Счастливое зеркало и оживающая баронесса: секреты Рязанского художественного музея
Задачей общества было создание в Рязани по примеру других губернских городов собственной коллекции произведений искусства. Оно носило имя русского художника, мастера репродукционной гравюры Ивана Петровича Пожалостина (1837 – 1909). Этот выходец из крестьян Ряжского уезда Рязанской губернии трудом и талантом добился того, что поступил в Императорскую академию художеств, прошел учебу в Париже и Лондоне, заслужил звание гравера-академика. В конце жизни Иван Пожалостин вместе с семьей вернулся из Санкт-Петербурга в родную Рязань, поселился в пригородном селе Солотча. Солотчинский дом семьи Пожалостиных стал позднее филиалом Рязанского художественного музея. А гравера-академика похоронили на кладбище Спасского монастыря в Рязанском кремле. Глава Общества, отставной штабс-капитан и художник А.А. Киселев-Камский, и его члены изначально были солидарны в мысли, что созданный ими музей будет передан городу. Коллекция начиналась с даров московских и рязанских художников. Среди дарителей были известные передвижники, например, художник К. Лебедев. В музей попало несколько морских полотен знаменитого мариниста И. Айвазовского. Дочери Ивана Пожалостина преподнесли создаваемому музею несколько отцовских работ. В итоге двухлетнего труда энтузиастов городская дума в январе 1915 года приняла у общества музей и присвоила ему наименование "Рязанский городской художественно-исторический музей имени профессора И.П. Пожалостина". Нынешнее здание художественного музея. Фото: visit-rzn.ru Название и статус музея несколько раз менялись при советской власти. В 1980 году у него произошла, возможно, самая значительная перемена – художественный музей переехал в здание бывшего Благородного пансиона губернской мужской гимназии постройки начала XIX века. Это двухэтажное здание дворцового типа музейные работники по сей день любовно называют "дворцом". Ежегодно 30 марта Рязанский художественный музей устраивает праздничные мероприятия в честь своей очередной годовщины. В 2013 году, к столетию учреждения, программа была особенно пышной. Но и некруглые даты отмечаются интересно для посетителей. В нынешний день рождения посетителей музея принимали старший научный сотрудник Мария Киселева и заведующая экскурсионно-массовым отделом Татьяна Теперова. В праздничной программе были два мастер-класса для детей и родителей, проведенные студентками 4-го (выпускного) курса Рязанского художественного училища им. Вагнера. Дорина Платонова представляла отделение дизайна. Она принесла с собой образцы дизайнерских работ – логотипы, орнаменты и т.п. – и в игровой форме рассказала маленьким слушателям о том, чем профессия дизайнера отличается от работы художника. София Игнатова с отделения живописи научила ребят азам работы с масляными красками и растворителем, а потом дети все вместе с помощью ведущей мастер-класса дорисовали начатый кем-то пейзаж на картоне. В него добавили разноцветных зверей и голубое небо. Получилась веселая картина, провожающая зиму. София Игнатова и дети вместе пишут пейзаж. Фото: Е. Сафронова Также музей организовал творческую встречу с художником Виктором Леонидовичем Грушо-Новицким, председателем Рязанского отделения Союза художников России. По замыслу устроителей, встреча должна была быть посвящена истории взаимодействия живописца с художественным музеем. Виктор Грушо-Новицкий начал свое выступление с воспоминания о том, как впервые пришел в эти стены в 1980 или 1981 году, на крупную зональную выставку работ современных художников. Ею музей отметил переезд во "дворец". Будущий художник учился тогда в 7-м классе общеобразовательной школы и в 3-ем классе художественной, ему было лет 14, но он навсегда запомнил не только сюжеты представленных картин, но даже их расположение. Возможно, именно в тот момент Грушо-Новицкий прочувствовал великую силу искусства, сказал он. С тех пор и до сего дня Грушо-Новицкий придерживается мнения, что в Рязанском художественном музее представлены одни шедевры. Но участники творческой встречи все время задавали художнику "вопросы из зала", и в результате было обсужден целый круг тем. Например, Виктора Леонидовича всерьез тревожит будущее российской живописи: в региональном отделении СХР 106 членов, и лишь трое из них официально могут считаться молодыми – до 35 лет. Все остальные – люди в возрасте, самому Грушо-Новицкому 54 года. Молодые люди с неохотой выбирают профессию художника из-за смутных перспектив и малой, по сравнению с советским периодом, востребованностью. Это при том, что Рязанское отделение СХР сумело сохранить собственные мастерские и сдает их членам союза на более выгодных условиях. Но все же беседа с художником закончилась на мажорной ноте – благодарностью от лица рязанского СХР музею за сотрудничество. Встреча с Виктором Леонидовичем Грушо-Новицким. Фото: Е. Сафронова Затем старший научный сотрудник Татьяна Калинина провела гостям музея праздничную экскурсию по залам европейского искусства, рассказав о нескольких шедеврах, которые входят в его коллекцию. После революции 1917 года музей в значительной мере пополнился национализированными предметами роскоши из рязанских имений Голицыных, Гагариных, Белосельских-Белозерских и прочих знатных дворянских родов. Среди них были как полотна, так и ценная мебель. Два предмета обстановки, изготовленные в XVII веке – буфет с библейскими сценами, вырезанными на дверцах, и секретер с инкрустациями из кости – Татьяна Калинина показала публике и рассказала об их уникальности. Также в числе сокровищ западноевропейской коллекции – картины Винченцо Катены "Святое семейство", написанная на рубеже XIV – XV столетий, и Джованни Баттиста Крозато "Жертвоприношение Поликсены" начала XVII века. Полотен последнего художника, считают искусствоведы, в России всего два, одно хранится в Рязани. Татьяна Калинина и редчайшие полотна эпохи Возрождения. Фото: Е. Сафронова День рождения музея завершила музыкальная программа "Художник. Музыка. Театр" – подарок музею и его посетителям от пианиста Евгения Антипова, лауреата международных конкурсов, концертмейстера Рязанского областного музыкального театра. Программа "Художник. Музыка. Театр". За роялем - Евгений Антипов. Фото: Е. Сафронова Невозможно в этой статье не рассказать о чудесных секретах музея. Залы западноевропейского искусства хранят два предмета, с которыми связаны устойчивые легенды. Первый – "счастливое зеркало" в очень пышной раме мейсенского фарфора с подходящими по оформлению подсвечником и вазой-ароматницей из будуара какой-то знатной дамы. Студенты Рязанского госуниверситета еще в бытность его пединститутом заметили, что зеркало… исполняет желания, если посмотреть в него и улыбнуться своему отражению. Паломничество молодежи к старинной вещи не прекращается, а в этот день проверить правдивость мифа могли люди всех возрастов. Большинство участников экскурсии с удовольствием посмотрелись в зеркало – даже если оно не волшебное, собственное изображение в роскошной раме смотрится иначе. "Волшебное" зеркало: мейсенский фрафор, начало XIX века. Фото Е. Сафронова Второй миф Рязанского художественного музея – "оживающая" баронесса Диргардт с портрета кисти Филиппа Ласло. Картина написана в середине XIX века. Считается, что художника и модель связывали романтические чувства, но им не суждено было быть вместе, и баронесса умерла от тоски в 23 года. "Портрет баронессы Диргардт" кисти Ф. Ласло. Фото: Е. Сафронова На полотне девушка изображена в каком-то смутном настроении, и миф о любви их с Филиппом Ласло выглядит убедительным. Его не опровергают даже квалифицированные научные сотрудники музея. Продолжение же – чистая красивая сказка: любители живописи верят и, говорят, сами видели, что в апреле и августе, при определенном освещении, картина изменяла выражение лица. Кто-то замечал на губах портрета улыбку, кто-то, напротив, слезы на глазах. А самые впечатлительные натуры видели даже призрак юной женщины в зале. Сегодня картину перевесили на другое место, и оптические эффекты вроде бы прекратились. А впрочем, кто знает! Апрель только наступил, а Рязанский художественный музей ждет жителей и гостей города изо дня в день вот уже 106 лет.