15 оттенков чёрного золота. Уфимец пишет картины нефтью

Марсель Шайдуллин занялся необычной формой живописи всего пару лет назад, но его творчество уже оценили не только коллеги-нефтяники, но и признанные художники. Он рассказал «АиФ-Башкортостан», чем отличается нефть в Башкирии, от той, что добывается в Сибири, насколько податлив этот материал для использования в качестве красок и для чего он рисовал глав Роснефти и Газпрома. Добурился до живописи Юлия Байджанова, «АиФ-Башкортостан»: Марсель, какое желание было первым – стать нефтяником или художником? Как объединились два увлечения? Марсель Шайдуллин: С детства любил рисовать карандашом и акварелью. Освоить масляные краски в сельской местности, где я рос, не было возможности. Встретив на берегу речки художника на пленэре, загорелся стать таким же. Но в классе девятом решил стать нефтяником, когда понял, что это перспективно, интересно и финансово стабильно. Окончил УГНТУ, устроился в нефтесервисную компанию, ездил по месторождениям, но рисовать для себя не прекращал. Тем более видел множество идей для вдохновения: буровые вышки, качалки, трубопроводы, величаво вписанные в природу. Случайно попав на курсы масляной живописи, подумал, как бы совместить краски с нефтью. Эта идея у меня возникла давно: как-то раз, запачкав спецовку «черным золотом», оттирал одежду снегом и увидел, как в пятнах вырисовываются образы буровиков, вышек, природы. - Какова специфика работы? Быстро такая «краска» сохнет, как сделать ее цветной? - Нефть - сложный для живописи материал, в сыром виде не сохнет, стекает, но методом проб и ошибок я нашёл способ «приручить» её. Помогли знания, полученные в университете, и опыт работы инженером по буровым растворам. Трудности компенсируются особым блеском в картинах, энергетикой, которую излучает «краска» из земли (она, кстати, и более экологична, чем масляная). Рисую чисто нефтью, иногда комбинирую с красками. Использую кисточки для масляной живописи, холст льняной, сохнет картина от двух недель до месяца, исправлять что-то можно, но это гораздо тяжелее. На одну работу уходит около 200 граммов «красок». В зависимости от месторождения сырье имеет различные оттенки. Например, у нас в Башкирии она черного цвета, в Сибири – изумрудно-зелёная, на Сахалине - коричневая, существует даже бесцветная. Всего около 15 цветов - это зависит от содержания смолистых веществ и уровня залежи. Считаю нефть таким же природным материалом для творчества и рисования, как уголь и мел, но в искусстве она недооценена. И я работаю над продвижением - этакий миссионер Фест из фильма «Человек с бульвара Капуцинов», но в живописи. Вдохновлённый суровостью - Картины дарите или продаёте? - В интернете сейчас много обучающих видео – занимаюсь по ним. В моём багаже - около 50 картин. Первую нарисовал на курсах масляной живописи - это лошадь, довольно удачно получилось, ее подарил родителям. Новые картины выставляю на выставках, там же и продаю. Покупают, в основном, нефтяники и газовики, крупные газовые компании. Считаю, подарками художник обесценивает своё творчество: будто его работы настолько никому не интересны, что приходится их раздавать. Посудите сами: себестоимость одной картины с учётом расходных материалов - от кисточек и красок до багета на раму – более 20 тысяч рублей. Слишком дорогой подарок получается для малознакомых людей. При этом картина не будет цениться по достоинству ни как предмет искусства, ни как вещь – досталась же бесплатно! - Вы пишете и пейзажи, и портреты. Чем обусловлен выбор жанров? - Художники говорят: «если ты умеешь писать портрет, ты умеешь писать всё». Люблю рисовать образы нефтяников, а ещё вышки, качалки, трубопроводы, цистерны. Выбор зависит от настроения и вдохновения, главное для меня - довести начатое до конца. Портреты Радия Хабирова (врио главы Башкирии - прим.ред), Алексей Миллера (глава Газпрома - прим.ред), Игоря Сечина (глава Роснефти - прим.ред) писал осознанно, но не в подарок, не чтоб угодить. Хотел показать этих руководителей ближе к народу, к обычным работягам: пишу их в касках, на фоне нефтяных качалок. Радию Хабирову портрет пока не подарил, но мы пообщались на открытии моей выставки в УГНТУ. - Часто беретесь за кисть? Приходилось рисовать на месторождении на скорую руку? - Моя работа слишком серьёзная и ответственная, чтобы можно было отвлекаться. За кисти берусь дома, после возвращения с вахты. В комнате, которую переоборудовал под мастерскую, уже могу дать волю вдохновению и вспомнить всё то, что увидел в полях. Возродить славу профессии - Обязательно ли художнику выставляться, чтобы найти своего ценителя, или сегодня достаточно соцсетей? - У меня прошло восемь выставок. Впереди ещё как минимум три: в Москве на Международной выставке «Нефть и газ» и в родной школе в Бакалинском районе. Планирую выставляться и в других регионах. Приятно удивлён вниманию ко мне и моим работам, интересу зрителей. При этом выставка куда полезнее. В соцсетях, в комментариях под фото контакты не наладишь. Это так же, как посмотреть спортивный матч - по телевизору или на стадионе. Хотя в соцсетях меня находят много иностранных коллег, их внимание тоже ценно. - Почему выбрали стиль соцреализма? Видите особую воспитательную цель? - Хочу популяризировать профессию нефтяника. В советское время было много художников-промышленников, которые воспевали человека труда. В 1990-х мода на такое направление прошла, но это очень важное течение. Стране нужны «рабочие руки», и люди начали забывать, как должен выглядеть настоящий мужчина: жёсткие черты лица, суровый взгляд и военная выправка. Возможно, посмотрев мои картины, дети захотят стать нефтяниками. Вообще планирую в этом году начать ездить по детским домам, рассказывать ребятам о своей профессии, мотивировать их, проводить мастер-классы «нефтяной» живописи.

15 оттенков чёрного золота. Уфимец пишет картины нефтью
© АиФ-Уфа