Золото инков, Федор Конюхов и тема смерти в петербургском искусстве: 12 выставок апреля

В апрельском Петербурге ожидается выставочная мегаломания: кроме Фриды Кало в город привезли золото инков из Перу и античные фрески, мозаики и скульптуры из Археологического парка Помпеи. Рассказываем, что смотреть на выставках-блокбастерах и какие вернисажи поменьше нельзя пропускать. Боги, герои, люди. Из собрания Национального археологического музея Неаполя и Археологического парка Помпеи Главный музейный «привоз» не только апреля, но и года. Помпеи и Геркуланум засыпало пеплом в начале прошлого тысячелетия (вспомним знаменитый «Последний день Помпеи» Брюллова), благодаря чему в веке 18 археологи извлекли фрески, мозаики и мраморные скульптуры в первозданном виде. Оказалось, что богатые и знаменитые Древнего Рима знали толк в роскоши: свои виллы они украшали искусством на мифологические и бытовые сюжеты, которое пришлось по вкусу, например, сестре Наполеона, которая и спонсировала археологические раскопки. Нам же остается раскрыв рот удивляться не только мастерству древнеримских художников, но поразительной актуальности образов с тысячелетних мозаик и фресок. Кажется, что на этом портрете не жительница Помпей из I века нашей эры, а Фрида Кало, одетая на испанский манер (или наша южно-европейская современница). Государственный Эрмитаж 19 апреля-23 июня «Золото империи инков. Бог. Власть. Вечность. 2000 лет великой цивилизации» Искусства народов, населявших территорию Перу до прихода испанских завоевателей в 16 веке в петербургских музеях представлено скупо — пара вещей в Кунсткамере и Эрмитаже, тем ценнее привозной блокбастер в стенах Российского Этнографического музея. Название «Золото империи инков», правда, скорее маркетинговый ход — из Лимы привезли в основном вещи доинскской эпохи. Посмотреть ритуальные золотые маски и сосуды важно не только из археологического интереса. Современные художники, например Евгений Антуфьев, по выставке которого водил экскурсию Андрей Малахов, эксплуатируют архаичные образы и эстетику грубой обработки металла. Поэтому изучаем «первоисточник». Российский Этнографический музей ул. Инженерная, д.4/1 до 1 августа Выставочный проект «Жизнь после жизни» Проект с изящным названием «Жизнь после жизни» — энциклопедия темы смерти во всех ее ипостасях на примере петербургского искусства с 18 века и до наших дней. Детали надгробий с рельефами плакальщиц перемежаются с фотографиями на стыке арт и фэшн Юлдус Бахтиозиной, а посмертные маски Пушкина и Николая I с абстракциями Михнова-Войтенко. У выставки будет не только саундтрек от композитора Миши Мищенко, но и свой аромат — Florential от Comme des Garçons. Манеж 9 апреля-22 мая Федора Конюхов Федор Конюхов — путешественник, писатель, священник и художник, в каталоге персональной выставки в Русском музее он назван «человеком эпохи Возрождения». Музей любит показывать живопись медийных личностей — чего стоит только Сильвестр Сталоне в 2013 году. Кстати, выставку Конюхов открывал по телефону из одиночной кругосветной морской экспедиции. У Инженерного замка стоят очереди и уже не важно, что, собственно, показывают. Качество искусства отходит на второй план, когда его автор покорил Эверест, 5 раз обогнул земной шар и прямо сейчас терпит крушение в волнах Юного океана. Отдельной выставки стоят китчевые рамы «так плохо, что даже хорошо», которые создал коллекционер работ Конюхова. Русский музей Инженерный замок до 13 мая Евгений Михнов-Войтенко Михнов-Войтенко считается важнейшим русским абстрактным экспрессионистом, хотя сам о себе художник писал: «Все — „измы“, а я сам по себе». Абстрактный экспрессионизм был моден в 50-е годы в США, когда направление развивали Джексон Поллок и Марк Ротко. В Советском Союзе такие поиски не поощрялись, поэтому Михнов-Войтенко вел по сути двойную жизнь: днем оформлял рестораны и дома культуры как сотрудник Ленинградского комбинат живописно-оформительского искусства, а дома осваивал язык абстрактной живописи. В 70-е художника отстранили от оформительской работы в комбинате за ложные прогулы, а после смерти он стал, как это часто бывает, классиком петербургского искусства. K Gallery 4–28 апреля Три петербургские коллекции Какое искусство собирают люди, которые могут себе это позволить? Русский музей покажет 400 работ из собраний трех петербургских семей (Палеевы, Березовские и Наумовы) и судя по именам — это будет коллекция Русского музея в миниатюре. Арт-неймдроппинг можно продолжать бесконечно: амазонка русского авангарда Наталья Гончарова и гений импрессионистского портрета Николай Фешин, мирискусники Константин Сомов и Евгений Лансере, а также Кустодиев, Коровин, Репин и Петров-Водкин. Покажут