Специалист по работе с телом Томас Майерс в программе «Pro фитнес», 31 марта 2019
Е. РОДИНА: 19 часов 06 минут. Это радиостанция «Говорит Москва». У микрофона Екатерина Родина. Программа « Про фитнес». Сегодня у нас в гостях сразу несколько гостей, давайте я сразу представлю. Кто наблюдает за нами в Instagram, кто смотрит анонсы разные. Во-первых, это Елена Волкова. Специалист по движению, основатель учебного центра «Практика» и студии « Пилатес Плюс». Елена, добрый вечер. Е. ВОЛКОВА: Добрый вечер. Е. РОДИНА: Елена привела к нам замечательного гостя не из нашей страны. Томас Майерс — специалист по работе с телом, автор книги «Анатомические поезда». Томас, добрый вечер. Т. МАЙЕРС: Добрый вечер, Катя. Е. РОДИНА: Нам будет помогать переводчик Ксения Мищенко. Ксения, вам добрый вечер. К. МИЩЕНКО: Добрый вечер. Е. РОДИНА: Во-первых, про анатомические поезда. Этот термин на слуху у человека, который хоть как-то связан с фитнес индустрией, с массажем, физиотерапией. Всё равно, нужно какие-то тезисы обозначить. Анатомические поезда, когда всё взаимосвязано и всё взаимозависимо. Томас, поясните основные постулаты понятия, которое вы придумали ещё девяностые годы. Т. МАЙЕРС: До этого все считали, что наши мышцы работают отдельно по теории Исаака Ньютона. Какое-то время эта концепция работала. Но, сейчас мы входим в эру электроники, и нужно думать о работе всего вместе. Сейчас много теорий, которые идут от различных физиотерапевтов. Но, моя идея заключается в том, что мышцы работают как струны – одна за другой. Когда мышцы работают таким образом, они формируют определённую осанку, которая тем или иным образом может влиять на возникновение болей. Е. РОДИНА: То есть, каждая мышца, каждый орган в теле завёрнут в определённый пакетик. Так говорится в книге. Мы знаем, что книга была выпущена давно на 14-ти языках. Она называется «Анатомические поезда». Каждый пакетик, в который обёрнут орган и мышца, все они связаны друг с другом. Если потянуть один кончик пакетика… Е. ВОЛКОВА: Другой тоже потянется. Е. РОДИНА: Да. Всё происходит именно так. Т. МАЙЕРС: У нас одно сознание, один мозг, одна мышца и 600 пакетиков. Е. РОДИНА: Термин «анатомические поезда» придуман ещё в 90-е годы Томасом Майерсом. С тех пор эта теория менялась каким-то образом? Или всё осталось, как есть, за эти годы? Т. МАЙЕРС: Да. Я работал над изменениями моей теории и сам, и мои студенты постоянно приходят ко мне, помогая усовершенствовать эту теорию. Мы пытаемся понять взаимодействие мышечной структуры, нежели работы каждой мышцы отдельно. Этот систематический подход имеет особую силу для лечения травм и их предотвращения. Е. РОДИНА: У меня сейчас будет вопрос ко всем участникам программы. Сначала хочу обратиться к Елене Волковой: «Елена, по вашей профессиональной оценке, как вы думаете, на сколько процентов мы знаем своё тело? Как учёные? Как человечество? Е. ВОЛКОВА: Я так скажу. Я более двадцати лет этим занимаюсь. Чем больше я это изучаю, тем больше понимаю, что мы только начинаем открывать эту вселенную. Мы едва-едва приоткрываем эту тайну. Мне кажется, нам предстоит ещё только… Е. РОДИНА: Хоть один процент есть? Е. ВОЛКОВА: Я не могу сказать. Е. РОДИНА: Ну, по ощущениям. Куда-то же мы движемся? Е. ВОЛКОВА: Мы движемся. Примерно, около 4-ёх процентов. Е. РОДИНА: Этот же вопрос Томасу Майерсу. Человечество о себе на сколько процентов знает? Т. МАЙЕРС: Если я был бы богом, я сказал бы вам процент. Чем больше я узнаю о теле, тем больше понимаю, что не знаю о нём ничего. Е. РОДИНА: Ответ один и тот же. Т. МАЙЕРС: Мы предполагаем, что сердце – это насос, который гоняет кровь по телу. Е. РОДИНА: Это не так? Е. ВОЛКОВА: Если брать физиологию, наше сердце не такое сильное, чтобы качать эту вязкую жидкость по нашему телу. Это всё не так просто. Е. РОДИНА: То есть всё, в чём мы можем быть уверены… Е. ВОЛКОВА: Завтрашний день может всё перевернуть. Е. РОДИНА: Преподнести сюрпризы. Я напомню про фитнес радио. Там у нас идёт прямой эфир. Govoritmoskva.ru. У нас есть веб камеры в студии. Вы можете за нами наблюдать. Там, справа, можно переключать портретный режим. Тогда вы увидите Томаса Майерса. Кстати, сколько семинаров у него уже прошло в Москве? Е. ВОЛКОВА: Два семинара. Когда-то давно в Санкт-Петербурге почти 10 лет назад у него были ещё семинары в России. Е. РОДИНА: Хорошо. Следующий вопрос. Задача вашей теории избавлять от блоков, которые человек получил в результате травм, эмоциональных потрясений. Избавлять от блоков анатомические поезда, таким образом, человек выздоравливает. А если это всё не недостатки? Если эти недостатки делают нас индивидуальностью? Если это наше преимущество? Как с этой точки зрения оценить вашу деятельность? То есть мы – это наши ошибки и опыт, это наши ограничения. Нет? Т. МАЙЕРС: Я не думаю, что мы должны соотносить себя с нашими страданиями. Мы должны соотносить себя с изобретательностью в плане психологии. Каждый опыт, который вы имеете, проходит сначала через чувства, потом доходит до мозга, потом вы это осознаёте, потом это выливается в некое движение. Е. РОДИНА: Либо его ограничение. Т. МАЙЕРС: Во многих случаях это блоки нашего движения, напряжение в нашем теле, в нашей осанке. Это незаконченное движение. Очень часто мы видим пожилых людей, которые сутулятся. Или наоборот, мы видим людей, которые идут по улице с видом корабля, рассекающего волны. Это всё процессы, которые происходят в нашем мозгу. В тот момент, когда вы избавляете их от привычных для них движений или блоков, это не значит, что вы лишаете их индивидуальности. Скорее, вы позволяете им по-новому раскрыть свою индивидуальность, по-новому её выразить. Е. РОДИНА: Что первично, психика или соматика? Т. МАЙЕРС: Какие-то вещи вы делаете, имитируя своих родителей. Решения, которые вы принимаете, они спускаются из мозга в тело. Но, если мы говорим о каких-то травмах или операциях, то здесь всё идёт в обратном порядке. От тела переходит в мозг. Так что это работает в обоих направлениях. Е. РОДИНА: Все люди поддаются изменениям в этом плане? Скорректировать можно всех, или… Т. МАЙЕРС: Нельзя сказать, что так можно вылечить любого человека. Здесь у нас две проблемы. Первая, что человек не сразу идёт на лечение. Он сначала ждёт какое-то время. Тогда его становится труднее вылечить. Людям надо раньше обращаться за помощью. Не после того, когда ткани в теле начинают грубеть. А до того, как они переходят в этот процесс. Есть вещи, которые изменить невозможно. Например, если кости были сломаны, и их неправильно срастили. К первоначальному варианту вернуться не возможно. Шрамы. Е. РОДИНА: Да. Я поняла. Я напомню, что у нас в гостях Елена Волкова. Основатель учебного центра «Практика» и студии «Пилатес Плюс». И специалист по работе с телом и автор книги «Анатомические поезда» Томас Майерс. Ещё нам помогает переводчик Ксения Мищенко. У нас есть SMS-портал, я про него не сказала. +7-925-88-88-948. В Telegram у нас аккаунт govoritmoskvabot. Прямой эфир 73-73-948. Если мы будем принимать звонки, то будем это делать в конце программы. К Елене Волковой обращаюсь с таким вопросом: «Вы же видите по движениям, что у человека есть проблема двигательной активности?» Е. ВОЛКОВА: В этом и есть наша экспертиза. Через