«Хочешь быть «звездой»? Гори!». Театральный режиссёр - о цене успеха

Создатель театра «Мой» Станислав Слободянюк 20 лет проработал артистом, два года назад создал актёрскую школу. Каждая постановка, ученическая и репертуарная, собирает аншлаги. Кто в жизни «ковыряется»? Светлана Лазебная, «АиФ-Юг»: Станислав, вам приятно, когда говорят, что вы самый модный в Краснодаре? Станислав Слободянюк: Мы играем по четыре спектакля в месяц, у нас зал на 80 зрителей. Сравните с аншлагами в гостеатрах. В Музыкальный, в Молодёжку за полтора месяца невозможно купить билеты. В «Одном театре» - хедлайнере независимых частных театров - по четыре спектакля в день, и залы забиты. Мы хорошо заявились. Добрые слова приятны, но я их рассматриваю как комплименты - авансом. И что такое вообще мода в искусстве? Ответ на запрос времени. Театр, почти не меняясь, существует Бог знает сколько, и он вне моды. Круто, что в театре есть востребованность. - А что люди хотят от театра, почему он существует, хотя множество раз ему предрекали исчезновение? - Хороший театр - это разговор умных с умными. Это кирка и лопата. Для любого режиссёра и артиста это раскопки вглубь себя. Чтобы ставить, выходить на сцену, важно разобраться, как работают законы психологии? В обыденности люди редко разбираются в этих ниточках, паутинках, от кого, к кому, что тянется? Дёрнул - где-то там завибрировало, а почему? Главная задача театра в том, чтобы художественно говорить о жизни со сцены. А она существует по законам, которые нужно постичь. И хочешь или нет, волей-неволей театр понуждает пересматривать аспекты существования, себя как личности. И в этом терапевтически образовательный эффект - и для тех, кто на сцене, и тех, кто в зале. - Это означает, что человек становится лучше, светлее и чище? - Есть мнение, что столкновение в творчестве с Чеховым делает нас по-человечески лучше. Не знаю... «Ковыряющиеся» в законах жизни, действительно, лучше в ней разбираются. Но кто-то знания направляет на добро, а кто-то постигает механизмы манипулирования и пользуется ими в корыстных целях. Это как с атомом. Изобретали мирную энергию, а итог - бомба. Кто ты такой? - Было ли решение уйти в «свободное плавание» лёгким? - Я 20 лет служил актёром, долгое время занимался режиссурой краевых мероприятий, а потом внезапно почувствовал необходимость поменять профессию: захотелось заниматься собственным делом. Просто я перестал получать от работы артиста драйв. Мучился: надо уходить. Коллеги, друзья, подталкивали: почему ты не попробуешь учить, ставить? И настал момент. Сняли помещение, в театр-школу пришли первые семь учеников. Обычные люди с улицы. Взрослые, разных профессий. Программа базового курса рассчитана на 3,5 месяца. Месяц студенты изучают теорию, затем переходят к практике и репетициям спектакля, его премьера – своего рода выпускной экзамен. Но студенческие спектакли – это одно. Театр репертуарный, с профессиональными актёрами – профессионалами, замаячил впереди как предчувствие: а почему бы и нет? Начали искать площадку. Ценники на аренду - ужас! Нашли запущенное помещение, чинили, мыли... Пришли на помощь товарищи, у которых были возможность помочь, время, а главное желание. Супруга подключилась. В декабре 2018-го показали первый ученический спектакль, а в мае выпустили премьерный репертуарный спектакль театра «Мой» «Когда Ницше плакал». В постановке заняты Андрей Соколов, Андрей Трегубов, Оксана Трегубова, Олеся Никифорова и Любовь Литвинова. - Волновались на премьере? - Не только на премьере! Артист выходит на площадку и тоже волнуется, но волна первого волнения ложится на адреналин и проходит. Ты