Полина Осетинская и Елена Грачева – о фестивале в честь 17-летии фонда AdVita, Людмиле Улицкой и сочувствии

1 апреля благотворительному фонду AdVita исполняется 17 лет. Все эти годы он помогает людям, больным раком, которые приезжают лечиться в Петербург со всей страны. По этому случаю 6 апреля на Новой сцене Александринского театра состоится третий фестиваль «Один день», все средства от которого будут направлены на помощь подопечным фонда. Откроет его совместный концерт пианистки Полины Осетинской и писательницы Людмилы Улицкой. О нем, а также о благотворительности в современном мире с Полиной поговорила директор AdVita Елена Грачева. Елена Грачева: Два года назад Вы уже помогали нам, приняв участие в одном из самых важных адвитовских проектов – записи «Книги о Женечке», истории, с которой фонд, собственно, и начался. Полина Осетинская: Я знаю, что вы – один из самых важных благотворительных фондов Петербурга, на который многие рассчитывают, надеются и в который обращаются, когда случается беда. Я знаю, что вы отличаетесь от многих фондов тем, что помогаете людям самых разных возрастов, от младенцев до стариков. Елена Грачева: Да, самому взрослому человеку, которому нам удалось оплатить лечение и который, слава Богу, выздоровел, – 81 год. Для фонда AdVita принципиально не делить людей по возрастам, прописке, национальности – всему тому, что влияет, конечно, на нашу жизнь, но не должно влиять на само наше право жить. Мы счастливы, что это простое убеждение разделили с нами артисты, для которых благотворительность не обязанность, а радость. Каждый участник концерта помогал и помогает самым разным фондам: Юрий Шевчук участвовал в концертах в пользу фондов «Подари жизнь» и «Ночлежка», Людмила Улицкая – попечитель фонда «Вера», а следом за нашим концертом будет читать в пользу петербургской благотворительной организации «Перспективы», Светлана Сурганова помогала нам, «Шагу навстречу», благотворительному рок-аукциону «Разные люди», Дивертисмент не первый год играет благотворительные концерты. Я знаю, что вы тоже поддерживаете самые разные организации. Полина Осетинская: Главное мое обязательство – это фонд «Кислород», который помогает людям с муковисцидозом, я его попечитель. Но и с другими фондами я тоже работаю: в марте у меня был благотворительный концерт в пользу детского хосписа «Дом с маяком», в апреле – для AdVita, в мае – для фонда Владимира Смирнова, а наш спектакль с Ксенией Раппопорт мы уже играли для организации «Подари Жизнь» и планируем благотворительные показы для «Дети Б.Э.Л.А». Странно в наше время выбрать только один фонд, когда каждый из нас сочувствует многому и многим. И раз есть люди, которые взялись решать самые разные проблемы и делают это хорошо, я рада их поддерживать. Кого из моих друзей ни спросишь, все подписаны на несколько регулярных пожертвований в разные фонды. У меня это и «Кислород», и «Дом с маяком», и «Выход», и приют для престарелых и бездомных в Екатеринбурге «Дари добро», и наверняка еще кого-то забыла. Мне кажется важным, что, если человек может выделить какую-то сумму, чтобы она понемножку была распределена по организациям. Так смогут выжить разные направления помощи, в том числе и не самые популярные. Маленькие ручейки соединятся в огромное море. Для фонда AdVita принципиально не делить людей по возрастам, прописке, национальности – всему тому, что влияет, конечно, на нашу жизнь, но не должно влиять на само наше право жить Елена Грачева: Сейчас одна из главных интриг фестиваля – что мы услышим на вашем концерте, какую музыку? Мы знаем, какие рассказы для чтения выбрала Людмила Евгеньевна, а вот музыка – все еще тайна. Полина Осетинская: Я действительно еще не решила до конца, что буду играть. Я прочитала рассказы, у меня есть мысли, но по-настоящему программа сложится, когда мы с Людмилой Евгеньевной будем не в переписке что-то обсуждать, а встретимся на репетиции – это произойдет в ближайшие дни. Когда я услышу, как она произносит