Войти в почту

Необычные танцоры. Как люди на колясках попали на сцену?

Как только парный дуэт танцевального ансамбля на колясках «Магнолия» появляется на сцене, его встречает шквал зрительских аплодисментов. Коллектив был создан четыре года назад при железногорском Центре социальной помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам. Такой ансамбль стал первым в Красноярском крае. «АиФ-Красноярск» рассказывает, как в небольшом городке появилась необычная танцевальная студия. Встреча после войны Танец на музыку из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» впервые был показан в музее на вечере, посвящённом 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Когда танцоры появились в зале, среди зрителей воцарилась гробовая тишина. Партнёрша в простеньком цветастом платье, в туфельках и белых носочках, солдат в пилотке и военной гимнастёрке на инвалидной коляске через танец рассказали историю любви, о долгом ожидании возвращения с войны и о радости встречи. Глаза присутствующих вдруг заблестели от слез и эмоций, которые передавали танцоры. Последний аккорд, тишина, затем овация. Пару долго не отпускали, а они смущённо улыбались и кланялись: он, не вставая с инвалидной коляски, и она, прикладывая руку к сердцу. Танцевальный ансамбль колясочников появился в железногорском Центре социальной помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам с лёгкой руки заведующей социально-реабилитационным отделением Светланы Зерновой. «Однажды я увидела по телевизору бальные танцы среди инвалидов и подумала: а почему бы не создать ансамбль в Железногорске? Это был 2012 год. Правда, в бальной паре партнёр был на ногах, а партнёрша на инвалидной коляске. Мы решили сделать наоборот: партнёрша на ногах, а партнёр в инвалидной коляске, - рассказывает Светлана Зернова. - Предлагали многим женщинам-колясочникам попробовать себя в танцах, но они наотрез отказывались, потому что очень стесняются своего недуга, мужчины воспринимают его не так драматично. Так у нас появилась сначала одна пара - Сергей Беляев и Ирина Тарасенко, а потом вторая - Владимир Булыгин и Инна Игупова». Дело оставалось за малым - найти руководителя. Обратились за помощью в молодёжный центр, там посоветовали пригласить Елену Алексееву, которая занималась постановкой свадебных танцев. Оказалось, что Елена - не профессиональный хореограф, по специальности она инженер-материаловед, работает в космической фирме АО ИСС. В Железногорске преподавала хастл - это импровизация под музыку в стиле латино и диско. По словам молодой женщины, танцы - её страсть и по сути вторая жизнь. Когда получила предложение от Центра социальной помощи, была в декретном отпуске, сомневалась, получится ли заниматься постановками с маленьким ребёнком, но решила попробовать. «Сомнения ушли сразу после того, как я познакомилась с ребятами. Они принимали такое активное участие в постановках, с их стороны был такой отклик, что хотелось сделать многое. Мы здесь, как одна семья, в которой каждый может рассказать о своих проблемах, спросить совета», - рассказывает Елена Алексеева. В 2014 году в декаду инвалидов танцевальный коллектив, который с лёгкой руки руководителя получил название «Магнолия», показал свой первый вальс, его исполнили Сергей Беляев и Ирина Тарасенко. Та самая пара, что танцевала «Встречу после войны». Непередаваемые эмоции Ирина с первого дня в ансамб­ле, говорит, очень нравится танцевать, кроме того, она как специалист социально-реабилитационного отделения центра постоянно сопровождает коллектив в поездках на фестивали и различные концерты. Танцы - это не просто досуг инвалидов: коллектив решает несколько важных задач: оздоровительную, реабилитационную. Кроме того, это возможность более быстрой социальной адаптации, ведь колясочникам довольно сложно снова вернуться в общество. Кроме физического недуга, необходимо преодолеть и психологический барьер, а это порой гораздо сложнее. Танцы дают возможность поддерживать физическую форму, умственную активность, развивать память. За время своего