движение смотреть, где есть зона, которая не двигается, которая двигается недостаточно, и которая совсем не двигается. Е. РОДИНА: Ещё я читала, когда человека смотрят, он должен подвигаться. Е. ВОЛКОВА: Абсолютно. Е. РОДИНА: Какой пакетик за какой пакетик тянет, грубо говоря? Е. ВОЛКОВА: Да. Е. РОДИНА: Вы это видите? Е. ВОЛКОВА: Да. Е. РОДИНА: Но. Не всё можно исправить, как мы поняли, если прошло какое-то время. Е. ВОЛКОВА: Абсолютно. Е. РОДИНА: Но, не все люди знают, что можно это исправить. Что вообще исправлять? Если человек живёт, он не знает, что он думает так, потому что у него были какие-то предыдущие события в жизни. Я пытаюсь поставить себя на место человека, который не знает ничего об анатомических поездах. Он просто со стороны слушает, как будто это мистика или волшебство. Как ему максимально доступно объяснить, что он получит, занимаясь в этой области, если он хочет скорректировать себя. Е. ВОЛКОВА: Обыкновенному человеку нужно представить, что в его теле есть длинная цепочка. Все катались на велосипеде и видели велосипедную цепь. Если в этой цепи два-три звена превращаются в одно, то велосипед уже далеко не уедет. То же самое в теле. Только в теле немного лучше. Мы можем очень долго – 10, 15, 20, 40 лет жить с такими застрявшими кусочками пакетиков. Е. РОДИНА: Спаянными практически. Е. ВОЛКОВА: Они, буквально спаиваются, движения там нет. Мы можем об этом не знать. Проходит большое количество времени, мы начинаем чувствовать боль, начинаем искать специалиста, который может нам помочь. Е. РОДИНА: Очевидно, если болит глаз, я иду к окулисту. Но, тут-то не всё так просто. Болеть может где угодно. Е. ВОЛКОВА: Самое интересное. Болеть может не там, где пакетики склеились. Болеть может где угодно, очень далёкая зона от того места, где склеилось. Тут нужен специалист, который смотрит всё тело. Люди, конечно, удивляются. Они показывают на боль в плече. Начинаешь тихонько раскручивать - доходишь до стопы. Это, конечно, очень интересная история. Е. РОДИНА: Ещё тем, кто не знает, расскажу, что Томас Майерс устраивает эксперименты, и вы препарируете, то есть вскрываете людей и смотрите, как всё устроено на самом деле, а не только в книжках. Не как в школах, как в институтах учат, а как мышца куда крепится и так далее. Вы участвовали в этом уже неоднократно? Е. ВОЛКОВА: Да, неоднократно была замечена. Е. РОДИНА: И соответствующий вопрос Томасу. На сколько, то, что вы видите, когда вскрываете человеческое тело и смотрите, как там всё устроено, отличается от того, что написано сейчас в книгах. Потому что анатомия – это, видимо, универсальная информация, которая печатается? Наука – она же везде одна, и в России, и в Америке? При этом, когда вы на практике что-то делаете, есть отличия. Есть или нет? Насколько отличается теория от практики? Т. МАЙЕРС: В книгах представлена определённая точка зрения. Там речь идёт о мышцах и костях, которые двигаются, согласно теории Исаака Ньютона. Но в реальности, если мы говорим о движении, это должно быть динамическое взаимодействие между напряжением и компрессией. Наше тело не двигается как кран, который поднимает что-то с земли и переставляет, как робот. Е. РОДИНА: А почему нельзя это описать? Или этого не нужно делать? Не нужно этому учить тех, кто учится в спортивных и медицинских институтах. Потому, что всё не так. Ведь у них определённое представление о том, как устроен человек. Потом они сталкиваются с реальностью. Т. МАЙЕРС: Да, вы правы. В том числе и доктора. Даже физиотерапевты. Они до сих пор работают по модели, которая вышла из моды, стала устаревшей. Все преимущества, о которых мы говорим, исходят из фасции. Она является волокном, обволакивающим всё в нашем теле. Эта ткань работает как некая упаковка. Она помогает взаимодействовать нашим мышцам. Когда её исключают из рассмотрения, как некий мусор. Они начинают рассматривать только механический образ взаимодействия мышц. Это как трёхмерная паутина, которая обволакивает наше тело. Е. РОДИНА: У вас есть компания, анатомические поезда, которые проводят практики, семинары и обучение. Но в официальной медицине этого нет. Почему? Т. МАЙЕРС: Сейчас уже есть хорошие идеи в физиотерапии, которые люди уже используют. Хотя мои идеи ещё не так распространены в России, я приятно удивлён, как они находят широкое применение в других странах. Это не то, чтобы мы исключаем то, что вы уже знаете об анатомии. Мы просто добавляем знание, согласно которому есть общая ткань, которая объединяет всё наше тело в его движении. Е. РОДИНА: Это большая проблема, что большая часть специалистов в фитнесе и медицине не пользуются вашей теорией? Т. МАЙЕРС: Это не совсем моя идея. Это большая теория, которая находит распространение во всём мире. Моя идея лишь небольшая часть этой теории. Мы приходим к новому пониманию. В вашем мозгу нет никакого образа грудной мышцы. Так же как нет конкретного образа дельтовидной мышцы. Это то, как мы приняли для себя решение воспринимать анатомию. Это совсем не значит, что бог задумывал это также. Е. РОДИНА: Такую сноску надо в учебниках зафиксировать: мы всё приняли, всё это так крепится, всё нарисовано, но, учтите, может быть и не так, что-то скорректировано в обычном человеке. Время новостей. Продолжим разговор через пять минут. Томас Майерс, Елена Волкова у нас в гостях. Н О В О С Т И Е. РОДИНА: 19 часов 36 минут московское время. «Говорит Москва». Программа «Про фитнес». У микрофона Екатерина Родина. У нас в гостях Томас Майерс. Специалист по работе с телом. Тот самый автор книги «Анатомические поезда». Елена Волкова специалист по движению, основатель учебного центра «Практика» и студии «Пилатес Плюс». Помогает нам переводчик Ксения Мищенко. Всем ещё раз добрый вечер. По-поводу, как на практике это выглядит. Вот смс пришла: «Болят колени… Это практический вопрос. После травмы образовался артроз в коленях, после чего уже 10 лет не могу стоять на коленях, приседать.» Пишет Ольга – 32-я. Не думаю, что практические вопросы можно решить без осмотра человека, да? Е. ВОЛКОВА: Если серьёзно подойти к вопросу, нужна сначала консультация, осмотр. Е. РОДИНА: А так, если есть какие-то проблемы, то прямой путь к врачу. Обычно говорят. Тогда, после диагноза, это истина. За нами можно наблюдать govoritmoskva.ru. На сайте радиостанции. «Про фитнес радио» - это аккаунты в Instagram. Можем мы показать на практике какие-то движения? С чего вы начинаете, как работаете? Хотя бы примерно, чтобы это можно было наблюдать. Т. МАЙЕРС: Я сейчас смотрю на карту движения в Москве. Судя по ней, много народу находится за рулём и нас слушают. Спасибо за вопросы о моей системе. Но у нас есть проблемы более серьёзные, чем то, что люди изучают устаревшую версию анатомии. Это проблема то, что мы мало двигаемся. Е. РОДИНА: Два миллиона семьсот пятьдесят пять тысяч двести сорок четыре автомобиля сейчас находятся в пределах Москвы, фиксирует статистика. Мы видим на экране. Информация выводится на наш экран, который находится в студии. Это 1 23% от обычного вечера в воскресенье. То есть, сегодня больше, чем бывает в воскресенье. Мы же не можем всем порекомендовать остановить автомобили и выйти. Но мы можем что-то показать. Будем показывать? Т. МАЙЕРС: Да, конечно. Моя идея в том, что кое-что можно сделать сидя в машине. Большинство сидений в автомобилях создано таким образом, что вы сидите позади седалищных костей, провалившись в спинку сиденья. Это воздействует на вашу спину, это нагрузка на ваш мозг, это нагрузка на ваши внутренние органы. Если вы ответственный, разумный водитель, то попробуйте немного вытянуться вверх, и придвинуть ваш таз и ваши седалищные кости вплотную к спинке кресла. Как будто вы хотите вклеить ваши седалищные кости прямо в уголок между сиденьем и спинкой кресла. После этого откиньтесь спиной на спинку кресла. Сейчас вы сидите непосредственно на тазу, и это значительно лучше для вашего мозга, для вашей спины, и для ваших внутренних органов. Е. РОДИНА: Я вспоминаю, ведь водительское сиденье изогнуто таким образом, что там есть ямка, для того, чтобы таз поместить в эту ямку. А многие водители подкручивают его, и не помещаются в эту ямку. Елена, вы можете меня поправить? Е. ВОЛКОВА: Абсолютно правильно. В идеале мы сидим так, чтобы сохранять свои естественные изгибы, упираясь в тазовые кости. К сожалению, не все водители это знают. Е. РОДИНА: А положение руля как-то влияет, потому что некоторые устанавливают его перед глазами, некоторые совсем внизу? Это же тоже руки … Т. МАЙЕРС: Есть хорошее исследование, которое подтверждает, что положение руля или изменение положения таза относительно спинки кресла, изменяет все внутренние процессы в вашем теле, помогая улучшить увлажнение тех или иных его частей. А также изменить направление движения процессов внутри тела. Е. РОДИНА: Объясните, если я покупаю подушку, машину с автомобильным креслом, а там мне пишут производители: анатомически подобранное… Мне верить, соблюдать все вырезы и все выпуклости? Как вы порекомендуете? Елена, ваш совет. Е. ВОЛКОВА: С одной стороны, да. С другой стороны, важно понимать, что мы все разные. Поэтому не факт, что эта анатомическая поверхность совпадает с вашей анатомической поверхностью. Поэтому, прежде чем, покупать дорогой автомобиль, я бы посмотрела не только на цвет и на технические характеристики, но ещё и посидела, и поездила. Насколько совпадает ваша форма с формой сидения. Это должен быть серьёзный подход. На такие вещи мало кто обращает внимание. А ведь те, кто имеет автомобиль, в нём проводит большое количество времени. Е. РОДИНА: Автомобиль, это вообще бич нашего времени? Лучше пешком, я так понимаю, Томас? У нас же до фитнес клуба на автомобиле 5 минут едут. Вместо того чтобы по дорожке походить. Т. МАЙЕРС: Точно, ещё вы наматываете круги, чтобы найти парковочное место как можно ближе ко входу. Е. РОДИНА: Теперь по секрету, если вы наматываете круги, хотя бы правильно расположите таз в вашем кресле на водительском сиденье. Хотя бы ваши органы почувствуют какое-то расслабление. Т. МАЙЕРС: Дело даже не в машине или телефоне. Мы должны понимать, что всё это способствует тому, что мы меньше и меньше двигаемся в нашей жизни. Когда мы идём в спортзал, это, то же самое, когда мы идём в продуктовый магазин и покупаем там какие-то протеины, белки. Вы не можете есть в Макдональдсе, потом есть протеиновые порошки на выходных, при этом оставаться здоровыми. То же самое про спортзал. Нельзя считать что, если вы сидите в офисе по 40-50 часов в неделю, потом три раза в неделю вытаскиваете себя в спортзал, это достаточно для вашего тела. Е. РОДИНА: А сколько нужно? Т. МАЙЕРС: Начните с малого. Начните подниматься пешком по ступенькам вместо использования лифта. Если расстояние таково, что вы можете пройти его меньше, чем за 15 минут, не используйте автомобиль. Самое главное, нам нужно