Редкие антикварные красавицы заполнили витрины музея во Владивостоке 

Редкие антикварные красавицы заполнили витрины музея во Владивостоке
Фото: АиФ-Владивосток
Куклы из нежнейшего бисквитного фарфора, которым от ста и более лет. Их сёстры позднего происхождения, не из столь благородного материала? кажутся скучными и однотипными.
30 редких антикварных образцов произведений искусства ХIX-XX столетия, кукол, в которые играли дети аристократов: не дыша, под присмотром гувернанток. Всё это богатство представлено на выставке в доме-музее семьи Сухановых во Владивостоке. Собирала кукол по всему свету известный в Приморье коллекционер, антиквар Алёна СМЫШЛЯЕВА.
Дело не в древности…
— Страсть к собирательству возникает у многих в детстве. Кому суждено вырасти в утончённого ценителя раритетов?
— К серьёзному коллекционированию, которое в корне отличается от желания собирать всё подряд, приходит зрелая личность. Коллекционирование для меня — хобби, но и профессия — антиквар — близка к данному виду деятельности. Задача — помочь людям сформировать коллекции картин, предметов декоративно-прикладного искусства, разобраться в их истории, происхождении, атрибуции.
Человек не просыпается в один прекрасный день с мыслью, что вдруг стал коллекционером. Сначала у него появляется одна вещь, затем другая. Он начинает расширять свой кругозор, интересоваться ценностью предметов, которые объединяют общие признаки, и лишь потом приступает к формированию коллекции. Что-то лишнее в ней уходит, что-то прибавляется. Процесс небыстрый.
— Чем больше лет предмету, тем выше ценность?
— Дело не только в древности предметов, но их исторической и художественной ценности. Антиквару, коллекционеру одной материальной базы недостаточно, необходимы знания и огромное желание этим заниматься.
— Выставка кукол имеет популярность?
— Куклы, изготовленные лучшими мастерами мира в конце XIX, начале XX века — это красиво, эстетично, и они не похожи на современные образцы. Сегодня редкие умельцы делают таких кукол. Я много путешествую по миру и пристально слежу за развитием кукольного искусства. Удивительно, но с дореволюционных времён ничего нового в технологии и производстве кукол не придумали, разве что в плане совершенствования материалов. Фарфор изобретён давно, но в лучшем виде фарфоровая кукла появляется в середине XIX века. На мой взгляд, всё лучшее, что было с куклой, сделано до конца этого столетия.
Буржуазный пережиток
— Со своими куклами вы ощущаете себя уникальным человеком?
— В мире многие коллекционируют кукол, среди них голливудские звёзды — , , Опра Уинфри, и у них богатейшие собрания. В России известно имя , который планирует открыть в Москве музей кукол-автоматов. В одной кукле — более 200 деталей, и если одна сломается, выйдет из строя весь механизм.
— В вашей коллекции нет механических кукол?
— Есть одна, неповторимая — шагающая и говорящая кукла французского производителя XIX века. Она невероятной красоты, но механика требует реставрации. Два года назад кукла ещё произносила сиплым голосом «мама». Сейчас в основном молчит.
— Куклы смотрятся как новые. В чём секрет?
— Преимущественно они выполнены в бисквитном фарфоре, без глазури. При окрашивании он приобретал оттенки близкие к человеческой коже. Невероятно реалистичные образы. Кроме того, на выставке представлены деревянные, тряпичные, войлочные куклы. Восковых не привезла, не всем их внешний вид кажется эстетичным. Восковая кукла рождает внутренние фобии, к тому же воск не слишком хорошо сохраняется.
— О происхождении кукол вам известно?
— Это промышленные образцы из Германии, Франции, Италии. Есть японские куклы, но с европейским типом лица. Они были произведены во время Первой мировой войны, когда в Европе производство переживало кризис. Японцы подключились активно, начав выпускать европейских красавиц, отправляя их на рынок США. Тела у них не фарфоровые, из композитного материала. Восточные мастера до конца так и не разведали технологию производства, и большинство японских кукол той эпохи до наших дней доживают с большим трудом. Замечу, что у французских кукол — тонкий фарфор на голове и утончённые наряды, они не очень подходили для игры, разве что в присутствии няни.
— А какова судьба российских кукол?
— В России такие куклы выпускались в небольших объёмах. После революции «буржуазные, мещанские пережитки» уничтожали случайно и специально. Куклы были одеты как барышни, что явилось синоним непозволительной роскоши. С другой стороны, никому в голову не приходило во время разрухи беречь кукол, которые требуют особого ухода. Сейчас некоторые куклы на выставке одеты проще: платья перешиты, переклеены, реставрированы. В отличие от волос и одежды фарфор сохраняется прекрасно, если его не подвергать длительному физическому воздействию.
