Войти в почту

Личный выбор: стоит ли следовать религиозным традициям

У верующих — вторая неделя Великого поста. Москвичи часто говорят о своей приверженности православным традициям и соблюдают пост. Нужно ли следовать церковным догмам и обрядам или достаточно соблюдения общепринятых моральных норм? Этот вопрос мы задали религиозным деятелям, философам и даже врачу, отвечающему за наше психическое здоровье. Вячеслав Ряховский, заместитель главного врача Научного центра психического здоровья, кандидат медицинских наук: — Если вы участвуете в религиозном обряде, следуя моде, то лишь зря нагружаете свою психику. Все-таки цель обряда — обретение душевного равновесия. Освободить душу Димитрий Першин, иеромонах Русской православной церкви: — Наше спасение — в личной встрече со Христом. Недостаточно механически соблюдать обряды или просто следовать моральным нормам. В покаянии Господь изводит нас из ада страстей, соединяет в Таинствах с Собой. Поэтому мы призваны освободить в своей душе место для этого общения. А для этого нам надлежит расстаться с идолами. Сбросить все, что придавливает к земле. Такую возможность избавиться от мусора, захламившего внутренний мир, и дает Великий пост. Воздержание и молитва вводят нас в пространство этой встречи с Богом, позволяя приподняться над бесконечным потреблением: шопингом, гаджетами и всей прочей мишурой. Одно из искушений православного христианина — мумифицировать духовную традицию в музейные экспонаты, свести ее к обрядам и забыть про любовь и милосердие, мир в семье и добрые отношения с иными людьми. В этом случае обряды вырождаются в фарисейство. Но если начать Великий пост с того, чтобы всех простить и попросить у всех прощения и расчистить вечером время для участия в богослужениях Первой Седмицы, то есть надежда обрести детскую радость встречи с Богом. Религия укажет ориентиры Фагим Шафиев, председатель Мусульманского молодежного Союза России: — С одной стороны, все авраамические религии — православие, ислам, иудаизм, в традициях которых в течение многих поколений жили наши предки, — имеют общую нравственную основу. То есть общепринятые нормы морали вышли из религии. А значит, по идее, достаточно им следовать и о своем духовном благополучии не беспокоиться. С другой стороны, мораль в последние десятилетия очень сильно меняется, особенно в больших городах. Уже и сожительство вне брака считается нормальным, и частая смена половых партнеров, которая всегда именовалась прелюбодеянием. И гомосексуализм уже вроде бы не аморален. Главными становятся твои права как личности, а другие пусть как хотят. То есть моральные нормы (что можно, а что нельзя) становятся все шире и шире. В такой ситуации человеку светскому, не исповедующему никакой религии, довольно легко запутаться. Тогда как религия задает очень четкие рамки: вот это нормально, допустимо, приветствуется, а это — нет. В общем, религия — это ориентир. Форма сохраняет содержание Степан Сулакшин, доктор политических наук: — Обряды, каноны, воцерковленность — это некая форма, цель которой — сохранить содержание. А именно — нравственную основу человека. Тысячелетия назад высшие человеческие ценности были формализованы и благодаря такой формализации сохранены. Если бы их нигде не записали, если бы не существовало обрядов, то, возможно, мы бы сейчас были значительно ближе к животным. А ведь человек, согласитесь, не животное, он имеет в этом мире свою миссию, смысл существования. И этот смысл, обратите внимание, всегда пытались подменить. Когда-то нас уверяли, что смысл существования в служении царю или императору, потом — что смысл в построении коммунизма, а сейчас нам предлагают смысл в виде бесконечного и все увеличивающегося потребления. Больше, больше, еще больше... Религия же дает свой смысл, на мой взгляд, куда более высокий. Соблюдать обряд или нет — личный выбор каждого. Лично мне кажется, что обряд не очень важен. Но глубинный смысл религиозных учений понимать необходимо. Как и жить в русле этого смысла. Поэтому христианин, мусульманин, иудей, агностик и атеист должны пожать друг другу руки и признать: надо руководствоваться общечеловеческими моральными нормами. Ведь именно они позволяют нам ужиться на этой планете — без разрушительных войн. Эти нормы позволяют нам благоденствовать — давайте же их соблюдать. Давайте следовать нормам светских законов Дмитрий Винник, доктор философских наук: — И обряды, и записанные в религиозной литературе нормы поведения сами верующие постоянно нарушают. Простой пример: в Коране сказано, что нельзя давать деньги в долг под проценты. Иными словами, запрещены ростовщичество и банковская деятельность. Но в исламских странах банки вполне успешно работают. Просто кредит они оформляют как фьючерсную сделку. Есть и исламская ипотека: банк покупает недвижимость и тут же перепродает ее клиенту с прибылью, но делает рассрочку платежа на определенный период. Еще пример: мусульманин в пост хочет поесть, но не ночью, как положено, а днем. Для этого он садится в такси и ест там. Потому что путнику вкушать пищу при свете дня разрешается. Что мы видим? Формально предписания Корана четко соблюдаются, фактически — нет. Почему? Потому что уклад современной жизни вступает с ними в противоречие, и верующие пытаются как-то адаптироваться. Но становятся ли они от фактического нарушения религиозных норм грешниками? Становятся ли аморальными людьми? По-моему, нет. Мне кажется, нормы поведения в обществе должен диктовать закон. Ведь он, например, карает и за хулиганство, и за то, что родители не заботятся о детях, а дети — о престарелых родителях. Закон предписывает платить алименты, если семья распалась. Закон обязывает возвращать долги и платить работнику за труд. Давайте же просто следовать закону — он на все случаи жизни. Над человеком не должен висеть меч наказания Сергей Соловьев, главный редактор журнала «Скепсис»: — Я — атеист, а значит, отрицаю обрядность. Мне кажется, что обряды необходимы людям, которые не до конца уверены в собственной возможности соблюдать нормы морали. Простой пример: во время Великого поста нужно всячески воздерживаться от греха, даже мысли человека должны быть чисты. Это очень правильно, я согласен. Но почему для соблюдения моральных норм необходим пост? А потому, что это некие рамки: выйдешь за них — будешь наказан! Не греши в пост! Получается, что соблюдение норм морали в данном случае основано не на внутренней убежденности человека, а на религиозном страхе. Мне кажется, что мораль религиозного человека при таком подходе не очень крепка и легко может перейти в свою противоположность. Давайте вспомним наше недавнее прошлое. В Советском Союзе большая часть людей была атеистами. И что, мы были аморальны? Мы массово, целым народом, пускались «во все тяжкие»? Да нет, ничуть. Во время Великой Отечественной войны миллионы советских граждан совершали подвиги, делились с товарищем последним куском хлеба и вообще показали себя как люди высочайшей духовности. При этом, повторю, будучи атеистами. Мне кажется, что общество, в котором все мы живем, вполне способно без всяких религиозных догматов само сформировать нормы поведения, которых следует придерживаться. И эти нормы становятся частью нашей жизни вполне органично. Что-то объясняют родители, дедушки-бабушки, что-то школа, что-то другие общественные институты. И человек начинает понимать — как нужно поступать и как не нужно. Не потому, что его накажут за грехи, а потому, что он сам осознает — красть или соблазнять чужую жену нехорошо, неправильно, стыдно и не нужно этого делать. Просто потому, что не нужно. И это будет его глубокая внутренняя убежденность. А сознательно, из-за своей внутренней несостоятельности, грешить, потом на исповеди каяться — это, на мой взгляд, поведение человека слабого.

Личный выбор: стоит ли следовать религиозным традициям
© Вечерняя Москва