Шкалик, бутоньерка, бульотка. Какие вещи за сто лет ушли из нашего быта?
С развитием цивилизации человечество всё время изобретает новые предметы, которые делают жизнь более удобной, отвечают современным потребностям. С другой стороны, множество вещей, когда-то необходимых, уходят в прошлое. О том, какие предметы мы больше не используем, «АиФ-Красноярск» рассказывает сотрудник музея-усадьбы Юдина Максим Вольхен-Михалевский. Карманные часы В 19-м веке карманные часы были статусной вещью. Позволить их себе мог только состоятельный человек. Речь не об уникальных экземплярах в золотом корпусе с бриллиантами напротив каждой цифры. Простой механизм в стальном корпусе тоже был весьма дорогостоящим. И если железнодорожный рабочий, машинист получал часы по долгу службы, чтобы соблюдать график движения, то их передавали потом из поколения в поколение: сыну, внуку, даже если их профессии не были связаны с железной дорогой. Экслибрис Специальный книжный знак, который подтверждал принадлежность книги определённому человеку. Экслибрисы бывают разные: гербовые, шрифтовые, сюжетные. В начале 20-го века Юдин заказал специальный сюжетный экслибрис с изображением Царь-колокола, собора Василия Блаженного, здания библиотеки и своим портретом. Экслибрисы позволяют проследить путь некоторых книг: из какой библиотеки в какую они кочевали, через какие букинистические магазины проходили. Для исследователей экслибрис является важной деталью, существенно влияющей на историческую ценность книги. Особенно если подтверждается, что книга принадлежала кому-то из знаменитых людей. Шкалик С введением метрической системы в России вместе с такими мерами, как сажень и верста, из быта людей исчезли и меры объёма, например шкалик объёмом 60 мл. Два шкалика составляли чарку, пять чарок - полуштоф, 10 чарок - штоф. 10 штофов составляли ведро, ведро равнялось 12 литрам. Мы до сих пор используем в быту 12-литровое мерное ведро. Галстук-регат Прямой потомок шейного платка. Ещё в 19-м веке военнослужащим в армии предписывалось оборачивать шею лентой из мягкой ткани. Это делалось в целях гигиены, чтобы жёсткая стойка мундира не натирала шею. После войны 1812 года гражданские люди, не участвовавшие в сражениях, стали завидовать триумфу русского мундира. Подражая солдатам, тоже стали носить шейный платок, который стал частью повседневной одежды. Постепенно, к середине века шейный платок трансформировался в галстук-бабочку, его тоже необходимо было завязывать. Это очень хитрый процесс, требующий сноровки. Поэтому уже к 50-м годам появился галстук-регат. Его отличительная особенность в том, что это уже готовый фабричный узел, который нужно было только продеть под воротничок и застегнуть. Сейчас такой конструкцией пользуются в силовых структурах: в армии, в полиции, где ценятся скорость и постоянство узла. Бутоньерка Эта деталь мужского костюма также связана с жизнью модников 19-го века. Стеклянный флакончик прикалывался на лацкан, и в него вставлялся живой цветок. Таким образом, цветок долго служил украшением мужчины. История бутоньерок достаточно запутана, существует несколько версий, откуда пошла традиция носить цветок на одежде. Некоторые связывают это со средневековой традицией турниров. Рыцари, выходя на поединок, привязывали к копьям или доспехам цветок, подаренный дамой сердца. Ещё одна версия связана с алхимией и суевериями. Считалось, что приколотый цветок защитит от сглаза или поможет не чувствовать химических испарений во время опытов. В 19-м веке это стало декоративным элементом. Но, как без шляпы или без галстука, на официальных приёмах без бутоньерки мог появиться только дурно воспитанный молодой человек. Обычно барышни ревностно следили за тем, чтобы в бутоньерке был свежий цветок. Граммофон Прибор для воспроизведения звука. До того, как был изобретён и утверждён в производстве материал для пластинок, инженеры искали материал, который станет долгоиграющим носителем музыки. Пробовали и металл, и твёрдые породы дерева, смесь сажи, пластика, каучука. С изобретением резины и разного рода