Признаться, на блошином рынке красавицы выглядят порой не как на витрине — без париков, одежды. Иногда требуется отмыть запачканный фарфор. Реставрацией кукол занимаюсь сама, не всегда люблю восстанавливать до состояния идеального. Важно при хранении выдержать определенный уровень влажности.
Красота или однотипность
— А где вы находите кукол?
— В России брать кукол не рекомендую, здесь они в небольшом количестве и переоценены. Европа — лучший поставщик, а ещё Америка, где не было войн, и куда кукол активно вывозили. Многие раритеты находила на американских блошиных рынках, более качественные образцы — на специализированных игрушечных аукционах или в частных коллекциях. Все они промышленного производства. Чем меньше кукол одного молда (молд — форма для получения той или иной фигуры, в данном случае — типа лица. — Ред.), тем выше они ценятся.
— Вы называете героинь выставки по именам?
— Даже родственники хозяев кукол не помнят, как их звали. У меня более 100 экземпляров, и по именам вряд ли всех запомню. На выставке мы устроили акцию для детей «Дай имя кукле». Такая фантазия у ребят развернулась! Возможно, я воспользуюсь идеями маленький посетителей.
— Какой интерес представляют образцы из Китая?
— На выставке я показываю одну деревянную куклу производства этой страны. Есть основания предполагать, что она связана с компанией в Шанхае, где был основан фонд «Дверь надежды». Фонд поддерживал одиноких матерей, предлагая им работу, обучая шитью. Компания производила кукол, а женщины шили им наряды.
— Куклы на выставке попадаются с характером. Как вы считаете, есть ли в них душа?
— Кукольная история начиналась с древних культовых обрядов, поэтому люди приписывают им мистические свойства. Немаловажно, что это человеческая копия. Кукольники рассказывают, что к каждой примадонне нужен свой подход. Иногда необходимо с куклами говорить. Они капризны, любят комплименты.
— Среди девичьего царства — одна кукла-мальчик?
— И как вы говорите, характерный. Действительно, кукол мужского рода мало производили, ведь мальчики в куклы не играют, а девочки не любят играть с мальчиками. Как ни парадоксально, куклы с эмоциями на лице не пользовались у детей популярностью, будь то гнев, радость или смех. Предпочитали нейтральное выражение лица. Поэтому наш мальчик с годами приобрёл высокие коллекционные качества.
— А девушка с сигаретой откуда?
— Это так называемая будуарная кукла европейского производства 30-х годов прошлого века. Телевизионщики отказываются её снимать, следуя антитабачному закону. Это образец игрушки для взрослых барышень, она сопровождала своих хозяек на светские мероприятия.
— Если сравнить кукол прошлого и настоящего?
— Они отличаются по типажу. Современные подогнаны под определённые стандарты красоты, хотя мои больше похожи на живых людей. Увы, в ХХ веке массовое производство убило искусство. Когда стало понятно, что фарфор непрактичный, для изготовления кукол начали применяться многие виды искусственных материалов, в том числе и пластик. Как ни стараюсь, я не могу распознать эстетику советских кукол. Нет в них красоты, зато торжествует однотипность.
Поэтому так важно сохранить экземпляры золотого века кукол. Я пропагандирую ответственное отношение к коллекционированию: нужно не только дать долгую жизнь раритетам, но и познакомить с ними людей. И помнить, что история, конечно — старье, но не все старьё история.
ДОСЬЕ
Алёна Александровна Смышляева родилась во Владивостоке. Училась в Институте Арт-бизнеса и антиквариата, Москва. Профессия — арт-диллер, антиквар. Руководитель аукционного дома по торговле предметами искусства и антиквариата. Участник и организатор выставок антиквариата во Владивостоке, Хабаровске, Москве.
КСТАТИ
Несмотря на то, что основную роль в производстве кукол играла Европа, для нынешних коллекционеров большой интерес представляют и игрушки, изготовленные в России. Мечта антикваров — куклы авторства знаменитого промышленника С. Г. Дунаева, одну из которых можно увидеть на выставке в Доме семьи Сухановых. Это терракотовая крестьянка в чёрном тулупчике. Выставка продлится до 21 апреля 2019 года.
Видео дня. 6 правил ЗОЖ, о которых пора забыть
Женский форум
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео