Войти в почту

Прочитали за вас: эссе Medium Design Келлер Истерлинг

Профессор Йельского университета, архитектор и писательница Келлер Истерлинг — о том, как перехитрить мировую власть и использовать ее в своих интересах с помощью дизайна. Келлер Истерлинг. Фотография: Дмитрий Смирнов для Strelka Institute Как профессор Архитектурной школы Йельского университета, архитектор и урбанист Келлер Истерлинг читает лекции по всему миру, в том числе в Корнеллском университете, колледже Беркли и в Институте «Стрелка» на программе «Новая норма». За многолетнюю карьеру она опубликовала множество статей и участвовала в конкурсах и выставках международного уровня, включая Венецианскую и Роттердамскую биеннале. Дизайн среды (medium design) — основной предмет её исследования. В своей недавней книге Extrastatecraft: Power of Infrastructure Space Истерлинг рассматривает дизайн глобальных, надгосударственных инфраструктур. Истерлинг предлагает перевести фокус дизайна с объекта на пространство. Она просит не сосредоточить внимание на генпланах и политических манифестах, а видеть потенциалы и отношения между системами. В глобальных кризисных ситуациях, когда миграция, структурное насилие и злоупотребление властью не находят разрешения в новых технологиях или политических декларациях, Истерлинг рассматривает дизайн среды как инструмент, который позволяет снизить напряжение в обществе. Strelka Mag поговорил с Келлер во время её последнего визита в Москву и попросил объяснить ключевые моменты из её эссе Medium Design. Medium Design, Strelka Press. Эссе — превью предстоящей книги с одноимённым названием. Купить книгу.​ как отказаться от ЖёСТКИХ СТАНДАРТОВ Мы живём в мире, где стандарты имеют огромное влияние. Международная организация по стандартизации (ИСО) диктует всё: от размера вашей кредитной карты до процедур управления. Соблюдение стандартов — это игра по глобальным правилам. Но Истерлинг считает, что постоянное повышение стандартов — не всегда хорошая идея. «Стандарты стали своего рода глобальной привычкой, мягким законом, способом, которым корпоративные структуры разговаривают друг с другом. Это своего рода квазиуниверсальный язык или консенсус, который может быть довольно опасным», — говорит она. «Часто это способ поддержания замкнутого цикла, который никогда не нарушается». В противовес бюрократии стандартов Истерлинг предлагает идею взаимодействия (interplay). «Мне было интересно, как можно создать взаимодействие, которое задаёт потенциалы между вещами. В нём могут присутствовать компоненты явного дизайна, такие как инструкция. Но это не что-то фиксированное или законченное. Это взаимодействие имеет некоторую степень неопределённости и разворачивается во времени. Это что-то, что вы можете обновлять или изменять, когда меняются условия. Таким образом, взаимодействие — это то, что имеет большую политическую гибкость». ДИЗАЙН СРЕДЫ КАК ИГРА В ПУЛ Инсталляция Келлер Истерлинг. MANY in Dimensions of Citizenship. US Pavilion, 2018 Venice Biennale, Venice, Italy. Источник: Tom Harris, Courtesy of the School of the Art Institute and the University of Chicago / kellereasterling.com Дизайн среды — это процесс создания цепочки взаимосвязей, будь то протокол, коммутатор (switch) или взаимодействие (interplay). «Это создание химий, цепных реакций и храповиков, — пишет Истерлинг. — Это больше похоже не на создание вещей, а на процесс управления организацией с помощью фейдеров и переключателей». Она часто сравнивает дизайн среды с игрой в пул, «где знания об одной фиксированной последовательности ходов недостаточно. В игре видение разветвляющихся сетей возможных ходов позволяет быть результативнее». БЫТЬ УВЕРЕННЫМ В СВОЕЙ ПРАВОТЕ — ПЛОХАЯ ИДЕЯ Инсталляция Келлер Истерлинг. Noise Diann Bauer and AST with Keller Easterling. 