«Не я же все это начал…»

На следующий день после заседания Думы Владивостока, где Олег Гуменюк был избран главой города, он встретился с корр. «К», чтобы ответить на главные вопросы. — Олег Владимирович, разрешите и от себя вас поздравить. Я вот уже к пятому мэру прихожу в этот кабинет после избрания, помню, как все начинали. В основном, кстати, все об одном и том же говорят, потому что вопросы одни и те же встают. Заканчивали, правда, все не очень хорошо пока что, но искренне хотелось бы пожелать не только вам, но и нам всем, чтобы, наконец, этот порочный круг прервался уже, чтобы вы на пользу людям и городу поработали совместно с нами, с теми, кто готов вам помогать. — Спасибо за теплые слова. Сегодня такой солнечный и теплый день, и подумалось: я хочу так работать, чтобы, когда придет время уходить, то уйти с чистой совестью из этого здания, чтобы люди вспоминали обо мне хорошо. — Вы говорили, что с детства мечтали быть мэром. Правда? — Да, я об этом мечтал — мечты сбываются. — Вот уж действительно: кто о чем мечтал… Я сызмальства хотел работать в газете, и — вот… — Меня жизнь прямо-таки затянула в административную работу: я проводил очень много спортивных мероприятий, людям нравилось, как я это делаю, и мои организаторские способности не остались не замеченными властью. Меня тогда, в 2005 году, буквально затащили на службу в администрацию Владивостока. До этого я руками работал, все прошел, от жестянщика, маляра до продавца, был коммерсантом. Потом второй диплом получил. Муниципальная служба изменила мою жизнь. — Однако вид у вас немного уставший, не светитесь от счастья. — Знаете, неделя была очень тяжелая. Плюс я не бросил тренироваться. — А чем вы занимаетесь? — По утрам я плаваю 1,5–2 км или прохожу на тренажере 8 км. Но хотел бы отметить, что, как только начинаешь задумываться о тех поистине огромных задачах и сложных проблемах, которые надо теперь решать, то ни о какой усталости не думаешь. — Ваш предшественник на этом посту, Виталий Веркеенко, говорил, что, идя мэры, рассчитывал встать у штурвала боевого крейсера, а выяснилось, что это не самостоятельная боевая единица, а «ведро с болтами». Вы же понимаете, что сейчас у главы Владивостока гораздо меньше возможностей построить «город-сад», чем кажется многим. Если говорить не метафорами, то речь идет о том, что мэр не может полновластно распоряжаться, как на своем частном предприятии, и воротить все, что хочет, якобы в интересах города. Ограничения со всех сторон. — Да, вы совершенно правы. Но! При грамотном и хозяйственном подходе можно построить крейсер. Но это невозможно сделать за год. Требуется кропотливая работа всей команды. И вы не представляете, насколько тяжело найти людей, которые будут так же болеть душой за эту работу. Мы ничего не скрываем, а честно говорим: мы видим, в каком состоянии находится город. — Я сейчас поднимался к вам по улице Мордовцева от «Кловер Хауса» и решил, что непременно спрошу вас насчет бетонных блоков, разделяющих движение по ней. Это же не просто уродство, а форменное убожество, которого точно не должно быть в центре столицы Дальнего Востока. — Да вы пройдите по набережной пешком, пройдите по проспекту Столетия. Это не убожество, а, знаете, как в деревне, где каждый творит все что хочет. Но рано или поздно наступает момент, когда это заканчивается. И придется заставлять людей делать так, как надо для города, а не только набивать свои карманы и думать, что так будет всегда. Я даже подумать не мог, сколько незаконных объектов в нашем городе! Их очень много. Мы сейчас будем проверять и законность строек, которые были в прежние годы. Они, конечно, уже перепродавались по несколько раз. Есть пути решения, конечно, сложные… «Город – это как спрут с многочисленными щупальцами, и если не подпитывать какое-то из щупалец, то оно будет отмирать, и потом нужно будет еще больше потратить средств, чтобы его восстановить и оживить» — Город весь как лоскутное одеяло: кругом чьи-то, как выражаются у нас, «темы», за которыми, если присмотреться, можно