Войти в почту

Илья Репин и "женщина-пылесос": каким был художник в работе и личной жизни

МОСКВА, 1 апр — РИА Новости, Анна Михайлова. В Москве в Новой Третьяковке с аншлагом проходит масштабная ретроспектива Ильи Репина. С картинами выдающегося художника знаком каждый, но подробности его биографии известны далеко не всем. РИА Новости рассказывает о самом интересном из жизни живописца. Репин и "женщина-пылесос" Выдающийся портретист, Репин часто изображал своих близких — жену и дочерей. Однако примерным семьянином его назвать сложно, он легко увлекался и вдохновлялся другими женщинами. Последней музой мастера стала экстравагантная Наталья Нордман. Пара провела вместе 15 лет, за это время художник создал множество портретов гражданской супруги (после распавшегося первого брака Репин не мог венчаться). Наталья — на 19 лет моложе Ильи Ефимовича — получила у его друзей прозвище "женщина-пылесос" за то, что "поглотила Репина целиком". Шумную, экзальтированную даму недолюбливали и ближний круг, и биографы художника. Нордман знала шесть языков, писала прозу, публикуясь под псевдонимом Наталья Северова. На фоне женщин своего круга выделялась широтой взглядов — здоровалась с лакеями за руку, была убежденной феминисткой и ратовала за раскрепощение прислуги, поэтому в доме Репиных, известном как "Пенаты", гостям приходилось обслуживать себя самим. Вдобавок Наталья Борисовна была вегетарианкой и требовала от мужа следовать ее пищевым предпочтениям, питаясь, например, супом из сена. Это давалось Репину особенно тяжело, друзья выручали художника, тайком приносили ему мясные продукты, и он ел, запершись у себя в комнате. Эксцентричность жены часто заставляла Репина краснеть в обществе, а под конец привела к охлаждению в отношениях. Нордман отказывалась носить меха, поэтому зимой ходила в пальто на сосновых стружках. Постоянные простуды закончились тяжелой болезнью — Наталья Борисовна скончалась в больнице для бедных в Локарно, отказавшись от денег Репина. Он пережил ее на 16 лет. Репин и власть Художник не стеснялся выполнять царские заказы. В частности, знаменитые "Бурлаки на Волге", "Речь Александра III перед волостными старшинами" были написаны по заказу императора, но Репин признавался Третьякову, что увлечен работой с художественной стороны, рассказывает куратор выставки Татьяна Юденкова. "Это одно из очень важных качеств художника — даже заказ, который вроде бы подразумевает ломку для творческого человека, он пишет с любовью, проявляет мастерство в композиции, колористически, ритмически, пространственно. Чиновники, в свою очередь, понимали значение Репина, видели и чувствовали его талант", — говорит специалист. Александр III, вступивший на престол в 1881 году, интересовался передвижниками, посещал их выставки и начал формировать Музей национального искусства. "Константин Победоносцев (обер-прокурор Святейшего Синода, главный советник царя. — Прим. ред.) и другие приближенные нашептывали ему о цензуре и запретах, но император имел свою точку зрения, иногда подчинялся, иногда нет, покупал многие работы. В том числе приобрел картину "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", — продолжает Юденкова. Оппозицию консервативным царедворцам представлял художник Алексей Боголюбов, приятель Репина. Он преподавал рисование Александру III, когда тот был еще наследником, и помог императору собрать коллекцию. Боголюбов оказывал заметное влияние на императора. Например, картину Репина "Садко" двор заказал при содействии Боголюбова. Благодаря ему также был снят цензурный запрет со скандального полотна "Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года". Репин и религия Либеральная интеллигенция тогда отошла от религии, и Репин не был исключением. Когда Толстого отлучили от церкви, художник заявил, что впредь не ступит на порог храма. Но оказавшись в невольной эмиграции в 1920-е годы в Финляндии, он воцерковился, даже пел в приходском хоре. Тема отношения народа к религии была очень важна для Репина. Картина "Крестный ход в Курской губернии" написана в первой половине 1880-х. Художник планировал показать ее в 1891 году на персональной выставке, но работу изъяли из каталога по цензурным соображениям. "На полотне изображено столпотворение из-за чудотворной иконы. Считалось, что это оскорбляет религиозные чувства. Сам Репин так описывал свои детские впечатления — ощущение боли и какого-то страдания. В 1870-1890-е годы он был человеком вне церковного сознания, хотя веру сохранил, матушка его была православной, и Репин получил очень хорошее духовное воспитание", — объясняет куратор. Спустя годы, узнав о том, что "Крестный ход" хочет купить чешский коллекционер, Репин переписал центральную часть полотна. Он вообще часто переделывал работы, поскольку не был удовлетворен результатом: ощущал разрыв между воображаемым образом и тем, что получалось на холсте. Как вспоминал Чуковский, иногда Репин переписывал картины по 10-15 раз. Евангельские мотивы можно найти у Репина и в серии работ, посвященной народовольческому движению. Так, на полотне "Сходка" изображено 13 персонажей, современники сравнивали это с Тайной вечерей, а холст "Арест пропагандиста" — с истязаниями Христа. Именно поэтому на выставке эти картины соседствуют с библейскими сюжетами кисти Репина.