Выставки недели: выбор «Артгида». Март 2019
Илья Репин (до 18 августа 2019) Новая Третьяковка Истерзанный вандалом в мае прошлого года «Иван Грозный» спровоцировал не вполне здоровый интерес к Илье Репину, но юбилейная выставка, приуроченная к 175-летию со дня рождения художника, рассказывает о его творчестве вне скандалов. С именем Репина связан один из важнейших переломов в истории русского искусства, когда передвижники противопоставили себя академизму, расчистив путь новейшим художественным течениям. Поистине масштабная экспозиция заняла три этажа Новой Третьяковки — здесь показывают произведения, созданные Репиным с начала 1870-х по конец 1920-х годов. В частности, из Государственного Русского музея в Москву приехало огромное полотно «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года…». Помимо хрестоматийных «Бурлаков на Волге» и «Запорожцев», есть и менее известные произведения из собраний 26 музеев и частных коллекций. [Подробнее] Тамара Стофферс. Воробьёвы горы. 2016. Courtesy Центр фотографии им. братьев Люмьер Новое прошлое Тамары Стофферс (до 30 июня 2019) Центр фотографии им. братьев Люмьер По признанию молодого голландского фотографа Тамары Стофферс, на работу над проектом ее вдохновило знакомство с одной старой книгой об СССР, по прочтении которой она осталась поражена «сильным визуальным языком» эпохи, а посещение выставки советского дизайна в Роттердаме лишь укрепило ее в намерении пропустить этот материал сквозь свою художественную оптику. Ее работы — коллажи из архивных цветных и черно-белых фотографий, совмещенных с журнальной иллюстрацией того времени. Посредством оригинальных сопоставлений и визуальных каламбуров Стофферс создает яркий калейдоскоп советской цивилизации научно-технической революции и развитого потребления в условиях развитого социализма. [Подробнее] Неизвестный автор. Модная обувь. 1933. Серебряно-желатиновый отпечаток. Shoe Icons Les années folles. Фотография, костюмы и обувь из коллекции Shoe Icons (до 19 мая 2019) Мультимедиа Арт Музей Двадцатые и тридцатые годы прошлого века — это эпоха джаза, цветного кинематографа, массовых зрелищ и небоскребов. Вернувшись к жизни после Первой мировой, Европа и Америка натурально пустились в разгул. Одним из ответов на вызов времени стал стиль ар-деко, к середине 1920-х захвативший дизайнеров одежды и интерьеров, ювелиров и художников. Выставка Les années folles подробно рассказывает, как «безумные времена» изменили повседневную жизнь уставших от войны людей — в особенности женщин, для которых этот период был отмечен возможностью более свободно демонстрировать свою сексуальность и жить независимо от мужчин. Социальные изменения подтолкнули моду, и уже в середине 1920-х появились женские юбки до колена. Фокстрот, ритм-энд-блюз и чарльстон изменили форму обуви, а новые технологии позволили превратить одежду в феномен массовой культуры. В основе экспозиции — одна из крупнейших в мире коллекций обуви и костюма, а также специализированные книги, выпущенные издательством Назима и Елены Мустафаевых. [Подробнее] Кирилл Арсеньев. Big boys don’t cry. Фрагмент. 2019. Courtesy автор Московский концептуализм. Связь (до 8 мая 2019) Центр дизайна ARTPLAY О влиянии отечественных художественных практик 1970-х годов на современных художников можно говорить бесконечно. Знаменитая статья Бориса Гройса «Московский романтический концептуализм» сделала из них бренд, который успешно конвертируется в выставки, монографии и прочие формы культурной активности. Проект Artplay рассчитан на так называемого «широкого зрителя», который не знаком с основными стратегиями концептуалистов. Организаторы предлагают посмотреть на них глазами современных художников, среди которых — Алиса Йоффе, Паруйр Давтян, Марина Руденко и другие авторы. Их работы дополняют материалы МАНИ (Московский архив нового искусства) — собрания, формировавшегося внутри московской концептуальной школы с 1988 года. [Подробнее] Ирина Нахова. Все хорошо. 2017. Бумага, смешанная техника. Эстимейт: €800–1,100. Courtesy Vladey Предаукционная выставка и аукцион. Коллекция Бакштейна (до 18 марта 2019) VLADEY Space Два года назад собрание Иосифа Бакштейна впервые показали в музее — в ММОМА на Петровке было выставлено более 80 работ. Коллекция куратора, основателя и до недавнего времени комиссара Московской международной биеннале сложилась преимущественно из произведений, подаренных ему друзьями-концептуалистами и художниками, связанными с Институтом проблем современного искусства (ИПСИ) — еще одним грандиозным проектом Бакштейна. Топ-лотами на торгах VLADEY станут работы Ирины Наховой и Андрея Филиппова, Эрика Булатова и Владислава Мамышева-Монро. Среди них — живопись, графика и объекты, цены на которые начинаются с 15 тыс. руб. [Подробнее]