в материале, работаешь. Режиссёр играет за всех артистов. Поэтому на студенческих я обязательно. Репертуарные спектакли, которых у нас два («Отелло» и «Когда Ницше плакал»), сложные, каждый раз проживать их заново - невозможно. - Ваш театр называется «Мой». Да, ваш проект, но... ведь не скромно? - Это маркетинговый ход. Чтобы говорили: «Пойдём в «Мой» театр?» Но! В названии заложена философия домашнего театра. У меня есть мечта, я ещё не придумал, как, где взять денег, но «бью копытом». Вот если бы купить за городом участок, построить театр-дом. С общежитием для артистов, большой гостиницей. Это было бы - да-а-а! Хочу! Получится ли? Не знаю. - О своей методике преподавания вы сказали: «Один из инструментов обучения - это точечные, хирургические удары по самолюбию». Что это за чувство, разрушительное или, наоборот, для творческого человека необходимое? - Как сказать? Как педагог и режиссёр я ищу в артистах мотиваторы. Это серьёзный философский вопрос: а что значит любить себя? Наверное, это история о том, чтобы познать, кто ты? Разобраться, полюбить то ценное, что в тебе есть? Без ощущения некой эйфории от того, что у тебя что-то получается, тоже ведь нельзя. Сцена - это колоссальная радость. Артист должен получать гордость от того, что у него получается. Всё хорошо в меру, в балансе. - Вы стали собой, знаете, кто вы? - Главное же не ответы, а вопросы, которые мы себе задаём, не итог, а путь. Не зря же говорят, что достижение идеала невозможно, но стремление к нему необходимо. Если стать собой - это поиск и путь, то я - человек ищущий. Сочи - не Лос-Анджелес - Кто ваши ученики, какая у них мотивация? - Возрастные ограничения для желающих установлены в рамках от 18 до 55 лет, в основном приходят женщины 30-40 лет, у которых есть время заниматься собой. Признаюсь, опасался, что в первую очередь придут скучающие жёны богатых мужей. Не было такой ни одной! Живые, с целью - прикоснуться к мечте. Сказать, что приходят, чтобы меняться? Не совсем. Театр для непричастных - это магический портал, 99 % примеряют на себя славу и думают: а что было бы, если б знаменитым был я? Пробуют... - Почему никто не запускает «звёзд» у нас на Кубани? - Потому что у нас нет продакшена. Было бы иначе, если бы в Сочи кто-то вложил капиталы с тем, чтобы сделать их него такой бы Лос-Анджелес, где централизованно создаётся кино и сосредоточен шоу-бизнес. Но все деньги в Москве, а «звёзды» там, где деньги. - В крае много хороших артистов, их мало кто знает - это трагедия для них? - Для кого как. Всё в руках человека. Я не говорю про везунчиков, мажоров со связями. Кто становится медийным? Самые упёртые. Достаточно иметь светлую голову. И - в огромном количестве - терпение. Посиди год на кастингах в Москве, и через полгода в каком-то проекте засветишься. Через год тебя все будут знать. Через время попадёшь в большое кино. В любом бизнесе так. Отдача - через пять лет. - Как сложно всё... - А крестьянину в Отрадненском районе за картошку бороться, которую градом выбивает, не сложно? В четыре утра выходить доить корову, а потом идти в поле - легко? - Это его жизнь. - Правильно. У него выбора нет, и у артиста нет. С чего вы взяли, что это какая-то привилегированная профессия? Посмотрите на тех, кто реально чего-то достиг. Это колоссально начитанные люди, фантастически насмотренные, постоянно занимающиеся саморазвитием. Яркие, масштабные. Вкалывающие! Хочешь быть «звездой»? Гори! Это правильно, что «звёзд» немного. Те, кто при первых сложностях пасует, заднюю включает... в искусстве не нужны.

«Хочешь быть «звездой»? Гори!». Театральный режиссёр - о цене успеха
© АиФ – Юг