Казахстанский «Новый год»: история праздника Наурыза

История праздника Наурыз ведет свое начало еще со времен зороастризма, когда люди поклонялись солнцу и огню. Именно огонь – седьмое творение Зороастра – дал ему название. Древнее имя не сохранилось, но смысл отразился в языке народов Средней Азии – Наурыз, Навруз, Нооруз, что близко к древнеперсидскому «глоток первого дня Нового года». Говорят, что праздник зародился в обширных провинциях Древней Персии – Согдиане и Бактрии. На городских площадях ставили каменный кубический жертвенник. Под сопровождение музыкантов и певчих к жертвеннику подводили старого жреца, который бросал в огонь заранее приготовленные ветки. Растения трещали, клубился дым, жрец выливал в пламя две чаши вина и масла, отчего огонь вспыхивал с новой силой. Наблюдавший за этими действиями люд громко восклицал: «Агни (бог огня) принял нашу жертву! Агни любит нас! Агни услышал наши молитвы!». Читая молитвы, бактрийцы призывали богов уничтожить все злое и дать новую жизнь огню, воде, полям и садам. Земля вслед за этим одевалась в зеленый наряд, отступал холод, таяли снега и вырастали подснежники. С тех давних времен день весеннего равноденствия ассоциируется с приходом тепла. Восточные гении Махмуд аль-Кашгари, Абу Рейхан аль-Бируни, Фирдоуси, Алишер Навои, Омар Хайям после себя оставили множество произведений о праздновании Наурыза. У каждого тюркоязычного народа есть свои традиции проведения этого праздника. Главная идея – встреча весны после тяжелой зимовки. Это праздник единства. У казахов есть свои легенды, связанные с Наурызом. Согласно одной из них, в ночь с 21 на 22 марта землю обходит Кыдыр-ата, который несет в дом счастье, достаток и благополучие. Для кочевников огромное значение имела смена сезонов года, среди которых самым тяжелым была, конечно, зима, на которую каждые пять-шесть лет приходился массовый голод – джут. Любой выход из зимы, когда выживали люди и скот, уже считался большой удачей и признаком благополучия. А потому встреча Наурыза сопровождалась приготовлением всевозможных блюд, проводились различные ритуалы и обряды. Обязательным пожеланием на Наурыз считались как в древности, так и сейчас, слова «Наурыз құтты болсын!», «Ақ мол болсын!» – традиционные пожелания изобилия и достатка. В Казахстане судьба праздника Наурыз была непростой. Советская власть долгое время искореняла все национальное, традиции причислялись к анахронизмам и пережиткам. Официальное признание Наурыз приобрел лишь 15 марта 1991 года после выхода Указа Президента Казахской ССР «О народном празднике весны Наурыз мейрамы». Президент Нурсултан Назарбаев объявил 22 марта, день весеннего равноденствия, праздничным днем. С этого времени началось его широкое празднование по всей республике. Особых отличий празднования Наурыза в разных регионах огромной страны практически нет. Только на западе казахи начинают встречать праздник 14 марта, за неделю до главной даты. Празднование этого дня называется Көрісу, или Амал, что в переводе с казахского языка буквально означает «свидеться» или «встреча». За неделю до Наурыза нужно было успеть навестить всех близких и родных, для этого порой приходилось преодолевать огромные расстояния. При встрече обязательно спрашивали: «Амансың ба?» (Здоров ли ты?), «Қыстан шыктың ба?» (Как перезимовал?). Пока обходили все близлежащие аулы, наступал праздник Наурыз. Для казахов Наурыз – это все равно, что Новый год. Люди верят, что как встретишь его, так и проведешь. Поэтому все стараются нарядиться и приготовить богатый дастархан (обеденный стол – прим. ред.), чтобы позвать в дом как можно больше гостей, которые по поверью принесут с собой благополучие и счастье. Обязательным блюдом на столе в эти дни становится наурыз-коже – густой напиток, который состоит из семи ингредиентов. Считается, что тот, кто досыта отведает его, проведет год в достатке и сытости. На улицах и площадях в этот день царит праздничная атмосфера. Повсюду организуются массовые гуляния и концерты. Устанавливаются юрты и качели «алтыбакан». Ремесленники делятся секретами мастерства, а рядом на открытых площадках желающие могут поучаствовать в национальных спортивных играх, показать свою силу и выносливость в қазақ күресі (казахская борьба), арқан тартыс (перетягивание каната), поднятии гирь, асық ату (игра в асыки) или армрестлинге. Акыны (поэты-импровизаторы) состязаются в острословии, не обходится праздник и без конных игр – кыз-куу и байга. По закону «О праздниках» казахстанцы отмечают Наурыз на протяжении трех дней, с 21 по 23 марта. А в этом году, так как 23 марта выпало на субботу, выходной день перенесли на понедельник, 25 марта. Получается, в Наурыз казахстанцы отдыхали целых пять дней – с 21 по 25 марта. Наурыз құтты болсын! ПОЗНАЙ ДЗЕН С НАМИЧИТАЙ НАС В ЯНДЕКС.НОВОСТЯХ

Казахстанский «Новый год»: история праздника Наурыза
© Мир24