обнаружить как известных в Приморье людей, делающих вид, что они непричастны, так и неких темных личностей. Мы многое знаем об этом, но вот вопрос: а во власти ли мэра одолеть эту алчность и наплевательский подход? Или это вечная борьба добра со злом? — Точно, так и есть: борьба добра со злом. У нас эта борьба идет и будет идти. Не я же все это начал, да? Мне достались проблемы, которые возникают повсеместно, здесь лежат целые папки судебных дел. Всем будем заниматься, но это большая, кропотливая и не слишком приятная работа. Но кто-то должен ее сделать, в конце концов. — А губернатор поможет. И полпред. — Они уже нам помогают. У нас уже на данном этапе есть помощь в виде софинансирования. Полпред президента — это человек, который будет видеть нашу работу и будет понимать, правильно она ведется или нет. По городу он будет ездить, поэтому нам деваться уже некуда. А такой опыт, который есть у Олега Николаевича Кожемяко, дорогого стоит. Нет никого, кто бы возглавлял четыре региона и выводил эти регионы на такой уровень, когда руководитель страны ставит максимальную оценку. Это человек, с которого многим нужно брать пример. Да, его пытаются очернять. Но — извините: столица Дальнего Востока здесь, бюджет города Владивостока увеличивается здесь, меняется все к лучшему здесь. — Даже детей теперь кормят лучше в школах в Приморском крае. — И это не голословные утверждения. Вы зайдите в школу и посмотрите меню. И это благодаря руководителю нашего края. А будут еще выплаты учителям. Будет улучшаться ситуация с детскими садами. Будет усиление внимания федеральных структур к Приморью. Все здесь, понимаете? Я могу часами говорить о том, сколько всего сделано всего лишь за последние полгода. — «Ну все: начал петь дифирамбы!» — так скажут читатели нашего интервью. Хотя лично я полностью согласен с тем, что вы говорите. — Да не дифирамбы это, а просто хочется лишний раз напомнить, что именно благодаря этому человеку кое-что уже изменилось к лучшему. Я просто знаю Олега Николаевича: он все проблемные вопросы будет закрывать. Никто не сможет противостоять руководителю, который действительно держит ответственность перед людьми и руководствуется, прежде всего, нуждами избирателей, а не действует в чьих-то мелких бизнес-интересах. — К тому же он и сам знает любой вопрос, любую тему, так сказать, до самой земли. — С ним поспорить вообще невозможно. — Олег Владимирович, значит, реально Владивосток получит дополнительно 1,3 млрд рублей на ремонт дорог? Пушкарев, помнится, 60 млн кое-как выкраивал в свое время. — В бюджете Владивостока на этот год предусмотрена сумма 45 млн рублей, мы всю ее уже расторговали. Сейчас мы ждем средства, которые придут дополнительно из краевого бюджета. Сметы готовы. По программе «Безопасные и качественные автомобильные дороги» мы получим 700 млн в этом году. Плюс те 1,3 млрд, о которых вы говорите, они у нас поделены на два года: 900 млн в этом году и 400 — в следующем. «Пройдите по набережной пешком, пройдите по проспекту Столетия. Это не убожество, а, знаете, как в деревне, где каждый творит все что хочет. Но рано или поздно наступает момент, когда это заканчивается. И придется заставлять людей делать так, как надо для города, а не только набивать свои карманы и думать, что так будет всегда» — Это много. Такого никогда еще не было. — Во Владивостоке протяженность дорог — 460–470 км. В этом году 10% от общего объема городских дорог мы отремонтируем. Это небывалая цифра. Плюс на Русском острове планируем ремонт дорог, которые ведут к населенным пунктам. Ну и закупка автобусов. — Решено ли уже, какой марки будут автобусы? Иномарки-то за бюджетный счет купить много ума не надо. Пора на российскую продукцию переходить. — Не принято решение, ведь мы работаем по по 44-ФЗ. — А какие автобусы вам больше нравятся? Наверное, смотрели. — Мне нравятся два российских производителя — КамАЗ и ГАЗ. — Советские, наши! — Да, вот правильно вы говорите: советские! — Насколько современные машины они делают сейчас? — Их продукция