От Девичьего поля до Данилова монастыря. Гид по Москве Гоголя
К Москве у Николая Гоголя было особое отношение. Столица — его любовь с первого взгляда, а также место, где он провел последние годы своей жизни. Рассказываем о главных столичных местах, которые связаны с одним из самых известных и таинственных русских писателей. Погодинская улица. Здесь появился «Тарас Бульба» Впервые Гоголь приехал в Москву в 1832 году. Тогда же он познакомился с издателем, историком и литератором Михаилом Погодиным. Оба интересовались историей, а потом вместе путешествовали по Европе. Город Гоголю понравился с первого взгляда. Во время своих визитов он с большим удовольствием останавливался в усадьбе своего друга. Обширная погодинская усадьба располагалась в Хамовниках, на окраине Девичьего поля. Сегодня Погодинская улица, получившая название от погодинской усадьбы, — одно из самых известных гоголевских мест в столице. Гоголю было отведено место в мансарде главного дома усадьбы. Здесь писателю очень нравилось и хорошо работалось. Именно в усадьбе Погодина он прочел друзьям первый том «Мертвых душ», создал «Тяжбу» и «Тараса Бульбу». Впоследствии сын Погодина писал в своих мемуарах, каким почетом и благоговением окружали Гоголя, а сам он был весел, много шутил, ладил с детьми. До наших дней от усадьбы Погодина сохранилось только одно небольшое здание. Домик, построенный в традициях русского народного деревянного зодчества, или так называемая Погодинская изба, находится по адресу: Погодинская улица, дом 12а. Малый театр. Здесь впервые поставили «Ревизора» на московской сцене Знаменитого «Ревизора», высмеивающего чиновников и поместное дворянство, Гоголь написал в 1835 году. Через год пьесу показали в Малом театре. С самого начала автора приглашали взять на себя руководство репетициями, но тот отказался. До этого «Ревизора» ставили в Александрийском театре в Петербурге, и результат автору не понравился. Поставить спектакль на московской сцене писатель доверил своему другу актеру Михаилу Щепкину, который также сыграл роль Сквозник-Дмухановского. Игра Щепкина Гоголю понравилась, но остальные артисты его разочаровали: не смогли до конца прочувствовать своих героев, понять их, раскрыть образы, сыграли скорее карикатурно, чем убедительно. Публика постановку тоже не приняла. После этого писатель решил уехать из страны. В 1943 году в Малом театре поставили его пьесы «Женитьба» и «Игроки». Годом ранее театр сделал инсценировку поэмы «Мертвые души». В «Игроках» Михаил Щепкин сыграл Утешительного. В «Женитьбе» он начал с роли Подколесина, но вскоре понял, что этот образ ему не подходит. Тогда он обратился к роли Кочкарева, которого играл чуть раньше в Александринском театре. Все три спектакля получили хорошие отзывы критиков. Дом Гоголя. Здесь прошли последние годы жизни писателя 1848 год, декабрь. 39-летний Николай Гоголь приезжает в Москву после своего паломничества по Святой земле. Погостить его приглашают граф Александр Толстой и его супруга. С ними писатель познакомился во время своего путешествия. Новые знакомые, как оказалось, жили в старинной усадьбе на Никитском бульваре. Историю этого дома можно проследить с начала XVII века. Его владельцами в разные годы были стольник Иван Бутурлин, семейство дворян Плохово, камергерша Мария Салтыкова, коллежский асессор Дмитрий Болтин. В 1816 году усадьбу купил генерал-майор Измайловского полка Александр Талызин. Именно он решил добавить каменные аркады с балконами над ними. Талызина не стало в августе 1847-го, и через год сюда въехал граф Александр Толстой, который поначалу занял только верхний этаж усадьбы. Потом, когда она полностью перешла в его распоряжение, заново меблировать ее не стали, а оставили так, как было при прошлом хозяине. Гоголю отвели три небольшие комнаты на первом этаже с отдельным входом из сеней: прихожую, гостиную и кабинет-спальню. К гостю отнеслись с большим уважением: обед, завтрак, чай, ужин подавали там, где он прикажет, тщательно ухаживали за его одеждой и вообще делали все, чтобы ему было комфортно. Однако он, несмотря на такую заботу, переживал