Вдохновение требует комфорта. Философ - о поэзии и формуле творчества

Каждый, кому хоть раз в жизни приходилось творить, знает, как сложно это делать, если нет вдохновения. И перо не летит по бумаге, и рифма не складывается или выглядит банальной и чужой... Музы - покровительницы искусств, кажется, отвернулись от тебя навсегда. Между тем в Красноярске живёт учёный, который ещё не потерял надежду вывести формулу творчества. О том, как сделать вдохновение таким же доступным, как чистка зубов, философ Павел Стариков рассказал корреспонденту «АиФ-Красноярск». Вселенная смыслов Михаил Маркович, «АиФ-Красноярск»: Павел Анатольевич, было время, когда на заре робототехники разгорелся спор вокруг написанной машинами музыки. Многие тогда высказывались о достоинствах полученных мелодий. Вы выбрали в качестве научного интереса структуру вдохновения. И мне кажется, между этими явлениями есть прямая связь. Вы пытаетесь уложить эфемерный мир творчества в рамки математических формул? Павел Стариков: Аналогия имеет право на существование. Проблема в том, что в нашем мире есть вещи, которые алгеброй невозможно объяснить. Если говорить о вдохновении, это есть некий поиск целостности. Как природа ищет гармоничное сочетание элементов, так и человек находится в таком же поиске. Так вот, в момент вдохновения он обладает повышенной способностью видеть эту гармонию. А это уже можно изучать - повышенная способность к синтезу. Одним из первых о таком понимании творчества заговорил Абрахам Маслоу - один из основателей гуманистической психологии. Он выявил важность для развития человека особых состояний - пиковых переживаний. Я считаю, что это наиболее яркое определение вдохновения. Маслоу описал их структурно и выявил особый вид людей, которым присущи такие переживания. Он назвал их самоактуализируемыми, то есть людьми, которые себя реализовали, вышли на пик своих возможностей. Благодаря Маслоу мы можем применять математическое исчисление к вдохновению, то есть можем понять компоненты, которые входят во вдохновение, какие эмоции и ощущения его окружают. - Ну вот я, к примеру, принадлежу к профессии, где постоянно борются две составляющих - вдохновение и ремесло. Постоянно поддерживать в себе вдохновение не получается, и тогда помогает набор приёмов и знаний, полученных ранее, продукт на выходе есть, хотя как автор я понимаю, что по качеству он уступают написанному в период вдохновения. - Вы начали с вопроса о компьютерном творчестве, и мне вспомнилась строчка того времени, написанная машиной: «Я вышел в поле, и небо не спало»... В этом что-то есть, поэзия присутствует в строке, но понимает ли это компьютер, её написавший? Мы чувствуем целостность, чувствуем одушевление. Ведь «небо не спало» - это целый архетип. Множество смыслов входит в эти несколько слов, и понятно, что машина ничего этого не знает. Особенность человека - умение нанизывать смыслы один на другой, соединять их. Потому каждый человек - это вселенная смыслов. И в то же время существуют состояния, когда эта вселенная разворачивается. Это происходит в момент пиковых переживаний как возможность самореализации человека в его высших проявлениях. И одна из этих особенностей - творчество, но несколько иное, чем привычное нам. Умелое создание целостности из отдельных элементов. Момент творца - То есть момент создания, момент творца доступны не только людям творческих профессий, а любому человеку, который имеет дело с множественностью? - Когда мы собираем множество компонентов в единое целое, тогда в нас просыпается вдохновение, и мы творим по-настоящему! И этому надо учить! Учить входить в состояние вдохновения, когда просыпается эта способность, и учить пользоваться его плодами. А количество сфер, куда приложимо использование вдохновения, просто огромно, а функциональность ещё шире. - А можно живой пример? - Можно. Из сферы омоложения организма. Всем известный эффект плацебо меняется в зависимости от силы возвышенных переживаний, которые испытывает больной. Ещё