«Рэп всегда был модным». Бард Леонид Сергеев о молодом поколении и музыке
«Я себя никогда не делал. Жил и живу. Получается или нет, судить не мне. Но я себе самый строгий оценщик», - говорит известный российский бард Леонид Сергеев, который отмечает день рождения в Казани концертом «25 лет под мухой». Про город Ольга Любимова, «АиФ-Казань»: Лёня, что для тебя Казань? Леонид Сергеев: Родной город, где я был последний раз года два-три назад. Лучшая часть жизни прожита здесь. Несмотря на то, что переживаю не самый лучший период в смысле здоровья, захотел приехать в свой день рождения, увидеть всех, кого люблю, и ощутить некий прилив энергии, чтобы выйти на новый виток. Город давно изменился. Ещё с той поры, когда заговорили о 1000-летней истории. По Жванецкому, «Сынок вздрогнул, и вдруг старше стал». Когда работал в казанской «Вечёрке», в 1979-м, если память не изменяет, рьяно пытались отметить 800-летие города. А спустя несколько десятилетий он на 200 лет «подрос». Меня это забавляет. Дело в какой-то политике. Кажется, и Елабуга тоже «подросла»? Это стало модным. У Андрея Кнышева, творца телепередачи «Весёлые ребята», с которой и начался мой эпохальный отъезд из Казани в Москву, есть такая притча: «Сверху дали добро, внизу злобно выругались, но пошли выполнять». Так происходит до сих пор. - Ты упомянул про «Вечернюю Казань»... Это был твой личный «космодром». В Англии говорят, что пока королева жива, будет и печатный «Таймс», таковы традиции... Почему российские газеты уходят в астрал? - Туда уходят печатные издания во всём мире. Печально, что вместе со страничками уходит что-то важное. Работа в газете была временем моего становления. И, вспоминая себя тогдашнего, сравнивая с собой нынешним, понимаю, что тогдашний Лёня Сергеев был лучше. Пока жил СССР, была жива и «Правда». Но в Англии королева до сих пор. У нас - полная неразбериха, нет царя в голове, каждое новое руководство устанавливает свои правила, а ты мне про традиции. Где они? Про амплуа - В анонсе концерта тебя назвали писателем. Какие книги написал? - Ещё бы назвали академиком, героем, мореплавателем и плотником... Не знаю, кто это сочинил. У нас нет концертного директора и райдеров. Я не писатель. Альбом «25 лет под мухой» - совместное творчество моё, Вадика и Валеры Мищуков. Про какую-то популярную песню говорят, что она, скажем, - Дунаевского. Автора слов не всегда назовут. Обозначь меня хоть великим писателем или поэтом земли русской, мне будет неприятно, брезгливо. Чтобы быть поэтом, надо учиться, уметь это делать. Человек, нарисовавший «крестики-нолики», не считает, что он художник. Я просто сочиняю песни, пишу стихотворные тексты. Иногда получается попасть в мишень, затронуть чью-то душу. А иногда и нет. - Какую из своих песен ты считаешь самой значимой и дорогой в эмоциональном плане? - Ух ты, какой крутой вопрос... Наверное, (после долгого молчания) одна из последних, посвящённая 50-летней годовщине трагических событий на острове Даманском. Было противостояние СССР и Китая. Погибли наши пограничники, отстаивая территорию СССР. Сейчас Даманский уже на китайской стороне. Зачем погибли тогда люди? Меня зацепил этот вопрос. Однажды ночью вскочил, и просто вылилась эта песня. Пока она сырая, так что в Казани её не исполню. Про сцену - Сцена - твоё рабочее место, рупор, подиум или что-то другое? - Когда вокруг все стали звёздами, появились телешоу с громкими названиями, я понял, что произошла подмена понятий в ущерб содержанию. Я не звезда, хотя были периоды, когда по 20 концертов в месяц по городам и весям страны и за рубежом... Спросила про сцену? Можно сказать, что это всё! Со студенческих лет, с легендарного нашего «Тюмиффа» это энергия, заряд, драйв, адреналин. Даже выход на сцену - поступок. Не каждый может преодолеть себя. Но если вышел, то