существования состав танцевальной группы на колясках менялся несколько раз. К сожалению, инвалиды уходят из жизни, кто-то уезжает. Так произошло и с первым танцором Сергеем Беляевым. Он переехал с семьёй на постоянное место жительство в Анапу, но дело, которым с успехом занимался в городе, продолжил, создав танцевальный коллектив по примеру железногорского. В южном городе коллектив Сергея знают, он популярен. Сейчас у Ирины Тарасенко другой партнёр - Александр Алексюк, над которым она взяла шефство. Ему 56 лет, он перенёс два инсульта и два инфаркта, год был прикован к постели, потом пересел на коляску, сейчас уже ходит с тростью. Делает физические упражнения, отжимается. Сначала просто приходил на репетиции, садился на диванчик и наблюдал за парами, потом попросился танцевать. Александру, по его словам, это даёт возможность развивать память, которая после перенесённого заболевания пока подводит. Первое время было большой сложностью запомнить рисунок танца, поэтому всё делал, глядя в бумажку. Сейчас шпаргалка уже не требуется. Первым танцем, который они исполнили вместе с Ириной, был вальс. С ним в 2017 году они выступили на Международном благотворительном танцевальном фестивале Inclusive Dance. «Непередаваемые эмоции и наслаждение - такие чувства были у меня, когда выступил первый раз на сцене», - пока ещё медленно рассказывает Александр, речь у него до конца не восстановилась. В дополнение к танцам записался в хор, чтобы тренировать речь, такую поставил перед собой задачу. В 2018 году в престижном фестивале приняли участие уже две пары, к Ирине и Александру присоединились Юрий Лапин и социальный педагог Ольга Коробова. Слепота танцам не помеха Танцевальный коллектив «Магнолия» - это три группы людей с физическими ограничениями здоровья: пожилые, колясочники и сольные исполнители. Первые лихо исполняют цыганские и латиноамериканские танцы и сальсу. Репертуар группы на колясках обширнее: четыре вальса, испанский и русский народный танцы, рок-н-ролл на известную песню Сюткина «Оранжевый галстук», сейчас репетируют танго. Танец с перьями придуман специально для солистки Лидии Кузьминой. Общаясь с изящной, небольшого роста темноволосой женщиной, с трудом верится, что она ничего не видит и живёт в полной темноте. Лидия не только исполняет эстрадные песни и танцует, но и ухаживает за своей престарелой мамой, которая тоже не видит, готовит, делает в доме уборку. «Танцевала я с юности, и даже сейчас для меня это сложности не представляет. Отлично запоминаю номера мобильных телефонов, вяжу, могу без посторонней помощи вдеть нитку в иголку. Вообще, руки мне заменяют глаза. Однажды принимала участие в конкурсе, где за минуту требовалось нарисовать любимое животное, - уложилась в 40 секунд. Не зря говорят, что у человека, потерявшего зрение, открываются другие способности ощущать окружающий мир», - убеждена Лидия. Зрение женщина теряла постепенно, говорит, это генетика. 10 лет назад перестала видеть окончательно. Но это не стало для неё поводом впасть в уныние и погрузиться в депрессию: характер не тот. Начала осваивать жизнь в новых предлагаемых обстоятельствах: петь и танцевать. «Если другим я показываю движения, то Лидии объясняю словами. У неё тело само танцует. Сейчас активно репетируем её танец. Хочу подчеркнуть, что никогда не смотрела на участников моего коллектива как на инвалидов. Для меня они самые обычные люди. Я не даю им поблажек, говорю: иди и делай. И они это ценят, а я учусь у них жизнелюбию и целеустремлённости. Нередко люди с ограниченными физическими возможностями становятся примером для тех, у кого всё в порядке со здоровьем. Знаю, что для моих участников крайне важно в ответ на их старания получить живой тёплый отклик зрителей. Их не надо жалеть, к ним нужно относиться с глубоким уважением. Несмотря на свои недуги, они дарят людям радость, и для них крайне важно получить в ответ сердечную благодарность и восхищение», - говорит руководитель коллектива Елена Алексеева.

Необычные танцоры. Как люди на колясках попали на сцену?
© АиФ Красноярск