пластмассы пытались их комбинировать. Самая большая проблема была в том, что пластинка была крайне недолговечна. Помимо того что она была хрупкой, материал быстро разбивался иголкой. Хватало его всего на 3-5 воспроизведений. В качестве материала для пластинок предлагали даже шоколад, и такие пластинки существовали. Они могли проиграть музыку только один раза, после воспроизведения рекомендовалось пластинку съесть. Музыкальные дорожки делались только с одной стороны, с другой на наклейке писали ноты и текст песни. Таким образом, музыканты могли самостоятельно воспроизвести содержимое пластинки. Иглы хранились в специальных ящиках при граммофонах, срок их жизни был 10-12 раз воспроизведения. После этого игла затуплялась, появлялись шумы, помехи. Круглая пуговица В 19-м веке существовала любопытная традиция. Если у солдата заканчивались пули, он мог продолжать бой, стреляя пуговицами от мундира. Сферические пуговицы, по форме больше напоминавшие уменьшенную копию современной гири, соответствовали по диаметру калибру пистолетного ствола. В случае чего, на короткой дистанции латунная пуговица делала дело не хуже свинцовой пули. Канцелярский нож Сейчас традиция его использования полностью исчезла, но ещё в середине 19-го века существовала практика, согласно которой конверт не разрывали, а вскрывали специальным ножом. Необходимость ножа обуславливалась ещё и тем, что книги, которые сейчас обрезаются по формату в типографии, выпускались отдельными блоками. И чтобы книгу прочитать, страницу надо было разрезать. Не так давно, ещё в 20-м веке, приходилось разрезать и газетные листы. Картонка (шляпная коробка) В 19-м веке этикет не предполагал появление на улице человека без шляпы, это могло нанести серьёзный урон его репутации и статусу. Отправляясь в путешествие и предполагая смену одежды 2-3 раза в день, брали с собой и несколько шляп - под каждый костюм. Шляпная коробка спасала шляпу от всех невзгод во время путешествия. Изготавливали её из дерева, жести, металла, толстого картона. Однако полная и пустая коробка занимала один и тот же объём. Поэтому особым шиком было приобрести складную шляпную коробку, которую можно было сложить и спрятать после того, как из неё достали шляпу. Бульотка Чайник над спиртовой горелкой - деталь загородного быта, кухонная утварь, приспособление для нагревания воды. Название связано скорее всего с английским словом boil - кипятить. Использовалась в ситуациях, когда собиралась маленькая компания: один, два, три человека. В неё наливали горячую воду, и спиртовка поддерживала необходимую температуру. Бульотки характерны для середины-конца 19-го века, когда развивалась традиция чаепития. Массовые чаепития были тесно связаны с самоварами, а для небольших компаний использовали бульотки или маленькие самовары, их ещё называли эгоистами. Зажим для денег Две плоскости, соединённые пружиной. Необычна форма этого предмета - в виде дамской руки. Он так и назывался - «рука маркизы». Считалось, что деньги, переданные женской рукой, будут преумножаться. Его использовали так же, как зажим для бумаг, записей, для визиток. Весы для писем Весы до 60 гр. С 1826 года англичане стали оплачивать письмо не по количеству страниц, а по весу. Геннадий Юдин лично взвешивал каждое письмо, чтобы точно определить, сколько денег потребуется для пересылки письма. Сам по себе механизм весов того времени был достаточно разнообразен, были и рычажные, и пружинные конструкции, с противовесами в виде гирек или емкостей для воды. Уже в 20 веке появилось перо для письма, использующееся в качестве безмена. С развитием почтовых весов полностью отпала необходимость взвешивать письма дома. Из повседневного быта этот предмет совершенно исчез. Но на почте до сих пор письма взвешивают, чтобы определить какое количество марок надо приклеить на конверт. Щипцы-мушеты Это специальные щипцы для регулировки длины фитиля на свече и снятия лишнего нагара. Конструкция чаще всего напоминала ножницы, иногда она дополнялась специальным жестяным коробом, где собирался нагар. С введением электрического