мрачные времена: его книгу «Выбранные места из переписки с друзьями» не приняли, дочь высокопоставленного придворного Анна Виельгорская отказалась выйти за него замуж, а его знакомая Екатерина Хомякова, которой он очень дорожил, умерла. К слову, именно в этой усадьбе он сжег второй том «Мертвых душ». В январе 1852-го года писатель заболел. Подозревая менингит, его переселили в самую теплую комнату дома на первом этаже. Но ни уход, ни врачи не помогли: вскоре Николай Гоголь умер. После революции усадьбу Талызиных — Толстых разделили на коммунальные квартиры. В 1966 году здесь сделали библиотеку. Многие подлинные элементы обстановки сохранить не удалось. В 1974 году библиотека получила имя Николая Гоголя. В 2005-м стала мемориальным центром, а 27 марта 2009-го в Москве официально появился музей — Дом Гоголя. Сейчас музейная экспозиция состоит из шести мемориальных комнат, расположенных на первом этаже. Обстановку воссоздали по воспоминаниям современников писателя. Данилов монастырь. Главная загадка Гоголя Писателя похоронили на кладбище Свято-Данилова монастыря. Современники вспоминали: «За гробом шло несметное число лиц из всех сословий, которым не видно было конца». На могиле установили простой бронзовый крест, а потом поставили памятник, состоящий из двух частей — камня-голгофы, который поддерживал крест, и саркофага из черного мрамора. Сам Гоголь в 1847 году писал: «Завещаю не ставить надо мною никакого памятника и не помышлять о таком пустяке, христианина недостойном». Монастырь закрыли в 1930 году. Вскоре ликвидировали и некрополь. Могилу Гоголя вскрыли, останки перенесли на Новодевичье кладбище. В это же время появились страшные слухи: крышка гроба, мол, исцарапана изнутри, а тело писателя было в неестественно вывернутом положении. Самый большой страх Николая Васильевича был связан как раз с собственным погребением: он очень боялся, что однажды проснется в гробу и будет умирать долгой и мучительной смертью от голода и удушья. При жизни он даже просил друзей не погребать его до того момента, как не удостоверятся, что на теле действительно появились признаки разложения. «Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться...» — писал он. Памятники Николаю Васильевичу Идея увековечить в бронзе одного из главных мистиков русской литературы возникла в 1880 году. Деньги на это по всей стране собирало Общество любителей российской словесности, членом которого Гоголь был избран при жизни. Дело оказалось не из простых: через десять лет сборов скопили только 50 тысяч рублей. Первое заседание комитета по сооружению памятника состоялось в 1896-м. Тогда в фонде набралось уже 70 тысяч рублей. Ставить памятник решили на Арбатской площади, а также объявили конкурс на лучший проект. По условиям, Гоголя нужно было изобразить сидящим. Свои силы пробовали многие известные скульпторы, но в итоге работа досталась Николаю Андрееву, который, к слову, в конкурсе не участвовал. К тому времени памятник решили сдвинуть к началу Гоголевского бульвара (в то время он назывался Пречистенским). Андреев работал четыре года. К работе подошел основательно: изучал изображения Гоголя, какие только мог найти, собирал материалы, которые могли бы ему помочь. Памятник открыли 26 апреля 1909 года. Гоголь предстал перед публикой согбенным, опустошенным, погруженным в себя. Мнения разделились: кто-то называл скульптора гением, кто-то — бездарностью. В 1951 году памятник отправился на территорию Донского монастыря, где тогда располагался Музей Академии архитектуры СССР. Через несколько лет его перевезли на Никитский бульвар. А на Гоголевском бульваре установили новую статую работы скульптора Николая Томского и архитектора Льва Голубовского. Теперь писатель выглядел празднично, стоя на высоком постаменте с помпезной надписью «Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза». Сперва памятник казался всем непривычным, однако со временем его полюбили. В 1959 году Белла Ахмадулина упоминает его в стихотворении «Несмеяна» с настоящей нежностью: Как бедный Гоголь худ там, во главе бульвара, и одинок вблизи вселенской полыньи.