Кто не спрятался, босс не виноват: как сработаться с требовательным руководителем

Требовательный руководитель – это не всегда железная дисциплина и отличные результаты. Практика постоянного психологического давления на людей порой приводит к эмоциональному выгоранию сотрудников. Следующий этап – их профессиональные навыки и умения стремятся к нулевой отметке. И не всегда, кстати, во всех бедах виноват только шеф. Но что делать, если вы ощущаете несправедливость претензий? Прежде всего, анализируйте ситуацию, ну а затем делайте выводы: оно вам надо или нет? Где проходит граница между строгим, но справедливым отношением к сотрудникам и пусть ненамеренным, но унижением подчиненных? Можно ли по каким-то характерным чертам отличить руководителя – строгого учителя и начальника от «психологического танка»? Проблема работы с изначально недружественно настроенными руководителями родилась не вчера. Такие начальники существовали всегда, только вот на климат в коллективе, который был создан их «стараниями», и эффективность подобного управления внимание обращалось крайне редко. Сотрудники называли такого человека «самодур/самодура» и, набравшись терпения, продолжали заниматься своими делами. Однако проблема оставалась, и конечно же, влияла на результаты работы. «Руководитель-тиран способен не только омрачить рабочую атмосферу, но и существенно повлиять на результаты работы коллектива, основательно их ухудшив, – говорит кандидат психологических наук Татьяна БОРИСОВА. – Вот как раз именно этой проблемой на этажах власти занимались меньше всего. Недовольство поведением руководства активно обсуждалось между сотрудниками, но чаще всего оно так и оставалось внутри группы обиженных, а вот анализа результатов работы организации при этом не было. Поэтому меры борьбы с начальниками-тиранами если и осуществлялись, то крайне неэффективно». По словам Татьяны БОРИСОВОЙ, основная отличительная черта начальника-тирана от строгого руководителя – это отсутствие интереса к результату. «Человек, желающий отыграться на подчиненных, выплеснуть на их головы по каким-то причинам накопившуюся в нем отрицательную энергию, показать свое превосходство, менее всего замотивирован на итоговый результат, – говорит Татьяна БОРИСОВА. – Ему важно разрядиться и насладиться собственным положением. Как только он спустит всех собак на подчиненных, он успокоится, но только на время. Этот процесс будет повторяться с завидным постоянством, а КПД от таких взбучек будет равен нулю. Совсем другое дело авторитарный руководитель, который учит, используя не самые гуманные способы. Он заинтересован в результате и, в конечном итоге, такой шеф обязательно измеряет эффективность принятых им мер и делает выводы. Еще одна особенность враждебно настроенного к вам руководителя – это претензии, которые напрямую не касаются вашей работы и не затрагивают ваши компетенции. Например, он может придираться к вашему поведению, к вашей внешности, оскорблять вас за неумение быстро и четко сформулировать мысль и т.д. Авторитарный руководитель, как правило, игнорирует все, что не касается работы, ему важно получить плюсовый итог – он будет ругать каждого предметно, четко обозначив, что не сделано и что необходимо предпринять для исправления положения. Еще один тип начальников – руководитель-тиран. Чтобы показать свое превосходство, он даже рад заставлять сотрудников делать ту работу, которая не входит в их круг обязанностей. Ему важно вынудить человека делать то, что он не должен, чтобы насладиться всемогуществом. Что получится в итоге, его совершенно не волнует. Авторитарный руководитель в свою очередь, наоборот, выделит опытного спеца в помощь тому, кто не справляется. Это тоже можно воспринимать как унижение, потому что вам не дали второй или третьей попытки. Но такого руководителя волнует результат, и если он понимает, что время не ждет, то рисковать дальше не