Бизнес или миссия: как работает котокафе в Калининграде и можно ли разбогатеть на любви к кошкам
“Котомания” открылась в Калининграде в сентябре 2017 года. За время работы котокафе 69 бездомных усатых-хвостатых из приюта нашли своих хозяев. “Клопс” узнал у владелицы заведения Лидии Адамович, можно ли заработать на любви к котикам и что такое это заведение, бизнес или миссия. Сейчас “Котомания” работает как антикафе, где калининградцы могут провести время в кошачьем обществе, и как творческое пространство: здесь проходят мастер-классы, кинопросмотры, организуются игры в мафию, устраиваются романтические свидания, девичники, выставка-продажа картин и хенд-мейд изделий.Живут в заведении обычно от десяти до 15 котов. “Чаще всего котиков забирают зимой и осенью. Видимо, из-за особенностей климата. Реже весной и летом, однако новые хозяева находятся круглый год. Не всегда гости планируют обзаводиться котом, но влюбляются, и наши котики переезжают к своим людям”, — рассказывает Лидия Адамович. Животные поступают в “Котоманию” из приюта "Кошкин дом39". У каждого из них своя, порой нелёгкая судьба. Им посчастливилось встретить неравнодушных людей, которые вылечили и не дали остаться на улице. Все коты в кафе привиты, обработаны и социально ориентированы. При передаче новым владельцам заключается договор с приютом о передаче животного с ненавязчивым отслеживанием судьбы. Хорошо, когда удаётся оплатить аренду и корм Котокафе как вид бизнеса прибыльным не является, говорит Лидия Адамович. По её словам, это “дело сердца”. “Мы очень радуемся, когда удаётся оплатить аренду, корма и многочисленные расходники для жизнедеятельности котокафе. Если вдруг выходим на прибыль, то, складывая усилия с творческой мастерской по шитью, которая у меня отдельно работает, тратим деньги на развитие и обустройство “Котомании”, — рассказала хозяйка заведения. Она добавила также, что далеко не все месяцы для “Котомании" складываются удачно. Открывать второе такое заведение владельцы не планируют. “Есть к чему стремиться, однако сейчас до реализации ещё далеко. Потому что всё упирается в финансы”, — пояснила собеседница “Клопс”. Запускать свою франшизу “Котомания” также не планирует. Владельцы дают консультации предпринимателям из других регионов, которые подумывают открывать подобные заведения “Каждый, кто хочет франшизу, хочет получать стабильный высокий доход. А когда ты говоришь об отсутствии какой-либо стабильности, люди сразу уходят, мало кто согласен работать за идею. Это не касается крупных городов типа Москвы и Санкт-Петербурга. Там франшиза отлично сработает”, — считает Лидия Адамович. Каждый кот — это вложения Даже когда берёшь домой животное бесплатно, надо учитывать, что для его комфортного содержания необходимо вложить определённую сумму, отмечает Лидия. Например, хороший корм для кота может стоить от тысячи рублей в месяц, наполнитель — от 500 рублей. Только обязательные первичные прививки, обработки, осмотры обойдутся около 5 тыс. рублей в год. И это без учёта расходов на лотки, когтеточки и прочие кошачьи аксессуары. Это условные суммы, в каждом конкретном случае они меняются. “Нельзя определённо рассчитать, сколько средств нужно на содержание одного кота. Одно дело — здорового. А если нет? Всегда может произойти экстренный случай, придётся ехать на срочный приём к ветеринару, за который заплатишь несколько тысяч рублей. И последующее лечение будет стоить приличную сумму. Общая цифра всегда разная. Но это недёшево. Тем, кто собирается кошек заводить, надо хорошенько все взвесить”, — подчеркивает владелица “Котомании”. Она добавила также, что нужно учитывать: несмотря на вложения и заботу, кот может не ответить взаимностью владельцу сразу. “Кот тебе ничего не должен. Сколько бы ты в него не вложил, взаимность — это дело личное. Надо иметь много мудрости, терпения, приложить усилия и труд, чтобы совместная жизнь была комфортной”, — делится опытом Лидия. Нельзя уйти с рынка Котокафе — история не про бизнес, считает генеральный директор котокафе “Люди и котики” в Москве Владимир Кузин. “Это нишевая социальная история. Есть попытки заработать на котиках. Но они редко бывают удачными”, — рассказал он “Клопс”. Кузин уточнил, что при низкой прибыльности для котокафе на рынке есть определённые риски, которые ставят под угрозу весь проект, поскольку бизнес связан с животными. “Можно продолжать работать, если у тебя есть другие проекты, которые дают доход. Например, у меня шитьё. За счёт него можно как-то поддерживать котокафе. Руки опускать ты не можешь. Если у тебя это дело души, то нельзя закрыться, уйти и проиграть. Даже если такие мысли посещают, они потом проходят”, — вторит ему Лидия Адамович. И в Калининграде, и в других городах России котокафе играют достаточно важную социальную роль. Благодаря им животные с улицы получают свой дом и хозяев. Из “Котомании” за полтора года уехали 69 котов. В “Людях и котиках” посетители с сентября 2015 года забрали около 290 животных. Кроме того, заведения учат гуманному обращению с пушистыми “сотрудниками”. “К нам приходят группы школьников. Дети из малообеспеченных семей — бесплатно. Мы объясняем им, как общаться с кошками, почему надо подумать перед тем, как заводить животных, зачем и как контролировать их размножение”, — перечислила Лидия Адамович. Люди, не имеющие возможность завести собственное животное, могут снять в заведении стресс и пообщаться с котиками. “Каждый, кто приходит в котокафе, оплачивая вход, понимает, что вносит свой вклад в поддержание жизнедеятельности заведения. Это оплата аренды, кормов и многих других расходников, а главное, помогает поддерживать котокафе как явление, возможность бездомным животным находить свои дома”, — объяснила хозяйка “Котомании”.