2017 год. Sharjah, 2017 Sharjah Biennale. Источник: kellereasterling.com Когда дело касается глобальных проблем, Истерлинг старается избегать замкнутого круга готовых решений. Она призывает нас не искать единственно правильный ответ или универсальное решение, а скорее проявлять «медиумное» мышление. «Вместо правильных ответов, деклараций и определений вы можете манипулировать самой средой или матрицей, в которой они располагаются, — объясняет Келлер в своём эссе. — Поскольку необоснованная политика легко превосходит разумную политику, считать себя правым — это плохая идея с точки зрения дизайна среды. Это слишком слабая позиция. Она не работает против тоталитарных лидеров». ПРОСТРАНСТВО САМО ПО СЕБЕ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА Инсталляция Келлер Истерлинг. Reclaiming the High Line. 2002. Architectural League/Municipal Arts Society, NY, NY, USA. Источник: kellereasterling.com Истерлинг понимает среду (meduim) как объектив, где смешивается множество технологий. Истерлинг часто приводит пример английского антрополога и лингвиста Грегори Бейтсона, который заметил, что человек, дерево и топор представляют собой информационную систему. «Пространствам не нужно подключаться к датчикам или цифровым устройствам, чтобы быть информационными системами, они уже работают. Они уже обладают потенциалами по отношению друг к другу, и возможность видеть эти потенциалы, видеть диспозицию представляется мне навыком, недостаточно развитым в нашей культуре, — говорит Истерлинг. — Мы очень хорошо знакомы с цифровыми или коммуникационными системами, но не так хорошо понимаем пространственные системы. Здесь, на „Стрелке“, мы стараемся подчеркнуть важность распознавания этих пространственных систем». АКТИВИЗМ МОЖЕТ ПОМЕНЯТЬ ПРОСТРАНСТВО Letters to the Mayor. 2014 год. Storefront for Art and Architecture, NY. Источник: kellereasterling.com Истерлинг считает, что актёрские навыки — это то, что помогло ей понять природу активизма. «В театре у вас есть строки, которые вы произносите, но строки не являются реальным содержанием, или реальным сообщением, или даже носителем информации. Строки — это просто строки, а реальный носитель информации — это действие, которое вы можете предпринять, прочитав их, — говорит Истерлинг. — Я хочу сделать более очевидной идею того, что сами пространства совершают действия. И, если мы будем более осведомлены о том, что они делают, я вижу в этом шанс для активизма». НУЖНО СОЗДАТЬ КОММУТАТОР (SWITCH) City Speculations: Switch. 1996 год. Queens Museum, NY, NY. Источник: kellereasterling.com Создание «коммутатора» — альтернативный подход к решению проблем, связанных с пространством. Когда речь заходит о транспортных вопросах, Истерлинг критикует ажиотаж вокруг беспилотных автомобилей. Она утверждает, что от умной машины, застрявшей в тупой пробке, мало пользы. Как же объединить цифровые и пространственные инфраструктуры, чтобы они могли сделать друг друга умнее, а не глупее? Келлер предлагает разработать «коммутатор», который может быть, к примеру, зданием в городской информационной системе. Это вещь, а также дельта, которая влияет на то, сколько вещей изменится со временем и как. Проектирование этого коммутатора и есть дизайн среды. КОРПОРАЦИИ НЕ ТО, ЧЕМ КАЖУТСЯ Envisioning Power, Corporate City, FREE ZONE. 2007 год. 3rd International Rotterdam Biennale, Rotterdam, Holland. Источник: kellereasterling.com Глобальные корпорации всегда заявляют о благих намерениях. Но что скрывается за великолепием рекламных роликов? Особые экономические зоны, такие как Дубай, заявляют о торжестве свободной торговли, но в реальности мы наблюдаем торговлю, которой жёстко манипулируют. Истерлинг подчёркивает, что всегда существует расхождение между тем, что организация говорит, и тем, что она делает. Чтобы обнаружить реальную деятельность организации, она предлагает посмотреть на неё как бы в раздвоенном экране. «С одной стороны экрана рассказы о социально-технических организациях, будь то железные дороги, гидроэлектростанции или блокчейн, как о том, что предлагает нам децентрализацию и свободу. С другой — их универсальные амбиции по концентрации власти». Ближе познакомиться с идеями Келлер Истерлинг можно на её сайте. А следить за обучением студентов третьего и последнего года программы «Новая норма» — в соцсетях.

Прочитали за вас: эссе Medium Design Келлер Истерлинг
© Strelka Magazine