выглядит не хуже импортной. У них есть вся линейка автобусов, которая нам нужна. Мы уже и цвет утвердили. Будет цвет моря. — А не планируете ли в связи с этим перекрасить и муниципальные MAN, содрав с них отвратительную рекламу бургеров, от которой городу все равно достаются такие копейки, что даже говорить неловко? — Хорошо бы все сразу сделать, но это невозможно. А если бросить все силы на один фронт, то на других как? Город — это как спрут с многочисленными щупальцами, и если не подпитывать какое-то из щупалец, то оно будет отмирать, и потом нужно будет еще больше потратить средств, чтобы его восстановить и оживить. — По моему мнению, общественный транспорт в городе должен быть в основном муниципальный. — Тяжело решить вернуть то, как было когда-то. У нас в городе сейчас работает 650 автобусов. Вы представляете, каково это — содержать такое хозяйство? Если мы сейчас купим еще 100 автобусов, то всего у муниципалитета будет 170 автобусов. Мы хотим создать конкуренцию перевозчиков, чтобы остались только сильные игроки, которые могут предоставить качественные услуги. — А как вы к электротранспорту относитесь? Ведь троллейбус — это абсолютное добро, а частные автомобили — это, наоборот, зло в условиях большого, но тесного города. — Нам, скорее, не троллейбусы нужны, а электробусы, потому что они без проводов — представляете, насколько меньше хлопот? Для нас это еще завтрашний день, а в Москве уже сегодняшний. Это автобусы нового поколения. Мы хотим рассмотреть возможность приобретения двух таких автобусов-электробусов в этом году. Трамваи — это история города. И они остаются. В планах есть закупка пары трамваев, но только не в этом году. Не хватает нам средств сразу на все. И лизинг — это очень тяжелое бремя, с тем бюджетом, который у нас сейчас. Когда я пришел, у нас был долг 4,5 млрд, мы перекредитовались и смогли сократить долг на 450 млн рублей. Сумма долга была 4,5, а стала — 4,05 млрд рублей. — Что вы собираетесь делать с муниципальными предприятиями, которые на бумаге убыточные, а на самом деле приносят определенным людям вполне осязаемые доходы? — Во-первых, в этом году пройдет реорганизация МУПов согласно постановлению правительства. Веду работу в этом направлении, но, еще раз говорю, все сразу сделать невозможно. Один в поле не воин. Хорошее тоже высказывание. Лечь на амбразуру и принять какие-то неординарные решения, наверное, можно, но какой будет результат? Здесь нужно подойти грамотно, рассчитать экономически, юридически. Это не так просто все делается. Но с цифрами, действительно, не поспоришь. Есть цифры — вещь упрямая. Плюса нет, есть минусы: зачем такой МУП? Для чего он создавался? — Формирование команды — это, конечно, первое, с чего необходимо начинать. Какие у вас на этот счет есть планы, если их уже можно озвучивать? — Вы знаете, устроиться на муниципальную службу гораздо труднее, чем в администрацию края вице-губернатором. Там проще пройти проверку. Меня вот два месяца проверяли. Поэтому я пока не могу называть фамилии. Я не хочу судить работу предшественников. Бог им судья. У каждого человека есть плохие и хорошие стороны. И жизнь такая у всех, как тельняшка: белое — черное. А чтобы судить человека, надо иметь на это право. У меня его нет. Пусть в другом месте с ними разбираются. А я буду делать все, что от меня зависит, для развития города, и так, как я это вижу, и с помощью тех лиц, которые будут со мной, и плюс — я повторюсь — при помощи губернатора. Вообще, мэр — это всего лишь винтик в шестеренках, которые работают в стране. И он держит эти шестеренки, этот винтик. Многие мэры забываются и начинают политизировать свою деятельность, воображают себя фигурами, которые влияют на ход больших шестерней. А я в первую очередь хозяйственник. Я, конечно, понимаю, что мне придется работать с политиками, иметь дело с разными фракциями, от этого не отказываюсь. Но в первую очередь забота мэра — это огромное хозяйство, которое нужно чистить-убирать, холить-лелеять.

«Не я же все это начал…»
© Konkurent.ru