Хвост для железного гигантаМногие знают о том, что советские самолеты, в названии которых присутствует слог "ан " ( "Руслан ", "Антей " и др.), обязаны этим своему создателю – генеральному авиаконструктору, академику АН СССР Олегу Константиновичу Антонову (1906-1984). В ряду его крылатых машин "Антей " – сверхгрузоподъемный самолет-гигант – стоит особняком: создание сверхмашины потребовало от конструкторов особенных усилий и нестандартного подхода. По словам Антонова, решение одной из технических задач – формы хвостового оперения "Антея " – пришло к нему неожиданно и как бы само по себе. "Я думал, рассчитывал, рисовал, но все было не то, – рассказывал конструктор. – Однажды ночью, во сне, перед моими глазами четко обрисовался хвост самолета, необычный по форме. От неожиданности я проснулся, зажег свет, зарисовал на листке бумаги странную конструкцию и слова лег спать. Утром, увидев рисунок, я был поражен: почему я не мог додуматься до этого раньше? ". Прошло немного времени, и сон конструктора обрел жизнь – сначала на страницах бесчисленных чертежей и расчетов, а затем и в виде огромной железной конструкции, не похожей ни на что, существовавшее раньше. Сны предсказывают... Или подсказывают?Безусловно, люди всегда грезили о полетах не только наяву, но и во сне. Однако тот факт, что некоторые из этих снов носили характер настоящего научного озарения и даже предвидения, как в случае авиаконструкторов Сикорского и Антонова, заставляет задуматься. Откуда взялись эти ночные подсказки? И что было бы, если бы ученые не прислушались к ним? На первый вопрос наука только-только начинает находить ответы, и главный из них – то, что сон является продуктом нашего правого, "образного " полушария. В отличие от левого, "логического " полушария, которое у нас доминирует днем, правое мы можем отчетливо слышать (вернее, видеть во сне) только ночью. Его язык – это язык образов, подсказок и намеков, а его сила – это вся мощь нашего Подсознания и нашей интуиции. Вот почему именно во сне так часто возникают озарения и всевозможные подсказки. Кто-то не хочет тратить времени на то, чтобы их запомнить, а тем более попытаться понять, другие – открыто пренебрегают ими. Однако немало и тех, кто пользуется подсказками своих снов и даже не стесняется об этом рассказать. После своего сна, приснившегося ему в 1900 году, Игорь Сикорский не просто с мальчишеским восторгом следил за достижениями первых неуклюжих самолетиков. Он уже знал, какими они должны быть. С 1908 г. он начал строить самолеты, в том числе и первые в мире четырехмоторные самолеты "Русский Витязь " и "Илья Муромец ". Благодаря таким примерам видно, как иногда стирается тонкая грань между снами и явью. Мечты отражаются в наших снах, а наши сны порой помогают делать самые сказочные мечты реальностью. Не зря в английском языке нет различия между словами "сон " и "мечта ". И то и другое обозначается одним и тем же словом: "dream ". Автор: Марина Успенская, *1001 гороскоп*