Юмористический паноптикум

Мне кажется, что главная характеристика сегодняшнего юмора — его бесконечное разнообразие. Он начинается в социальных сетях. Если раньше комедия росла в анекдоты и дальше из обычных бытовых зарисовок, то сегодня юмор рождается именно на таких открытых площадках. Любители снимают постановочные ролики на телефон, иногда весьма специфического характера. И должен сказать, что для меня секрет, как это становится безумно популярным и набирает миллионы подписчиков. При этом я не хочу сказать, что это плохо, просто констатирую очевидный факт. В то же время никуда не делись и представители старомодного юмора. Опять же, не хочу сказать, что он тухлый или прокисший. Скорее классический формат имени Аркадия Райкина. Но есть и то, что я и на слух, и на глаз ну никак не могу воспринимать. Бывает даже откровенно неприятно, чуть ли не уровне физиологии. Но это мои личные проблемы. У сегодняшнего юмора социальных сетей свои правила, свои герои и другой результат. Отдельное направление сегодня — это то, что сейчас называют тремя буквами — КВН. Ему уже больше 50 лет, и оно породило не одно поколение юмористов, от мэтров вроде Александра Маслякова и Юлия Гусмана до уже нынешних ветеранов вроде Михаила Галустяна, Семена Слепакова, Сергея Светлакова, Гарика Мартиросяна и других гигантов нынешней сцены, которые, кстати, породили один из самых успешных современных юмористических проектов — Comedy Club. И это на самом деле прекрасно. Мы живем в эпоху бесконечного разнообразия. Сюда можно включить как те формы комедии, которые позволяют себе использовать абсолютно любую лексику. И те, которые считают себя обязанными оставаться в рамках литературного языкового поля. Тем более что разные поколения сейчас стремительно отдаляются друг от друга в тематике. Я в прошлом году судил КВН в своем родном МИСиС, и, когда выступали первокурсники, я поворачивался к первым рядам, где сидели последние курсы и спрашивал, в чем тут соль. А они тоже далеко не всегда понимали. Сейчас в юморе уже нет такой общности, как была несколько десятков лет назад, когда над одними и теми же шутками смеялись и старики, и дети. Поэтому в День смеха хочется поздравить всех нас с тем, что мы может удовлетворить все вкусы. Кто-то смеется над коллективами с ТНТ, другие предпочитают выступления на канале «Культура», для третьих вообще тонкий и многослойный юмор вроде «Вечернего Урганта» милее всего. Всегда прекрасно, когда есть из кого выбирать. Да, конечно, десятки и сотни юмористов вместо одного «Круга смеха» создают некоторый хаос и ощущение паноптикума, однако это правильный паноптикум, с которым можно и нужно жить.

Юмористический паноптикум
© Вечерняя Москва