будет». Так или иначе, враждебный начальник – это проблема не только для коллектива, но и для всей компании. По словам Татьяны БОРИСОВОЙ, профессионалы, не желающие работать под руководством самодура, уходят, а перепуганные сотрудники перестают выполнять в полной мере свои непосредственные функции, желая делать все, что угодно, лишь бы угодить тирану. Результаты для тех, кто видит в подобной тактике выход, плачевные. Страшно и то, что, смирившись с ролью «мальчика для битья», вы теряете самооценку, переставая быть конкурентоспособными сотрудником. Выходить из этого состояния вам будет очень сложно. Что же можно предпринять в том случае, если вы четко осознали тот факт, что начальник – тиран, а менять работу пока не готовы, или попросту говоря, сейчас по вашему профилю предложений нет? * СТЕНКА-НЕВИДИМКА Комментарий специалиста: «Научитесь мысленно ставить перед собой стену, которая будет отделять вас от мечущего «громы и молнии» начальника, – говорит Татьяна БОРИСОВА. – Верьте в то, что именно она защитит вас от гнева руководителя и от разрядов его негативных эмоций. Как только взрыв прекратится, так же мысленно убирайте стену и начинайте глубоко дышать полной грудью. Вы должны почувствовать, как воздух проникает в ваши легкие, это будет сигналом о том, что вы находитесь в безопасности и можно расслабиться. Конечно, такие манипуляции с собственным сознанием будут даваться вам нелегко. Но со временем вы поймете, что они идут вам на пользу. Благодаря этой технике вы научитесь не замечать то, что не несет для вас никакой смысловой нагрузки. Упражняясь в воображении, раскрашивайте стену между начальством и собой в те цвета, которые помогают вам успокоиться, или рисуйте на ней то, что нравится. Вы должны осознавать, что по ту сторону стены, где вы, все в полном порядке». * РАССКАЖИТЕ О «ДРУГОМ НАЧАЛЬНИКЕ» Комментарий специалиста: «Тоже хороший прием, помогающий избавиться от негатива, – говорит Татьяна БОРИСОВА. – Сказать правду в глаза начальнику от своего имени вы не можете – это будет равносильно заявлению по собственному желанию. Но есть один способ выговориться для того, чтобы стало легче. Вы можете рассказать руководителю все, что думаете про него, используя подставной образ. Вы придумываете историю про другого начальника, который по поведению как две капли воды похож на вашего. И рассказывает ее от первого лица, снабжая описание «другого самодура» самыми смешными и нелестными эпитетами. Например, расскажите: «Подчиненные прямо так и говорят ему: вы – невежественный человек...» и т.д.». Все, что вы проговариваете, относится к вашему руководителю, но начальник этого, возможно, и не подозревает. После того, как скажете все это, вам полегчает. Кроме того, ситуация эта будет полезна и для начальника. Глядя со стороны на придуманный образ, а по сути – на самого себя, он, возможно, также увидит, плюс осудит массу обозначенных недостатков и скорректирует свое поведение». * ДОКАЗЫВАЙТЕ ЕЖЕЧАСНО, ЧТО ВЫ – ПРОФИ Комментарий специалиста: «Каким бы самодуром не был начальник, он понимает, что в его команде должны быть профессионалы, – говорит Татьяна БОРИСОВА. – Ваша задача доказать ему, что вы тот самый профи, которого стоит сберечь. Заостряйте внимание на своих результатах, делитесь с ним мыслями и стратегиями, выражаясь высокопарно и ссылаясь на статусные источники (статьи и высказывания знаменитых людей и т.д.). Дайте ему понять, что вы способны эффективно работать и добиваться хороших результатов. Как только он убедиться в этом, то почувствует уважение, а значит, перестанет вас дергать без повода. Если же нападки не прекратятся, спокойно напоминайте ему о ваших разговорах на рабочие темы. «Я занят реализацией идеи, помните, мы с вами обсуждали, вам она понравилась?» Против себя не будет выступать никто. Он сделает вид, что на этот раз удовлетворен ответом, и пойдет воспитывать других сотрудников».