«Чтобы никого не смущать». В Нижневартовске цензуре подвергли экспонаты выставки современного искусства
В Нижневартовском «Дворце искусств» за последние месяцы состоялись две выставки произведений современного искусства. Первая - выставка фотоколлажей Сергея Нехаева «Очки для Дали», а вторая - «Осторожно! Возможен сход снега с крыши!». «Снег» экспонировался с 6 марта и прошел при поддержке творческого союза художников России в выставочном зале учреждения культуры. Свои работы в жанрах живописи, графики, арт-фото и перформанса на ней представила творческая группа «Балок», в которую входят известные в городе творческие личности Артем Мунтян и Алексей Житковский. Именно выставка «Осторожно! Возможен сход снега с крыши!» подверглась цензуре. Вот так сейчас выглядит одна из инсталляций художника Артема Мунтяна. (манекены стыдливо прикрываются простынями) А вот так она выглядела чуть меньше месяца назад. (оригинальное исполнение. На переднем плане – художник Артем Мунтян) Применение цензуры в отношение своей работы прокомментировал Артем Мунтян - художник из Нижневартовска. «Я узнал об этом практически сразу, но разбираться не стал. Конечно, владельцы площадки не имеют права таким образом распоряжаться с объектами чужого авторского права. А что касается нравственности, ну простите… Таких манекенов полно в магазинах и все открыто и все смотрят от мала до велика, а тут вот так нельзя», – сказал художник. Так же он объяснил, что три манекена - отсылка к классическому произведению итальянского художника эпохи Возрождения Рафаэля, написанному примерно в 1504 году. В оригинале «Три Грации» - Невинность, Красота и Любовь - держат в руках золотые шары, символы совершенства. (Рафаэль, XVI век) В современной интерпретации «Три грации» Мунтяна - переосмысление идеалов красоты. Так, по мнению художника, выглядит современные «Невинность, Красота и Любовь». Во дворце искусств к звонку журналиста агентства и вопросами, относительно цензуры, отнеслись с раздражением. «Мне как сказали, так я и сделала. В выставочный зал ходят дети, у нас недавно группы вот были. Руководство приказало прикрыть», - объяснила по телефону администратор выставочного зала Юлия Разумовская. Заместитель директора по связям с общественностью и культурным проектам Антон Романов тоже прокомментировал сложившуюся ситуацию. «Так получилось, что у нас одновременно в выставочном зале проходили две выставки: «Город в объективе событий» с возрастным ограничением 0+ и эта с «Грациями» и ограничением 12+. По согласованию с автором работы, было принято решение прикрыть манекены как раз из-за того, что на них могут смотреть дети», - сказал Антон Романов. Однако, о возрастном ограничении 12+ не сказано на официальной афише мероприятия, не знают о нем и художники, чьи работы экспонируются. Вот так выглядит афиша на сайте «Дворца искусств». Также автор «Граций» Артем Мунтян отрицает, что у их мероприятия были какие-то возрастные ограничения и то, что что с ним обсуждали «прикрытие», связанное с тем, что «это могут увидеть дети». «Единственное, о чем говорили, это о том, что манекены могут прикрыть, если на выставку придет кто-то из администрации, но речь шла лишь о том, что это будет сделано на час-полтора. Тогда причем тут выставка фотографий, на которую ссылается Романов?», - возмущается Артем Мунтян. По мнению аспирантки факультета философии СурГУ, цензоры внесли в современное произведение искусства особый смысл. «Видимо, по мнению руководства «Дворца искусств», современная Любовь и Красота должны быть стыдливо прикрыты дешевым полотном, которым обычно покрывают покойника. Только необразованный человек может увидеть в классическом гуманизме порнографию», - считает Лилия Варыгина. Впрочем, подобное цензурирование произведений искусств не в новинку как в современной истории России, так и в истории СССР. Гонениям на почве нравственности подверглись в разное время спектакли «Лолита» по роману Набокова и «Идеальный муж» Чехова. А в июле 2016 года в Санкт-Петербурге целомудренные граждане требовали прикрыть наготу установленной в центре города копии статуи Давида работы Микеланджело. Фото: Константин Щербина, Никита Алексеенко