приучать наших детей больше двигаться. Есть много доказательств тому, что именно движение способствует улучшению нашего тела, улучшению состояния сердца, улучшению состояния мозга. Да, это проблема современного общества, ведь нам всем хочется комфорта. Е. РОДИНА: Нас смотрят сейчас в Instagram. Вопрос интересный про ботокс. Когда пытаются сделать внешне красивым лицо, ботокс (там материалы какие-то косметические) блокирует мышцы. Мышца не может нормально сокращаться. Это, наверняка, тоже воздействует на что-то в нашем организме. Какие последствия? Т. МАЙЕРС: Должен вам признаться. Однажды я тоже это делал. Е. РОДИНА: И как это повлияло на ваше здоровье? Т. МАЙЕРС: Ещё Чарльз Дарвин говорил, что если вы выражаете эмоции, то это создаёт напряжение на лице. Наоборот, если у вас напряжение на лице, это способствует определённым эмоциям. На этот вопрос был ответ ещё в 19-ом веке Фрейдом, что именно эмоции способствуют напряжению. Е. РОДИНА: Значит, надо расслабить лицо всем. Даже тем, кто за рулём. Т. МАЙЕРС: Как раз у меня была потребность узнать, если я расслаблю все мышцы на лице, поменяет ли это мой эмоциональный фон? Е. РОДИНА: Поменялось ли что-то? Нет? Т. МАЙЕРС: Нет, к сожалению, я не заметил. Е. РОДИНА: А ваши родные или друзья заметили? Т. МАЙЕРС: Может быть. Но я не хочу отравлять себя. Е. РОДИНА: Раз уж мы заговорили о мышцах и лице. Все знают, что в России менее улыбчиво люди живут, чем в других странах. Елена, вы поддерживаете меня в таком тезисе? Это же тоже наши эмоции. Это тоже как-то влияет. У человека, живущего в России, какие-то особенности. Я хотела спросить. Томас, вы провели несколько семинаров. Вы пощупали, потрогали русского человека. Можно ведь так сказать, Елена? Е. ВОЛКОВА: Конечно, уже можно. Е. РОДИНА: Человек в России отличается от тех, кого вы встречали раньше? Вообще ваша теория подразумевает: на разных континентах живут люди, у них разные динамические стереотипы, разная надобность в движении, возможно, они чем-то отличаются. Всё это взаимосвязано? Т. МАЙЕРС: Конечно. Культурные различия в том, как люди себя выражают, когда двигаются. Но мне кажется, что все эти различия существовали преимущественно раньше. Потому что сейчас мы более глобализированы, у нас есть интернет, соцсети. Это более нас уравнивает. Я не вижу сильной разницы между людьми в Европе, в Англии и России. Е. РОДИНА: Истина – больше двигаться. У нас программа «Про фитнес», если знаете. Сюда приходят специалисты из разных видов фитнеса. Они говорят в один голос, что нужно больше двигаться, больше ходить. Человек нас слушает – хочу больше двигаться. Как это сделать? Если недалеко идти, не садиться за руль. Игнорировать лифты и так далее. А если ему предстоит выбрать физическую активность? Это сложнее. Есть чем заниматься? Как вид фитнеса выбрать? Елена, можете что-нибудь порекомендовать. Е. ВОЛКОВА: Я думаю, обратиться к зову сердца. Я искренне верю, что движение должно приносить радость и удовольствие. Должно быть такое: «О! У меня сегодня по расписанию фитнес! У меня сегодня спорт!» Е. РОДИНА: Но это же, редкость. В основном я иду в спортзал, чтобы поработать, чтобы пострадать, чтобы оттуда выползти. Е. ВОЛКОВА: Да. Это в корне неправильный подход. Е. РОДИНА: А как полюбить движение? Е. ВОЛКОВА: Значит вы не нашли ещё то движение, которое реально приносит удовольствие. Нужно пробовать. Е. РОДИНА: Пробовать различные движения, и от движения получать удовольствие? Е. ВОЛКОВА: Да, кайф. Может это будут танцы. Может это будут лыжи или сноуборд. Может это вообще не фитнес. Пешая прогулка с наблюдением пространства. Не знаю. Огромное