во времена СССР группа физиологов под руководством Гаркави открыла особую реакцию организма на стрессовые раздражители. Её назвали реакцией активации. Эксперименты с тем, как стойкая реакция активации лечит болезни, омолаживает организм, настраивает на функциональную гармонию. Удивительно, но вдохновение - это эмоциональное лицо физиологической реакции активации. В этом состоянии человек буквально летает, ему всё по плечу, и он являет собой живую иллюстрацию поговорки: «В здоровом теле - здоровый дух». - У Валентина Пикуля в одном из романов герой принуждает своего противника к написанию некого документа, но тот жалуется на отсутствие вдохновения. И тогда первый предлагает вдохновить его с помощью пистолета. Такое тоже возможно? - Конечно! Тайна вдохновения - это тайна пиковых переживаний. Так что состояние вдохновения - это целый спектр состояний, и мы только начинаем анализировать его. И пистолет способен «помочь» ощутить пиковые переживания, а значит, приблизиться к вдохновению, только с негативной стороны. - Что же стоит в центре этого состояния, на чём оно базируется, если искать его внутри себя? - Первый признак вдохновения - лёгкость! Венгр Чиксентмихайи называл это состоянием потока. Разработаны специальные психотехники, которые работают с лёгкостью. Ещё один путь - это работа с мотивацией и правильной постановкой цели. Здесь основной принцип - цель, которую ставит человек, должна быть ему соразмерна. Недооценка обычно порождает скуку. Недооценивают себя люди в состоянии тревоги, они боятся нового поражения. Есть, наоборот, гротескно высокие цели, которые также влекут за собой тревогу и стресс. - В том целеполагании, о котором вы говорите, грань очень тонка? Как определить её? - Эти цели привязаны к внутренним ценностям, архетипам, внутренней мифологии. Есть мифология победителя: когда человек верит в свои силы. В состоянии вдохновения он ощущает себя ядром своей личности, попадает в самую суть своей индивидуальности. В этот момент он и открывает свои крылья. Эта же технология срабатывает даже на грани поражения, если человек в момент борьбы сможет забыть о себе на время, вспомнить что-то ценное. Люди поднимаются буквально с колен. Всё дело в символе - Возможно ли постоянное пребывание в состоянии вдохновения? - Нет, я думаю, вряд ли. Конечно, мы знаем жития святых, которые могли делать что-то подобное. Но я такого вывода сделать не могу. В состоянии вдохновения человек меньше нуждается в сне, но всё-таки отдых необходим. - Как же пробудить его в себе? - Во-первых, надо почитать специальную литературу. Во-вторых, мы приближаемся к эре психотехнологий. Не стоит мучиться и изобретать своё - учитесь у мастеров. Используйте воображение, чтобы создать необходимую лично вам психологическую атмосферу. В двух словах трудно описать рождающуюся новую эргономику. Вы можете разместить в кабинете пейзажи - на них откликается человеческая душа. Найдите подходящий символ, который будет незаметно, бессознательно действовать на вас. Доказано, что один из сильнейших по своему воздействию символ - «мать и дитя». Именно этот психологический мотив увеличивает эффективность действий испытуемых, издавна используется в символике икон. Мир счастливых символов многообразен. Для кого-то это может быть купюра. У игроков в покер наверняка есть счастливая кепка или очки. Неважно, что это, главное, что оно помогает вам. Приступая к любому делу, стоит избавиться от негатива и принуждения. И помните: вдохновение требует психологического комфорта, ощущения собственного достоинства! Между прочим, первые мозговые штурмы проходили не в офисах, набитых коллегами и пропахших кофе, а на яхтах, в открытом море, при солнечной погоде. Так войти в состояние потока гораздо легче. Ещё одна возможность - психологический резонанс, соучастие, близость. Ощутите чувство братства с коллегами при решении задачи. И входите во вдохновение, входите в поток!

Вдохновение требует комфорта. Философ - о поэзии и формуле творчества
© АиФ Красноярск