Михаил Казиник: Рэп-баттл — это попытка предотвратить поножовщину
Вчера в Челябинск по приглашению ПАО "Сбербанк" прилетел Михаил Казиник — скрипач-виртуоз, искусствовед, писатель и педагог. После его лекции-концерта для детей-сирот, “Хорошие новости” в экспресс-режиме поговорили с гостем и расспросили, как себя заставить любить классику, победить клиповое мышление и каким искусством должен овладеть каждый родитель. В редакции мы составили дюжину фраз и предложили Михаилу Казинику продолжить их. Каждое утро я начинаю с… благодарения высшим силам за то, что я чувствую музыку, поэзию, живопись, литературу, что я не кретин, что я не попсовик, что я не трясущееся животнообразное существо, у которого нижняя часть выше, чем верхняя. В интернет я обычно выхожу… довольно часто. Во многом из-за написания книг. Кроме того, я единственный из людей подобного ранга, кто сам участвует в своих социальных сетях. Не набираю никаких секретарей и замену. Иногда в соцсетях провожу 20 минут, а иногда три часа. Когда я еду в машине, я, как правило, слушаю… Брамса, Чайковского, Баха. Энергетическую музыку. И она еще связана с окружением. Если я еду зимой, это одна музыка, если летом — другая, если еду в южных регионах планеты — третья, если по Италии, то итальянское барокко. Три главных композитора для меня — это… никогда не скажу! Это великая тайна. Это то же самое, что попросить Дон Жуана назвать трех любимых женщин. У него только испанок тысячи три было. И если он будет, общаясь с женщиной, говорить про другую, у него ничего не получится. Я, как Дон Жуан, люблю того, о ком говорю. И если я буду говорить о Чайковском, а думать, что вообще-то больше люблю Мусоргского, ничего не получится. Я их всех люблю. Есть простое правило, как полюбить классическую музыку… Нужно почитать мои книжки “Тайны гениев”, “Приобщение” и “Буравчик в стране света”. И нужно слушать те диски, которые я сделал, от рождения, точнее даже от десяти месяцев беременности, и до подросткового возраста. А совет для родителей: нужно каждый вечер устраивать так называемые “пять минут Моцарта”. Обнимаете ребенка с двух сторон, в тепле, зажигаете маленький свет, и включаете Моцарта. В три, в четыре, в пять лет. Если вы забудете, ваш ребенок потом придет к вам совершенно обиженный и спросит: “А где пять минут Моцарта?”. И Баха. Баха — для получения в будущем Нобелевской премии, а Моцарта для гармонизации сознания. Мое отношение к рэпу… ну что… чтоб не убивать, лучше рэп. Пока они рэпуют, можно ходит по дворам более безопасно. Рэп-баттл — это попытка предотвратить поножовщину. Когда вы стоите рядом друг с другом, готовы убить уже, а вам говорят “раунд 2”. Как спасение от лишних убийств — да. Последнее, что я прочитал, — это … то же, что и первое — “Фауст” Гете, которого я читал 18 раз. А вообще есть несколько книг, которые я всегда держу на столе: “Игра в бисер” Гессе, “Доктор Фаустус” Манна, “Мастер и Маргарита” Булгакова и “Соборяне” Лескова — мой любимый роман русской литературы. На мой взгляд, лучший фильм о музыке — это… нет таких! Нельзя сделать фильм о гении. Для этого нужно быть адекватным гением. Но вообще я могу произнести. Это “Солярис” Тарковского. Там главный герой — хоральная прелюдия Баха. Именно она вступает в единоборство с планетой-мозгом Солярис и побеждает. Солярис перестает уничтожать этих посланников, потому что слышит, что хоральная прелюдия равновелика его мозгу, то есть люди, оказывается, представляют мозг Баха, а не какие-то глупые мозги каких-то глупых извращенцев. И тогда Солярис дарит Крису статус блудного сына и ручей детства, а ручей на немецком звучит как “бах”. Поэтому весь фильм о Бахе. Хороший педагог точно знает, что… нужно начинать урок с парадокса, неожиданности, а лучше веселой истории. Я бы рекомендовал всем родителям… обязательно идти на курсы по риторике и овладеть речью. Тогда они смогут передать ребенку речь, потому что то, что слышит ребенок, — обрывки искаженного, извращенного пушкинского языка, это ужасно. А речь связана с действием. Лучшее средство борьбы с клиповым мышлением… — это школа нового типа, которую я создаю, где существует ассоциативное мышление, то есть каждое явление и понятие связано с соседним. В школах, если на географии проходят Африку, а на истории Французскую революцию, то у ребенка может сложиться мнение, что Французская революция произошла в Африке. Но если учитель географии говорит о Франции, учитель истории должен говорить о Французской революции, а третий на мировой художественной культуре должен говорить о французских импрессионистах. И тогда у ребенка сложится цельная картина одной страны. И он не идет к рэпу, от вас, идиотов, которые набили его голову отдельными кусками, а ему это все и противно, и скучно, и надо запоминать. А не надо запоминать, надо понимать. Меня делает по-настоящему счастливым… выход на сцену, когда я ощущаю, что люди мои. Что люди из разных мест, с разным состоянием, с разным статусом вдруг неожиданно начинают дышать вместе.