Войти в почту

Исподнее made in СССР. Эволюция нижнего белья среди советских женщин

В Екатеринбургском музее советского быта «Сделано в СССР» не банальным дефиле открылась выставка с провокационным названием «Трусы счастья. Эволюция женского белья». Спасибо Фурцевой То, что прибывший в 1963 году на Московский фестиваль Ив Монтан попал на столичную выставку лёгкой промышленности, – исторический факт. С точки зрения маркетинга пригласить актёра и певца на это мероприятие было мудро – он был настолько поражён образцами советского женского нижнего белья, что купил солидную партию изделий легпрома – лифчики, рейтузы, панталоны. А вот с идеологической точки зрения допустить эстета до исподнего было ошибкой. Вернувшись на родину... Вот тут свидетельства расходятся. То ли сам Ив Монтан устроил в Париже выставку приобретённой коллекции, то ли подсуетился его друг, музыкальный продюсер Филипп Жерар. Так или иначе, французская публика смогла заглянуть советским женщинам «под юбку». Говорят, парижане тогда изрядно повеселились. Организаторы екатеринбургской выставки «Трусы счастья. Эволюция женского белья», открывшейся в музее советского быта «Сделано в СССР» откровенным дефиле, тоже смеялись. Но по-иному. «Когда мы с девочками-моделями готовились к показу, примеряли образцы нижнего белья времён СССР, подгоняли их под современные фигуры, комплектовали, то веселились от души, - говорит стилист Юлия Колесникова. – И, поверьте, в этом не были ни капли насмешки! Это наша история, эхо которой, кстати сказать, слышится и в современных трендах. Скажем, те же комбинации советского времени сегодня «читаются» в бельевом стиле одежды, а корсеты перешли из разряда нижнего белья в самостоятельную деталь одежды. Даже бюстгальтеры-«торпеды» с определённой долей условности можно назвать прообразом нынешнего белья «пуш-ап». К слову, о бюстгальтерах. В музее «Сделано в СССР» они представлены в изобилии – от тех самых «торпед», вопиюще выпирающих из-под платья и создающих весьма бесформенный рельеф (советская промышленность долгое время не могла освоить технологию изготовления «чашечек»), до имеющих более или менее плавные формы. Именно этот предмет нижнего белья, как никакой другой, демонстрирует ту самую эволюцию, заявленную в названии выставки. Интересно, что до 50-х годов прошлого века в стране, согласно ГОСТу, производились лифчики всего трёх размеров, до 70-х – шести. А потом министр культуры Екатерина Фурцева на заседании политбюро ЦК КПСС заявила: «Каждая советская женщина имеет право на качественный бюстгальтер», и размерный ряд этого деликатного предмета вырос до девяти. Страшный сон «Женское нижнее бельё времён СССР не предназначалось для красоты и соблазнения. Никакой эротики! - говорит директор Музея советского быта Ирина Светоносова. – Главное, чтобы было гигиенично, практично и тепло. В таком белье женщина была готова к труду, к выполнению пятилетки за четыре года. На нашей выставке в этом можно убедиться, посмотрев хотя бы на те самые «трусы счастья»: от сатиновых на пуговицах в стиле «унисекс» до тёплых рейтузов и панталон, которые школьницы позднего советского периода надевали для тепла под бдительным оком мамы, а потом снимали в подъезде». А вот комбинации – это уже более изысканный предмет. Советская промышленность пыталась их производить, но... ключевое слово тут «пыталась», поэтому женщины охотились за комбинациями производства ГДР, Польши и Чехословакии. Они также были весьма целомудренны, но при этом выглядели вполне изящно благодаря кружевам, нежным расцветкам и тонким тканям. Впрочем, и у них был существенный недостаток – «голимая синтетика» нещадно липла к колготкам. Антистатики в те времена также были дефицитом, поэтому решить проблему помогало «увлажнение» - колготок и самой комбинации. Колготки (речь, разумеется, не о шерстяных и бесформенных х/б) также были в дефиците. Поэтому порвать их для счастливых обладательниц было страшным сном. Дырки и «стрелки» штопали самыми тонкими иглами и нитками, а иногда вместо ниток женщины использовали... собственные волосы. К чести советских колготок надо сказать, что качество их было много выше нынешних. Современные колготки к штопке не восприимчивы: пошла «стрелка» – можно выбрасывать. Идея оформить накопившуюся коллекцию нижнего белья в отдельную выставку пришла Ирине Светоносовой не зря, невмоготу уже было таить в запасниках столько сокровищ. Интересно, что предметы нижнего белья, в отличие от других экспонатов музея «Сделано в СССР», их владельцы сами не приносили. Видимо, эта тема слишком деликатная. В музей они попадали самыми неожиданными путями. Например, от риэлтеров, которые обнаруживали в продаваемой квартире «бабушкин комод», а в нём «дамские штучки», вполне достойные стать частью женской страницы в истории нашей страны.

Исподнее made in СССР. Эволюция нижнего белья среди советских женщин
© АиФ Урал