освещения вся эпоха освещения открытым огнем и всё, что с ней было тесно связано, ушло в прошлое. Запонка Статусная вещь, которая определяла уровень достатка своего владельца. Запонки и сейчас ещё можно приобрести. Но как тогда, так и сейчас запонка требует характерного французского манжета: ткань складывалась в 4 слоя, через 4 петли продевалась запонка и застегивалась. Запонки появились в 17 веке, до этого рукав подвязывался шнурками. При Людовике 14 во Франции стали делать другую застежку – брали две стеклянные пуговицы, соединенные короткой цепочкой. Постепенно система распространилась по всему миру, но как ни странно, дешевле запонка от этого не становилась. Использовали для них исключительно благородный металл, драгоценные и полудрагоценные камни, поэтому позволить себе такую деталь предмета мог далеко не каждый. Застежка отличалась от современной. Запонка имела широкую ножку, которая не позволяла ей выпасть. Потеря одного такого экспоната могла серьезно удручить владельца. В 18 веке запонки стали изготавливать из неблагородных металлов. Но это не помогло ее популяризации, так как сложность производства не позволяла изготавливать их в огромных количествах. И только когда в 19 веке в Америке был изобретен станок, который в промышленных масштабах позволял штамповать простые незамысловатые запонки, эта деталь вышла на мировую сцену, вошла в повседневный обиход всех денди, всех модников европейских и американских городов. Чернильница с песочницей Еще в середине 19 века фабрики, выпускавшие чернильницы, часто комплектовали их песочницами. Для того, чтобы свеженаписанным листом можно было пользоваться быстрее, лист посыпался специальным профильтрованным речным сухим песком. Это были два неотъемлемых друг от друга предмета. В 20 веке на смену песочнице пришли листы пористой бумаги (промокашки), которые вкладывали в тетрадь и затем использовали. Но прогресс выгнал из нашего обиходы и эти незамысловатые приспособления. Современные чернила высыхали гораздо быстрее и сейчас песочницы остались только в коллекциях и воспоминаниях. Кивер Такой головной убор носили все рода войск, кроме уланов, которые предпочитали рогатывку. Толстый фетр, кожа, металлические элементы, в частности, подбородочный ремень,латунная чешуя способны держать скользящий сабельный удар. Иногда ещё и козырек оковывался медной или латунной пластиной. Многие именитые рубаки, самоотверженные воины после окончания войны привозили кивер домой и хвастались количеством зазубрин, которые говорили о том, что их владелец действительно побывал в серьезных сражениях и кивер много раз спасал ему жизнь. Это не только головной убор и шлем, но ещё и карман. На форме военного карманы не были предусмотрены. Крупные вещи солдат носил в ранце, а мелочь, которая нужна под рукой – трубку, кисет, огниво, пуговицы запасные – в головном уборе. Между донцем кивера и макушкой солдата оставалось расстояние порядка 10 см, вшивалась специальная кулиса, которая позволяла хранить там вещи, которые хотелось иметь при себе. Чтобы можно было уединиться, написать личное письмо, придумали такой предмет как бюро, которое позволяло секретные вещи закрыть под замок и хранить в тайне. Считается, что бюро пришло от алхимиков, которые старались результаты своих опытов надежно запирать. Некоторые называют, его увеличенной шкатулкой, к которой прикрутили ноги. Бюро – был крайне важным для владельца предметом. Бюро доверяли самые страшные тайны, самые сокровенные желания. Если человек куда-то переезжал, первым делом забирал бюро. При реставрации многих предметов 18-19 века до сих пор в них находят секретные отделения, так ювелирно и тонко выполненные, что на первый взгляд трудно предположить, что там что-то спрятано. Маленькая дырочка, похожая на след жука-короеда, но если в нее ткнуть шпилькой, выдвигался ящичек, причем у некоторых моделей в этом ящичке было спрятано ещё одно потайное отделение, секрет в секрете. Там находят любовную переписку, деньги 17-19 веков, другие предметы, которыми хозяин очень дорожил и боялся потерять.