Мюзикл «Мэри Поппинс» 2019: юные зрители не читали сказки
Однако, как оказалось на премьере, многие зрители младше двадцати лет не слышали ни о первом, ни о втором. Например, сидящий рядом со мной подросток (как и положено, с висящими на шее наушниками) сначала заметно радовался «новым» шлягерам, которые зритель постарше точно помнит наизусть, а затем начал консультироваться по поводу героев этой старой сказки. И выяснилось, что знает он о ней не то чтобы очень много. Волшебная Трэверс Памела Трэверс (настоящее имя — Хелен Гофф) в России, да и во всем мире, известна главным образом как автор книг о Мэри Поппинс. Родилась будущая писательница в 1899 году в Австралии, в 1924 году приехала в Англию в качестве корреспондента австралийских газет. Конечно, она и раньше любила сочинять истории и превращать их в тексты, но как раз в эти годы занялась литературной деятельностью основательно. И все это на фоне серьезного увлечения эзотерикой и оккультизмом. Например, ей приписывают тесное знакомство с такими одиозными фигурами своего времени, как Алистер Кроули и Георгий Гурджиев. В 1932 году писательница побывала в Советском Союзе, и увиденное ей так не понравилось, что она даже сочинила об этом небольшую книжку. Трэверс описала Страну Советов как серый мир людей с пустыми глазами и попыталась разобраться, почему советский народ живет под гнетом тирании. И пришла к выводу, что все дело в… театре. «Сидя в русском театре, начинаешь понимать, как советскому государству удалось довести страну до крайности: добавьте к природной тяге к актерству непрекращающуюся пропаганду и бесконечные плакаты, и вы сможете приручить человека к нынешнему режиму, — читаем мы в ее «Московской экскурсии». — Афиши, громкоговорители и личная склонность все превращать в театр способны убедить любого, что он играет ведущую роль в большевистском пышном спектакле и что без его участия вся сценическая конструкция Советской России обратится в руины. …Не по собственной ли воле люди выбрали тиранов, которые подыгрывают их самым глубоким инстинктам и освобождают от необходимости думать самостоятельно?» Тут уместно напомнить, что Хелен и сама была склонна к актерству, предпочитая, кстати, играть персонажей волшебных, не вполне от мира сего. Например, сохранилось фото, запечатлевшее писательницу в образе Титании из шекспировской комедии «Сон в летнюю ночь». Не для детей Книгу о Мэри Поппинс писательница создала в 1934 году, пока болела. Говорят, прообразом Мэри стала тетя Трэверс — старая дева Кристина Сарасет, или тетя Сэсс. Причем Трэверс даже не предполагала, что «Мэри Поппинс» — это история для детей. «Я была очень рада, что рецензии на мою книгу публиковали взрослые газеты, ведь я никогда не считала «Мэри Поппинс» детской книжкой, — писала Трэверс. — Я и думать не думала о юных читателях и лелеяла надежду, что моей книгой будут зачитываться взрослые — так и вышло. Многие дамы писали мне, что, когда они читали мою книгу детям, отцы тихонько подкрадывались к дверям детской, чтобы тоже послушать». Затем последовали книги — продолжения истории про няню-волшебницу. А в 1959 году Памела приняла предложение Уолта Диснея о продаже авторских прав для экранизации и получила от сделки весьма кругленькую сумму. А вот что касается личной жизни писательницы, то она так и не сложилась: замужем она не была, детей не родила. Правда, одного мальчика все же усыновила, но закончилась эта история очень грустно. Говорят, Памела Трэверс сама показала художнице Мэри Шепард голландскую фарфоровую куклу: «Вот на кого похожа Мэри Поппинс!» Спойлер, если вы еще не видели иллюстраций Шепард: на ее рисунках Поппинс — этакая суровая и несуразная высокая плоскогрудая дама, крайне далекая от знакомого нам образа «леди совершенства», который создала Наталья Андрейченко. Конечно, авторам экранизаций захотелось ее слегка «приукрасить». Что Дисней, а затем Леонид Квинихидзе и сделали. Подробности В Новосибирск Мэри Поппинс спустилась на своем зонтике впервые. Художник-постановщик Елена Вершинина создала для мюзикла яркие, почти мультипликационные и в то же время очень стильные декорации. А режиссером и хореографом-постановщиком выступил Гали Абайдулов, которого наш зритель знает по вполне успешным спектаклям НМТ «Одиссея капитана Блада» и «Вий». История, рассказанная Памелой Трэверс, в его интерпретации — это мир, полный мечтаний, волшебства, ярких игрушек — короче, всего того, что так любят дети. А взрослые здесь — тоже дети, только большие, поэтому и их следует воспитывать «залетной» няне (ее играют по очереди Валентина Воронина и Алина Шайхеева). Постановка Новосибирского музыкального театра возвращает зрителя в детство с мечтами о том, что где-то действительно есть волшебная няня, которая знает, как нам всем жить в этом все-таки совсем не детском мире. Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №13 от 27 марта 2019 года