Горячее сердце Мих Михыча. Подросток с ДЦП получил государственную награду
В плотном рабочем графике барнаульского лицеиста Мих Михыча (так уважительно – по имени и отчеству – его зовут и сверстники, и взрослые) для этого разговора нашлось небольшое «окно» между занятиями в АлтГТУ и сеансом иппотерапии. Изданию «АиФ-Алтай» он поведал о готовности к Поступку, безграничных возможностях физики, позитивном отношении к жизни. Главная ценность мира – Миша, ты получил такую высокую премию... – Извините, сразу поправлю: это не премия, а почётная награда для юных граждан нашей страны (детей и молодых людей до 24 лет – прим. ред.), которые проявили героизм и мужество, а также вложили свои силы в исполнение гражданского долга. Ежегодно награду получают от 100 до 200 юных героев по трём номинациям: спасение человеческой жизни в чрезвычайной ситуации, активная гражданская позиция и преодоление трудной жизненной ситуации. В третьей номинации нагрудным знаком «Горячее сердце», которым был награждён и я, отмечают тех, кто, несмотря на свой недуг и наличие физичес- ких проблем, смог преодолеть трудности и вдохнуть надежду в сердца людей, оказавшихся в подобной трудной ситуации. Большинство лауреатов получили награду в своих регионах. А нам, 28 счастливчикам, довелось получить их в Москве из рук российского министра образования Ольги Васильевой. – С каким чувством ехал в Москву? – Чувствовал невероятный эмоциональный подъём в предвкушении одного из лучших моментов своей жизни. Для нас была подготовлена большая экскурсионная программа. Мы осмотрели Успенский собор, побывали в рабочей и парадной резиденциях Президента, посетили большой московский планетарий. Венцом же стала масштабная церемония вручения нагрудного знака. Она проводилась в музее Боевой Славы на Поклонной горе. И это символично: сегодняшние подвиги юных граждан России стали подтверждением верности подвига народа в войне. – Среди награждённых нашёл друзей? – Среди этих людей действительно есть такие, которые оставили в моей душе след: Максим Красовский, Серафим Кулешов, Светлана Калачкина, Артемий Милеков... Возможно, продолжу с ними деловую переписку. Меня всегда впечатляют люди, которые в критической ситуации способны не потерять самообладания, оставаться решительными, спокойными и ответственными. Например, как кадет Дмитрий Полухин, который помог избежать больших жертв во время пожара в «Зимней вишне». Или как Игорь Баль, который спас людей во время взрыва бытового газа в многоэтажном доме. Или как Гусейн Раджабов, который забыл о своём страхе перед водной стихией и, не умея плавать, сумел спасти человека и спастись сам. Фанат физики – Такими людьми и такими поступками действительно трудно не восхищаться! – Да. Однако есть история, которая вызвала во мне смешанные чувства: и благодарность, и восхищение, и сожаление, что наше общество не такое взрослое, каким кажется. Я упоминал Светлану Калачкину. Она из-за родовой травмы потеряла правую ногу. От неё отказались биологические родители. Светлану воспитывают приёмные родители. Когда она пыталась устроиться в школу, то встретила отторжение у классного коллектива. И до сих пор она испытывает такое отторжение. Света – сильный человек, бронзовый призёр России по плаванию. – А у тебя в классе были подобные сложности? Твоя мама ведь хотела, чтобы ты учился надомно? – Я очень благодарен своему классному коллективу, в который интегрировался без особых сложностей. Спасибо моей первой учительнице Татьяне Ивановне Корнаковой – она не побоялась взять в класс нестандартного ребёнка. Да, я был инициатором своего обучения в общеобразовательном учреждении. Отказ мы получили в нескольких школах. Видя бесплодность стараний родителей, я решил взять дело в свои руки. Сам пришёл к своему будущему учителю и максимально взросло и официально представился, аккуратно, но настойчиво потребовал, чтобы педагог принял решение о моём зачислении или незачислении. Татьяна Ивановна не смогла мне отказать. На самом деле проблемы инклюзивного профиля рождаются исключительно в воображении взрослых. А если отторжение рождается в детских умах, то не без влияния извне. – Какие школьные предметы тебя особенно увлекают? – Больше всего иностранные языки – английский и немецкий – и история. Каждую неделю весь наш класс ходит на занятия в технический университет, так как с прошлого года мы участвуем в программе «Университетская суббота». С нами занимаются преподаватели физики, химии и математики. Кстати, с малых лет я являюсь фанатом физики. А притягивает меня эта наука тем, что не оставляет в этом мире ничего непонятного, вызванного чудом. Она способна объяснить всё с помощью объективного математического языка. Как стать президентом? – Ты задумываешься о будущем? – Итак, о перспективах. В своей взрослой жизни планирую использовать физику и технику для увеличения своих возможностей. А также для помощи детям и молодым людям, оказавшимся в похожем положении. Возможно, смогу изобрести новую технику реабилитации или механизм, который восстанавливал бы прерванные нервные импульсы и приучал бы организм к движению без боли, хирургического вмешательства, медикаментозной терапии. Приучать свой организм к движению – это труд. Утомительный и долгий. К счастью, Господь снабдил меня неистощимым запасом энергии жизни, которую я использую для освоения своего тела. У меня есть несколько верных помощников. Безусловно, одни из самых преданных – мои родители. А ещё мой классный коллектив. Одноклассники задали мне планку, к которой я с самого начала тянулся. А теперь сам стал инициатором многих начинаний в классе. Мне доверили быть президентом класса, и я этим горжусь. – Говорят, ты настолько обязательный человек, что даже спрашиваешь разрешения... поболеть? – На самом деле у меня достаточно сильный иммунитет и запас оптимизма. Сквозь щит позитивного отношения к жизни ничто плохое проникнуть не может – будь то болезнь, уныние, отчаяние или другие чувства, которые подтачивают волю и силы человека. Мои физические данные позволяют быть наравне с одноклассниками. Например, мой день начинается с 40 отжиманий. Что касается иппотерпии, то с 7 лет я неотступно занимаюсь этим видом спорта. – В любую погоду? – Погода не может мешать стремлению. Досье Михаил ЛИСОВОЙ. Ученик 6 класса барнаульского лицея №122. В свои 13 лет имеет несколько научных изобретений и около 70 наград различных конкурсов.