Как сделать город удобным? 6 вопросов рязанскому архитектору

Помогут ли велодорожки разгрузить проезжую часть? Что должны представлять из себя детские игровые площадки? Почему рязанкам неудобно гулять на каблуках? Проблемы общественных пространств нашего города мы обсудили с архитектором Ильёй Стюхиным. Спросите у жителей — Илья, в вашем сообществе в социальных сетях вы проводите анализ городских территорий. И чаще всего получается, что проблем с благоустройством в Рязани немало. По-вашему, с чем это связано? — Большой минус нашего благоустройства в том, что проекты разрабатываются под выделенный на них бюджет. А по идее надо бы сначала проводить исследование. Нужно узнавать у людей, каких пространств не хватает, каких — с избытком, где мало озеленения, где много... Было у нас голосование подобного плана, когда из списка парков предложили выбрать те, которые нужно благоустроить. Если посмотреть с точки зрения простого человека, то вопрос для него звучал так: «Вы хотите отремонтировать парк поближе к дому или подальше?» Выбор очевиден. Это не совсем правильно. — Как вы относитесь к последним проектам, например, Лесопарку? Стоит ещё вспомнить про Новогоднюю столицу, которая преобразит целых 4 городских площадки... — Лесопарк — это пример проекта, в котором угадали запросы людей. У нас не было места, где можно было бы собраться, погулять с детьми, поесть. Даже такая бытовая сторона, как отсутствие нормальных туалетов, играла роль. И поэтому Лесопарк — полезный, работающий проект. В нём, конечно, тоже есть недостатки, но в целом пространство получилось хорошим. Цель той же Новогодней столицы остаётся абстрактной. Мы её достигнем в любом случае, даже если благоустройство не окажется хорошим. Нужна конкретика. У проектировщика должен возникнуть вопрос: лучше сделать реконструкцию Зелёного театра в ЦПКиО или на эти же средства организовать 10 маленьких, но более востребованных площадок? Из-за того, что в последние годы благоустройством занимались без ориентации на потребности общества, и отношение к этому всему у людей выработалось неприятное. Качественная работа всегда найдёт поддержку. Есть к чему стремиться — Благоустройством ведь и занимаются, в первую очередь, чтобы людям было комфортно. Но если проводить опросы, требования будут очень разноплановыми. Как всем угодить? — При проектировании общественных пространств нужно выбирать приоритеты. Допустим, есть парк, куда ходят мамы и бабушки с детьми, владельцы домашних животных и спортсмены. Есть и другие виды активности, о которых мы даже не знаем. Понятно, что эти категории надо разводить по разным районам. И для того, чтобы понять, кому какое пространство выделить, нужно проводить проектные семинары. Люди, которые, возможно, никогда не пересеклись бы, узнают о потребностях друг друга. Выяснят, чем они в парке хотят заниматься. Вместе они сформируют запрос, техническое задание. Дальше дело идёт за исполнителями, то есть проектировщиками. Если процесс проектирования идёт вместе с жителями, их привлекают на всех стадиях проекта, то люди чувствуют пространство своим. И видя, что их идеи слышат, начинают более ответственно к парку относиться. Тогда и не придётся вкладывать колоссальные суммы в его содержание. Поведение людей меняется. Могу привести пример. Помощник президента Татарстана Наталия Фишман рассказывала, что в небольших населённых пунктах, где появляется парк, женщины по вечерам выходят на прогулку в платьях и на каблуках. И теперь посмотрим на Рязань. Вряд ли женщине весной на каблуках будет удобно, потому что везде грязь, снег. А если появится доступная среда, то и поведение поменяется у горожан. — Вы часто упоминаете Казань в качестве примера города с качественным благоустройством. Действительно есть на что равняться? — В прошлом году я участвовал в образовательной программе «Архитекторы.РФ». У нас были поездки по городам России и Европы. И Казань оказала на меня сильное влияние. За четыре года в Татарстане реализовали более 400 общественных пространств. Причём сделали это невероятно качественно и дёшево. Экономия удалась за счёт того, что там отказались от лишних работ. У людей выясняли их потребности. И всё получилось прекрасно и с точки зрения красоты, и с точки зрения функциональности. Есть всегда опора на историю места, какие-то особенности. Все скверы уникальны. И общественные пространства формируют сообщества. Пример с детской площадкой. У нас зачастую это некий «загончик» для детей, огороженный забором, куда мама сдаёт ребёнка, а сама читает газету или болтает с подружками. Но детская площадка должна развивать ребёнка, учить его взаимодействовать с миром. В Казани на набережной озера Кабан есть игровая площадка с водой. Там искусственный ручеёк, около 15 станций с разными преградами. В конце, если всё удачно сложится, будет крутиться колесо-мельница. А чтобы достичь цели, дети должны объединиться и распределить обязанности. Это интересно и многому учит. Площадка имеет такой успех, что с наступлением темноты её занимают взрослые люди. Этот опыт можно расширять не только на детские зоны, но и на общественные пространства в целом. Транспортная альтернатива — Благоустройства одних парков недостаточно. Нужно прорабатывать и инфраструктуру. Есть ли у Рязани шансы стать удобным городом? И на что в первую очередь нужно обратить внимание на пути к этой цели? — Удобство начинается со двора. В последние годы на благоустройство дворов новостроек тратится немало средств, поэтому в целом люди довольны. Но во дворе места по большей части организованы для детей. А чтобы погулять взрослым людям, нужен какой-то сквер. В генплане города есть показатели по озеленению на одного человека. Но они потребности закрывают точечно — в Лесопарке, ЦПКиО и так далее. И не все эти места в шаговой доступности. Для жителя города гораздо важнее маленький сквер рядом с домом, чем парк в 10 километрах. Если появляются скверы, нужно продумать, как человек будет до них добираться. Должны быть пешеходные, велодорожки. — Что касается велодорожек, то насколько они удобны и важны? И появятся ли они когда-то у нас в городе? — Велоинфраструктура рано или поздно появится, потому что это нужно сделать в рамках программы комфортной городской среды. Но может получиться так, что в последний момент по указанию минстроя начнут рисовать полосы где попало, чтобы догнать какие-то показатели. Поэтому стоило бы заняться этим уже сейчас. Но у нас нет понимания, зачем нужны велодорожки. Велосипед воспринимается как хобби. Но на самом деле его функция в другом. В городе есть два вида связи - пешеходный и автомобильный, в который, в том числе входит общественный транспорт. В случае непредвиденной ситуации альтернатив нет. В европейских городах вроде Копенгагена, Амстердама, где давно начали заниматься этой проблемой, для велосипедистов есть масса разных маршрутов. Причём получается, что на велосипеде зачастую добраться можно быстрее, чем на авто. Организация сети велодорожек требует грамотной проектировки. И обойдётся она по стоимости примерно как одна дорожная развязка. Если рисовать дорожки только в парках, из этого ничего не выйдет. А велосипеды, между прочим, могли бы уменьшить пробки. Ведь какая-то часть людей пересела бы на этот вид транспорта.

Как сделать город удобным? 6 вопросов рязанскому архитектору
© АиФ Рязань