Стиль Ducati: гид по выставке шедевров промышленного дизайна в музее Эрарта

Промышленный дизайн – это современное искусство, которое мы видим каждый день в обычной жизни, а не только в галереях. Важно показывать человеку его лучшие образцы для воспитания вкуса и формирования запроса на красоту вокруг. Музей современного искусства Эрарта решает эту задачу уже несколько лет, например, в 2017 году там прошла выставка дизайна спорткаров Lamborghini, а в этом году музей впервые в России рассказывает о стиле Ducati. На выставке «Стиль Ducati» зритель увидит 16 знаковых моделей мотоциклов – от наивного мотороллера Cruiser 1953 года до Multistrada 1260 Enduro 2019 года. Экспозиция включает также эскизы и дизайн-проекты, фото- и видеоматериалы, что показывает эволюцию стиля и технических характеристик мотоциклов. Одновременно выставка делится историей Ducati, тесно связанной с событиями 20 века. «Собака.ru» рассказывает о том, как Ducati завоевывал мир неожиданными дизайн-решениями. Все они представлены в Эрарте до 16 июня. 40-е Cucciolo,1946 год Братья Дукати начали свое дело с производства радиотехники, но их бизнес не пережил Второй мировой войны — в октябре 1944 года завод разбомбили. Когда война закончилась, рынок радиотехники пришел в упадок, а компания занялась выпуском простейших средств передвижения, доступных небогатым итальянцам. Производство автомобилей было слишком дорогим и металлоемким, да и мог ли простой человек позволить себе личный автотранспорт? Вспомним трагический фильм мэтра итальянского неореализма Витторио де Сика «Похитители велосипедов», где отец семейства безрезультатно разыскивает по всему городу украденный велосипед, без которого невозможно получить работу расклейщика, а, значит, прокормить семью. Именно велосипед — главное средство передвижение в Италии 40-х. В 1946 году компания Ducati начала выпуск съемных двигателей для велосипедов, которые крепились на раму и увеличивали скорость. Веломоторы “Cucciolo”, что в переводе означает «щенок», пользовались огромной популярностью. К 1952-му году их было продано более 200 тысяч. 50-е CRUISER 175, 1952 год Благодаря Одри Хэпберн в фильме «Римские каникулы» мотороллер стал таким же поп-культурным символом Италии, как паста, пицца и Пизанская башня. И хотя самым известным брендом мотороллеров с Аппенинского полуострова считается Vespa, компания Ducati тоже попробовала свои силы в этом жанре, выпустив в 1952 году изящный CRUISER 175. Облик мотороллера разработало конструкторское бюро Ghia, дизайнеры которого приложили руку к нескольким моделям Fiat и Alfa Romeo. На Миланской ярмарке в том же году CRUISER 175 удивил всех необычным сочетанием объемов и плавностью форм, хотя в итоге и не стал хитом массового производства, уступив конкурентам. Стоит отметить, что в послевоенное время итальянские производители располагали устаревшими технологиями и дешевыми материалами, поэтому дизайн был их главным секретным оружием и конкурентным преимуществом. 70-е Scrumbler 450, 1971 год Скрэмблеры — это мотоциклы двойного назначения, пригодные как для езды по асфальту, так и для бездорожья за счет подвесок с увеличенными ходами и высоко поднятых глушителей. Мода на скрэмблеры зародилась в Англии в конце 50-х — начале 60-х годов и достигла пика в США к началу 70-х годов. Такой байк соответствовал моде на активный образ жизни — на нем можно гнать по шоссе, а потом съехать на пляж для пикника. Ducati выпустили свой вседорожник Scrumbler 450 для американского рынка. Решение, как и мотор целиком, заимствованы у мотоцикла для шоссейно-кольцевых мотогонок, разработанного Фабио Тальони. Популярность Scrumbler 450 завоевал благодаря удобству — управляться с ним мог даже новичок. 90-е Monster 900, 1994 год Главный хит 90-х от Ducati — «голый» мотоцикл Monster, представленный публике в 1993 году. Главный конструктор Массимо Тамбурини и дизайнер Мишель Галуцци создали внешне суровую модель без пластикового обвеса, который обычно скрывает «внутренности» мотоцикла, при этом байк предназначался для поездок по городу, а не для спортивных соревнований. Обнажить устройство байка — революционное решение, которое соответствует классическому принципу модернизма «форма следует за функцией». Создатели Monster хотели сделать мотоцикл, на котором бы катался герой Марлона Брандо из фильма «Дикарь» 1953 года, если бы, конечно, жил в 90-е. Monster — не только главный коммерческий успех концерна, но и выбор актеров Орландо Блума и Эдриана Броуди, музыкантов Аланис Морисетт и Ашера. 2000-е 996, 2000 год Мотоцикл, знакомый даже тем, кто не слышал о Ducati: на этом красавце Тринити, затянутая в черный латекс, спасала Мастера ключей от погони в фильме «Матрица: перезагрузка» 2003 года. Изящно лавировать между огромными фурами, двигаясь по встречной с пассажиром за спиной, на Ducati 996 все же не стоит — возможности у компьютерной графики выше, чем у спортивного байка. Кстати, к моменту выхода фильма 996 уже сняли с производства, заменив практически идентичной моделью 998, для которой в 2004-м выпустили ограниченную версию в честь «Матрицы». 2010-е Panigale V4 R, 2019 год Спортивный Panigale V4 R — это 221 лошадиная сила в обычной комплектации и 234 лошадиных силы в racing kit — пример того как мощность сочетается с безупречным итальянским дизайном. Этот новейший мотоцикл — наследник гоночного хита 1994 года Ducati 916, над которым работал «Микеланджело мотодизайна» Массимо Тамбурини. От предшественника Panigale V4 R унаследовал изящную консольную подвеску заднего колеса, которая сокращала время замены колес на пит-стопах. От шедевра Тамбурини Panigale V4 R получил и раму «birdcage» или «птичья клетка» — под подвесом скрыта решетчатая конструкция из стальных и алюминиевых труб. Такой тип рамы применяют при производстве спортивных и туристических байков. Это тот случай, когда изящное дизайн-решение служит техническим задачам. Кстати, название линейке Panigale дано в честь района Борго Панигали в Болонье, где располагается штаб-квартира концерна Ducati. Ранее этот мотоцикл не был представлен на российском рынке – впервые в нашей стране его показали на выставке в Эрарте. Multistrada 1260 Enduro, 2019 год Еще один дебютант в России – Multistrada 1260 Enduro. Этот последний релиз Ducati в «эндуро» сегменте — как кроссовки Balenciaga в мире моды. Агрессивный дизайн с оголенными «внутренностями» соответствует функции — Multistrada 1260 Enduro предназначен для езды по бездорожью. Термин «эндуро» (от французского endurance — «выносливость») появился во второй половине XX века и связан с соревнованиями International Six Day Enduro. Во время этого 6-дневного мотопробега участники самостоятельно, без техподдержки, преодолевали сотни километров маршрута при любом состоянии покрытия. Multistrada 1260 Enduro — универсальный байк, на котором можно участвовать даже в «Гонке в облаках» по скалистым горам Колорадо.

Стиль Ducati: гид по выставке шедевров промышленного дизайна в музее Эрарта
© Собака.ru