зачем? Заявить о себе? Тогда лучше этого не делать. Или что-то отдать и получить взамен? Тогда - вперёд! Сцена для меня не просто место, где я работаю. Со сцены я общаюсь с приятными и дорогими мне людьми. Ты обязательно это напиши, обязательно! - На современной российской сцене много мусора. Согласен? - Ах, какая ты мягкая и толерантная! Там просто помойка! И когда ничего из себя не представляющие субстанции, в которых вложены «бабки», выкатываются на сцену, оторопь берёт. Много лет назад мне рассказали, что существуют давно прописанные и проверенные схемы. Если вложить деньги, кто угодно станет звездой. Это подключение средств массовой информации, скандалы - слухи - сплетни и т.п. Всё продумано давно. Как в фильме «Операция «Ы». Дескать, «всё уже украдено!». Если, допустим, в тебя вложить 5 млн долларов, через три года ты будешь звездой. Ездить на лимузине, летать на фешенебельном частном самолёте, а твой райдер будет включать королевские апартаменты. В тебя вложились, тебя ведут. То же в политике, экономике, социальной и общественной жизни. Всё было и есть! А пипл схавает. Наверху считают, что в нашей стране уже не люди, а на-се-ле-ние. Но наверху, наверное, троечники. Надо знать отечественную историю. И не ту, которую пишут по приказу и в угоду, а настоящую. Читайте источники, господа! Про бардов - Тебя все считают великим оптимистом, а я чувствую сейчас твою огромную душевную усталость. Не ошиблась? - Это мудрость. У нас как-то сочинилась песня, достаточно «чернушная»... Смысл такой: человек родился заново, и ему дано это осознать, но родился в том же самом месте, в той же самой стране, в то же самое время, и он вынужден ещё раз прожить ту же самую жизнь, всё понимая. Когда я спел это на Грушинском фестивале, меня спрашивали с тревогой в глазах: «У вас что-то случилось?». Но, понимаешь, всё время смеяться, пуская розовые слюни, - идиотизм. Всё время плакать и биться головой об стенку - тоже диагноз. Я всегда старался и стараюсь где-то посредине болтаться. Между небом и землёй, между чёрным и белым, понимая, что чёрное всегда закрашивает белое, а пороки всегда сильнее добродетелей. Возможно, я, разговаривая с тобой, излишне резок. Но смотри ТВ, и всё ясно. Наверное, не только я духовно устал. - У молодняка в моде рэп, бардовское движение представлено ветеранами. Оно уходит? - Есть талантливые ребята, воспитанные на традициях авторской песни. И если их знают не все, то это беда тех, кто не знает. А Ю. Кукин, А. Городницкий, Ю. Визбор каждый год не рождаются. Шестидесятники - это всплеск. Сейчас живём в болоте. Когда вспоминаю свои 18-летние песни, вижу, что они довольно «сопливые». У сегодняшних 18-летних они даже поинтереснее: они знают то, чего мы в их возрасте не знали и не имели. А когда за 60, то пишешь, опираясь на свой жизненный путь, который состоит не только из достижений и парадов, но и из поражений, разочарований, метаний. Когда кто-то, достигнув ветеранского возраста, слушает это, возникает созвучие, внутренний отклик. А если тот же человек слушает песни 18-летнего автора, таких эмоций может и не быть. Бардовское движение живо и будет жить. Человек не перестанет дышать, а пишется - как дышится. Авторская песня - послание от одного к другому: «Мы с тобой одной крови, ты и я!». Ну а рэп всегда был модным. Правда, здесь, как всегда, слепо копируют, и уродливые черты просто смешны. На мой взгляд, поколение молодых - поколение «рацио». А наше поколение - «эмоцио». Потому что у нас ничего не было, мы сами создавали свои эмоции и сами же их проживали. Отсюда наши походы, палатки, костры, кухонные посиделки и прочие скромные радости. «Рацио» делают не эмоции, а себя... Я себя никогда не делал. Жил и живу. Получается или нет, не мне судить. Но я, как чистейший «эмоцио», себе самый строгий оценщик.