количество вариаций. Е. РОДИНА: Томас, как выбрать движение, которое приносило бы удовольствие? Чтобы не мучиться, не страдать. Нам говорят много двигаться. А мы идём мучиться, страдать, потому что нам сказали. А не потому, что нам нравится. Т. МАЙЕРС: Я большинство своих упражнений делаю до того, как вылезаю из постели. Поэтому я выскакиваю из кровати в неком хаосе, потому что я тянусь, делаю различные упражнения для спины, как кошка, когда просыпается. Для меня важно всё это успеть сделать именно до того момента, как я встаю с кровати, потому что после этого меня настигает мой телефон, компьютер, и я должен быть уверен, что я успею время посвятить семье. Е. РОДИНА: Но это же недостаточно. Сколько вы тянетесь? Т. МАЙЕРС: 5-10 минут. Конечно, нужно больше упражнений. Но, если вы, хотя бы задумаетесь, о всех возможностях, которые помогут вам добавить чуть больше движения в вашу жизнь. Это здорово, что вы ходите в спортзал или на занятия йогой просто для того, чтобы двигаться. Но это то же самое, как пить необходимые добавки, про которые мы уже говорили. В то же время, нужно просто больше двигаться в течение дня. Е. РОДИНА: Но лучше мало двигаться, чем совсем не двигаться. По поводу персонального тренера. Я прочитала то, как вы это видите. В начале вашей карьеры, Томас, вы говорите о том, что персональный тренер или учитель по йоге зациклен на себе. То есть фокус у него на своём ощущении, когда он тренирует. А, когда он берёт деньги за занятия, он должен перенести фокус на клиента. С него сканировать ощущения, а не зацикливаться только на себе. Мне кажется, что это проблема для некоторых людей, которые начинают путь в этой профессии. Т. МАЙЕРС: Да, я помню, противопоставлял массажистов и тренеров. Массажист или физиотерапевт, он идёт вглубь, с намерением – я хочу помочь вам. Что касается персонального тренера или тренера по йоге, их основной посыл, что я очень хорош, чтобы вас тренировать. Я могу на этом зарабатывать. Но важно не только быть уверенным в каком-то своём опыте. Важно ещё слушать других людей. Уметь транслировать опыт так, чтобы они его приняли. У некоторых получается переместить этот фокус с себя на других, но у некоторых не всегда. Е. РОДИНА: Означает ли, что это плохой тренер, специалист в этой области? Т. МАЙЕРС: Это означает только то, что он сможет тренировать только людей, похожих на него самого. Для меня, как для терапевта, это будет очень скучно. Потому что я не хочу работать только с людьми, которые похожи на меня. Если вы хотите сделать более длинную карьеру, то вам нужно открыться более широкому спектру людей. Е. РОДИНА: У нас остаётся буквально полторы минуты до завершения. Томас, поскольку вы с семинаром в Москве, какие-то выводы или заключения ваши. Поделитесь? Т. МАЙЕРС: Да, конечно. Старайтесь сегодня двигаться больше, чем вчера. И так каждый день. На этой неделе старайтесь двигаться больше, чем двигались на прошлой неделе. Вы почувствуете себя лучше. Е. РОДИНА: Совет от Елены Волковой. Е. ВОЛКОВА: Найдите движения, от которых вы получаете удовольствие. Тогда вам не придётся себя загонять. Е. РОДИНА: Эх! Было бы так. Это же возможно? Скажите нашим радиослушателям. Е. ВОЛКОВА: Это возможно. Я такой человек. Е. РОДИНА: Вот тому подтверждение. Спасибо огромное. Елена Волкова - специалист по движению, основатель учебного центра «Практика» и студии «Пилатес Плюс». Специалист по работе с телом, автор книги «Анатомические поезда» Томас Майерс. Спасибо вам большое! Приезжайте ещё в Москву. Приходите к нам. И переводчик, нам помогала Ксения Мищенко. Спасибо, Ксения. Больше двигайтесь! Всего доброго.