Народный артист Левон Оганезов: «Надо приносить деньги домой, но не с кладбища цветы воровать»
Народный артист России, композитор и актер Левон Оганезов прославился благодаря плодотворной работе со звездами первой величины: Клавдией Шульженко, Валентиной Толкуновой, Ларисой Голубкиной, Андреем Мироновым, Иосифом Кобзоном, Владимиром Винокуром. Вот уже пятьдесят лет он счастлив в браке со своей супругой Софией. В свои 78 лет музыкант продолжает активно работать и с удовольствием участвует в театральных постановках своих друзей. Перед премьерой спектакля «Фаршированная рыба с другим гарниром» Московского еврейского театра «Шалом» корреспондент «МИР 24» узнала у артиста, почему работать за бесплатно не стыдно, как развить музыкальный слух, если «медведь на ухо наступил», и в чем заключается секрет полувекового брака. «Во-первых, я не называю это работой, это дружеский акт. С Алексанром Левенбуком мы знакомы с 1963 года. Мы все время были друзьями, были на «ты», встречались на концертах. Вся его жизнь прошла на моих глазах, и вся моя жизнь прошла на его глазах. Я даже помню его первую жену. Когда он меня попросил поучаствовать, я не мог отказаться. Вторая причина: театр для нас – это святое. Даже если у нас будет серьезное дело, мы все бросим и придем на спектакль. Неявку артиста на спектакль может оправдать только смерть. Мы так воспитаны. И мне ни разу не пришло в голову спросить, заплатят ли нам за репетиции или концерт. Сперва творчество: нужно привести свои мозги в порядок, посмотреть, что за роль, принять профессиональное участие», – сказал Оганезов. По словам композитора, молодые артисты сегодня часто допускают одну большую ошибку: первым делом спрашивают о размере гонорара, не обращая внимание на то, куда и зачем их зовут выступать. Он в своей жизни очень часто соглашался на бесплатные выступления, как и его прославленные коллеги. Например, Иосиф Кобзон из 50 концертов половину давал бесплатно. Фото предоставлено Московским еврейским театром «Шалом» «Молодой артист может быть неправильно воспитан и сразу спрашивает, сколько ему заплатят. Ты сначала посмотри, где ты участвуешь. Если тебя просят выступить в больнице для солдат или в музыкальной школе для детей, то деньги можно заработать и в другом месте, а какие-то благородные поступки – обязанность любого нормального человека. Даже когда приглашают выступить в Доме престарелых актеров, молодые артисты могут попросить гонорар. У меня большая семья, необходимо принести деньги домой, но не с кладбища воровать цветы, а включать мозги и совесть. Надо оставить доброе дело для Бога. Например, Кобзон из 50 концертов 25 давал бесплатно. Как показала практика, чем больше делаешь добра, тем больше тебе присылают платной работы», – заметил Оганезов. Появление на эстраде некачественной музыки Левон Оганезов связывает в первую очередь с отсутствием музыкального слуха у слушателей. «Всех детей надо учить музыке. Если человек не стал музыкантом, он станет хорошим зрителем. За последние тридцать лет капитализма мы растеряли много понимающей публики. Ее нужно воспитывать. Если люди совсем музыкально не образованы, нужно начинать все сначала. Огромное наследие, которое мы накопили за время существования нашей культуры, может сразу исчезнуть из-за того, что не передается от отца к сыну. Отец занят зарабатыванием денег, а сын не знает, что такое Великая Отечественная война. Вот все ругают американцев, а они знают свою музыку. У нас было очень много великих фамилий, которые люди, живущие в России, обязаны знать: Рознер, Утесов, Дунаевский, Блантер – это часть нашей истории. Если нет у тебя вех, то ты не ориентируешься в пространстве. Когда человек знает музыку и может воспроизводить ее, необязательно выходить на сцену и петь какую-то ерунду – нужно уметь слушать. У нас потому появляется «плесень» на эстраде, что слушатели – с пробками в ушах. Человек с хорошим слухом не будет воспринимать такую музыку», – добавляет Оганезов. Композитор утверждает, что мнение «с музыкальным слухом только рождаются» – всего лишь стереотип. Существует множество упражнений, которые позволяют развить музыкальные способности, особенно, если этим заниматься с детства. Но это не значит, что все обладатели слуха должны пытаться стать певцами и музыкантами. «Слух и зрение – это мышца, так же как дикция, а мышцы нужно тренировать. Есть разные способы тренировки. Даже если у человека совсем нет музыкального слуха, обычный-то есть. Вся музыка строится на интервале – это расстояние между нотами. Любым способом человек может определить расстояние. Это настолько примитивно, что об этом даже стыдно говорить», – подчеркивает народный артист. Фото предоставлено Московским еврейским театром «Шалом» А вот «тренировка» счастливого и долгого брака дается сложнее. Левон Оганезов признается, что ему прожить целых пятьдесят лет с супругой помогли товарищеские отношения и отсутствие корысти. А вот если человек то и дело клянется в вечной любви, то им, наверняка, движут корыстные интересы, добавляет собеседник «МИР 24». «Брак – это очень индивидуально. Зависит от того, какая жена и какие с ней отношения. Боишься ты ее или просто любишь, или вы живете по взаимному договору. У меня жена – мой товарищ, у нас дружеские отношения. Если надо, она встанет ночью и встретит меня в аэропорту. Но у нас нет идиотских обязательств вроде «я должен». Никаких конфликтов у нас уже нет. Надо с уважением относиться друг к другу и по возможности иметь с женой товарищеские отношения. Тогда будет все хорошо. А вот клятвы в вечной любви – это, скорее, корыстные интересы. У нас с женой нет никакой корысти. Если, например, нет у мены работы и постоянного заработка, она мне слова не скажет. Нет денег на такси – мы пешком пройдемся. Вот такие должны быть дружеские отношения», – заключил артист. Новая постановка «Фаршированная рыба с другим гарниром» Московского еврейского театр «Шалом» – это концертное шоу, ставшее продолжением уже известного спектакля «Фаршированная рыба с гарниром» В первом отделении зритель видит две новеллы о жизни еврейского народа: «Морская болезнь» и «Попугай, говорящий на идише». «Морская болезнь» иллюстрирует судьбу еврейских людей, которые покинули Советский Союз и эмигрировали в Европу, а «Попугай, говорящий на идише» – жизнь еврейской общины в Америке. Новеллы пронизаны доброй сатирой, еврейскими танцами, песнями и музыкой. Во второй новелле на сцене появляется сам руководитель театра Александр Левенбук в образе говорящего попугая, что для многих зрителей становится настоящим сюрпризом. Второе отделение – это калейдоскоп концертных номеров. Левон Оганезов выступает в качестве ведущего театрализованного шоу, на протяжении которого рассказывает байки из своей концертной жизни и совместной работы с известными певцами и музыкантами. ПОЗНАЙ ДЗЕН С НАМИЧИТАЙ НАС В ЯНДЕКС.НОВОСТЯХ