фразы, как расставляет паузы, акценты, как звучит ее голос. Когда ты читаешь текст про себя – это одно, когда слышишь интонацию человека, который это написал, – она, эта интонация, может потребовать совершенно другого оттенка, чем ты себе намечтал. Я полагаюсь на совместную работу – важно ведь, чтобы и Людмила Евгеньевна приняла то, что я предложу. Елена Грачева: А вы знакомы с Улицкой? Работали ли когда-нибудь вместе? Полина Осетинская: Нет, лично мы не знакомы. Конечно, я люблю читать ее книги, я видела ее выступления, мне близки ее взгляды, ее отношение к человеку, восприятие мира, я ее уважаю. Мне будет интересно сделать программу с ней, и я благодарна адвитовскому фестивалю за такую возможность. Когда что-то с кем-то делаешь первый раз – это всегда тревожно, но я очень жду этой встречи и надеюсь, что мы что-то найдем вместе для себя и зрителей. Елена Грачева: Людмила Евгеньевна ведь и рассказы очень непростые предложила. Разные и по настроению, и по героям, и по глубине – представляю, как трудно будет поддержать музыкой эти смысловые сцепления. У Вас большой опыт соединения музыки и слова: и на фестивале «Желтые звезды», и в спектакле по «Неизвестному другу» Бунина то, что я слышала, – это всегда очень тонкие решения. А концерт на фестивале «Один день» – это еще и разовый проект, здесь придется принимать решение быстро, и наверняка это будет та музыка, которая близка и волнует прямо сейчас? Полина Осетинская: Я только что записала сольный альбом – музыка Баха и Скарлатти, и это то, что я сейчас хотела бы играть часто. Но в последнее время думаю, что для адвитовского концерта, может быть, точнее будет выбрать современную музыку. Например, Петериса Васкса, которого я знаю и люблю давно. Или Айварса Калейса, чью музыку я услышала совсем недавно, и она мне нравится. Что уж говорить о моем самом любимом композиторе Леониде Десятникове? Может, и без него не обойдется! И еще думаю про Сергея Ахунова: пару лет назад я записала диск на Fancymusic – его двенадцать фортепианных эскизов. Это очень важная для меня музыка, в ней многое связано с личными переживаниями. Так случилось, что Сережа принес мне эти эскизы осенью, и тогда же я узнала, что моя ближайшая подруга умирает от рака. Запись музыки была назначена через полгода, начали мы к ней готовиться в мае, и ровно в середине мая подруга попала в Первый московский хоспис к Нюте Федермессер. Мы договорились, что я приду в хоспис и сыграю ей эту музыку. Наш разговор был в четверг, концерт мы назначили на вторник, но в этот день она уже была без сознания и ничего не могла услышать – я исполнила композиции Архунова для тех, кто смог прийти. Есть масса всяких совпадений и пересечений твоей жизни и музыки, которую ты играешь. В моих концертах всегда есть то, что я пережила – опыт как копилка, из которой ты время от времени что-то достаешь. Елена Грачева: Если говорить о том, что было бы важно для фонда AdVita в этом концерте, да и вообще в этом фестивале – это чтобы люди не ушли с чем-то тяжелым на душе. Да, мы помогаем онкологическим больным, и не все они могут выздороветь. Но наш фонд, если переводить его название с латыни, называется «Ради жизни». И все, что мы делаем, ради жизни, и фестиваль этот – ради жизни, и нам очень нужны хорошие эмоции. Полина Осетинская: Я это очень понимаю. И последовательность рассказов Улицкой так выстроена – как движение к свету. Мы пока не понимаем, как будет соединяться музыка и слово, потому что нам еще предстоит, готовя программу, соединить наш опыт и впечатления. Нам придется выяснить, правильнее ли будет чередовать рассказ и музыкальную пьесу целиком, или, напротив, дробить текст и разделять фрагменты музыкой, или читать и играть одновременно. Но общее настроение, мне кажется, уже ясно. Елена Грачева: Мы все в финале должны немножко привзлететь, да? Полина Осетинская: Да.

Полина Осетинская и Елена Грачева – о фестивале в честь 17-летии фонда AdVita, Людмиле Улицкой и сочувствии
© Собака.ru