даже марокканские рисунки всеобщей любимицы Зинаиды Серебряковой. Поездку в Марокко художнице в первые годы ее миграции оплатил барон де Броуэр с условием, что все понравившиеся путевые зарисовки он заберет себе. К счастью, кое-что осело и в Петербурге. Русский музей Корпус Бенуа 11 апреля-10 июня Искусство глазами коллекционера из собрания Николая Кононихина Николай Кононихин из тех коллекционеров, которые не прячут искусство, а показывают в музеах и сами же курируют выставки. Его коллекция ленинградского послевоенного искусства — это и советские последователи эстетической линии группы «Бубновый валет», и отличная школа литографии и живопись Владимира Яшке, который входил в группу «Митьки» в ее лучшие годы. Выставка стирает грань между понятиями «официальное» и «неофициальное» — многие художники входили в Ленинградский союз художников (ЛОСХ), при этом, например, Владимир Стерлигов — ученик Малевича. По субботам экскурсии по выставке проводит сам коллекционер. Музей нонконформистского искусства до 21 апреля Роберто Матта и четвертое измерение Пока в Хельсинки показывают выставку пионера сюрреализма Рене Магритта, в Эрмитаж везут чилийского художника Роберто Матта, который остался верен сюрреалистическим идеалам, даже когда направление вышло из моды. В 30-е годы он работал в мастерской Ле Корбюзье в Париже и сблизился с Андре Бреттоном, автором манифеста сюрреализма, который писал о молодом Роберто: «Он особенным образом выражает необходимость наглядного отображения четырехмерной вселенной. В его работах больше ничто не является намеренным, все появляется от желания погрузиться в область божественного». Роберто вдохновлялся идеями неевклидовой геометрии и исследовал пространство, а его поиски в свою очередь приспособил Джексон Поллок — возможно, самый известный американский художник 20 века. Государственный Эрмитаж Главный штаб до 30 июня «МОНО / ХРОМ» Андрей Рудьев Рудьев — художник широкого профиля: работал художником-постановщиком на «Ленфильме», в 2005 году выступил в жанре паблик-арта: установил 40 пенопластовых пингвинов на фасаде здания Музея Арктики и Антарктики, но не оставляет занятия живописью. Его портреты погибших на перевале Дятлова туристов показывают сейчас на выставке «Перевал» в ДК Громов, а для Marina Gisich Gallery он подготовил сольный проект, разделенный на «цветную» и «черно-белую» части. Процитируем кураторский текст: «Как в советской песне «Из чего же сделаны наши мальчишки», Рудьев и его картины слеплены из смеси советской иконографии, западного фетишизма, метафизики, конструктивистского дизайна и техномузыки». У живописи, определенно, есть будущее. Marina Gisich Gallery 4 апреля–25 мая Александр Дашевский «Битва симулянтов» Вы могли не видеть живопись Александра Дашевского, но его мемориальный стенд, посвященный архитектору Александру Жуку наверняка пробегали глазами — он украшает зону вылета аэропорта Пулково. Его новый проект в Anna Nova — продолжение остросюжетной истории о мутациях классического картинного формата. Как делать современное искусство, если тебе дорога живописная традиция? Дашевский ищет способы подверстать живопись со всеми ее возможностями и ограничениями под собственные задачи: делает подрамники неправильных форм, освобождая фигуры от фона, разбивает изображение на фрагменты или приставляет к работе написанную красками тень, так чтобы принципы подражания действительности спорили с законами физики. Anna Nova 25 апреля-23 июня Театральные эскизы Александра Васильева Широкой публике историк моды Александр Васильев известен как ведущий «Модного приговора» и коллекционер русских театральных костюмов. До карьеры председателя модного суда Васильев был успешным художником театра и сценографом: сначала работал в Москве, а в 80-е эмигрировал в Париж. Кроме парижских подмостков он сотрудничал с Национальным театром в Лондоне, Шотландским балетом в Глазго и Королевским балетом Фландрии. Эскизы Александра Васильева для балетных и драматических спектаклей в Петербурге покажут впервые. Arts Square gallery 5-26 апреля Керим Рагимов и Петр Швецов МИРНЫЙ Керим Рагимов и Петр Швецов известны прежде всего своей живописью, Рагимов и вовсе гиперреалист, чьи фотореалистичные работы выставлялись на аукционе Sotheby's. Однако в Музее современного искусства при СПбГУ художники построят огромную «ротонду» из куриных лап — аллюзия на кимберлитовую воронку в поселке Мирный в Якутии, где добывают алмазы. Ради выставки Рагимов и Швецов перевоплатятся в эксковатарщиков — удостоверения прилагаются. Музей современного искусства имени Дягилева, СПбГУ 8-22 апреля

Золото инков, Федор Конюхов и тема смерти в петербургском искусстве: 12 выставок апреля
© Собака.ru