История успеха Павла Гусева. Как далекий от журналистки человек стал медиамагнатом

Комсомолец Павел никогда не был журналистом, но в итоге стал главным редактором известной во всей стране газеты, настоящим медиамагнатом. 4 апреля ему исполнилось 70 лет. Как Павел Гусев пришел к успеху, возглавив «Московский комсомолец», — в материале «360». Родители Гусева были культурными работниками, мама проектировала костюмы в театре, а отец был военным переводчиком. После войны он стал главным редактором «Внешторгиздата». Это могло повлиять на выбор профессии Гусевым, но тот начал издалека. Сначала Павел Николаевич выучился на геолога, и даже прошел аспирантуру. Затем он три года был младшим научным сотрудником в Московском геологоразведочном институте. Со временем он стал потихоньку приближаться к главной должности своей жизни. В 1975 году он стал вторым секретарем Краснопресненского районного комитета ВЛКСМ Москвы, в следующем году — уже первым. Это, кстати, позволило ему стать прототипом главного героя повести Юрия Полякова «ЧП районного масштаба». Вокруг этого рассказа возник небольшой скандал, когда Гусев решил напечатать главу в своей газете. «А первым человеком, который услышал „ЧП районного масштаба“, был Гусев. Когда я ее написал, он приехал ко мне в Переделкино, мы пили водку, и я ему всю ночь ее читал. Он выслушал и сказал: „Ее никогда не напечатают“, и сам же напечатал главу „Собрание на майонезном заводе“, за что получил свой первый выговор как главный редактор», — вспоминал писатель в интервью «МК». Режиссер Карен Шахназаров (слева) и глава Союза журналистов Москвы, главред газеты «Московский комсомолец» Павел Гусев. Источник фото: РИА «Новости» Когда вышла повесть, Гусев уже несколько лет работал главным редактором «Московского комсомольца», и успел окончить Литературный институт. На пост главреда его назначили в 1983 году. Тогда газета являлась печатным органом московского городского комитета ВЛКСМ. Изначально Гусева с журналистикой связывало только то, что отец работал главредом советского рекламного проспекта. Поэтому втягиваться в процесс пришлось быстро. Гусев ночевал в редакции, лишь бы поскорее вникнуть в нюансы, постичь азы. При этом он не хотел учить профессионалов работе, его целью было сделать материал интересным. Для этого нужно было увидеть газету глазами читателя. «Я пришел в редакцию человеком, который никогда не сдавал ни одной газеты, журнала. Я писал фельетоны, рассказики, но никогда не занимался процессом производства газеты. Были сложнейшие часы, дни, когда я здесь жил, ночевал. Когда для меня „МК“, все помещение, журналисты становились все ближе и понятнее. Но потом я все понял — что я и здесь ошибаюсь. Это первый взгляд, что все ясно и только потом ты осознаешь, как все это сложно», — рассказывал Гусев «360». Новшества не всем пришлись по нраву. Спустя год в редакции попытались устроить переворот. «На меня строчили анонимки, обвиняя во всех смертных грехах, включая антисемитизм, хотя я никогда не обращал внимания на национальность сотрудника: еврей он или татарин, мне было по фигу, лишь бы работал хорошо…» — вспоминал Гусев в интервью газете «Новый взгляд».. Все кончилось тем, что горком партии хотел исключить Гусева из КПСС и вдобавок убрать его с должности главреда. Сыпались обвинения в клевете на советскую действительность. Дело обошлось выговором. И это было лишь начало. Впереди будущего медиамагната ждали лихие 1990-е. Время, когда «МК» стала одним из самых популярных изданий страны, а сам он ступил на территорию политики. Павел Гусев на заседании Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (2018 год). Источник фото: Пресс-служба президента России. После августовского путча Гусев стал учредителем закрытого акционерного общества «Редакция газеты „Московский комсомолец“». Таким образом начиная с 1992 года он — единоличный владелец этого холдинга. За годы работы главредом издания ему удалось построить целую печатную империю, в которой работают яркие журналисты. Им не просто разрешают высказывать свое мнение — это является ключевым условием их работы, считают коллеги Гусева. Журналист Николай Зятьков, владелец и президент издательского дома «Наша версия», рассказал, что главе и собственнику «МК» удалось создать «комфортную экономическую систему, которая работает. Гусев собрал очень мощный коллектив, который чувствует защиту своего руководителя и старается выполнять свою работу максимально эффективно. Он во все времена, и когда была свобода относительная, во времена перестройки, и когда стали поджимать, держал «Московский комсомолец» флагманом объективности и свободы. Были, конечно, и другие издания, которые со временем съезжали с этой стези. Или собственники менялись, или журналисты уходили. В общем их «причесывали». А здесь издание держится почти 100 лет, Гусев, конечно, им руководит 35 лет, но его главная заслуга в том, что «МК» остается боевым, бескомпромиссным и ни под кого не ложится. На сегодняшний день он — редактор номер один. Николай Зятьков Другой коллега по цеху Антон Антонов-Овсеенко рассказал, что работал с Гусевым в самые непростые и самые интересные времена — в 1990-е годы. «В августе 1991 года мне даже пришлось договариваться, чтобы закрытую газету „Московский Комсомолец“ печатали на принтере общества „Мемориал“. Потом эти газеты мы распространяли у Белого дома, ночевали, прям в редакции — это было очень сложное время и в то же время самое, наверное, яркое», — рассказал Антонов-Овсеенко «360». Главный редактор газеты «Московский комсомолец» Павел Николаевич Гусев и министр юстиции Российской Федерации Николай Васильевич Федоров на митинге, 1992 год. Источник фото: РИА «Новости» Чисто по-человечески я отношусь к нему очень хорошо и с большим уважением, несмотря на то, что Павел Николаевич — человек сложный, мягко говоря. Его главная заслуга главная в том, что он позволяет журналистам высказывать свое мнение. Это ведь авторская очень газета. Там людям давали слово с самого начала Антон Антонов-Овсеенко Он рассказал, что над Павлом Гусевым в «комсомольские времена» нависали тучей. Его собирались смещать за то, что он разрешал журналистам «Московского комсомольца» высказывать свое мнение. «Вообще в Советское время было не принято это делать. Мнение было одно — его могла высказывать только партия и ее высшие руководители. А Гусев себя вот так повел с самого начала, и в этом его заслуга. Он сохраняет эту свою линию, по сей день. И сегодня в сложные времена, Павел Гусев остается таким же, как был раньше», — подвел итог Антонов-Овсеенко. «Стена почета» в редакции газеты «Московский комсомолец», где знаменитые гости оставляют свои автографы. Источник фото: РИА «Новости». Сам Павел Гусев рассказал «360», что долгие годы собирал нужных журналистов и коллектив в целом. «Главный мой принцип был, когда я пришел сюда, делать газету такую, которую мне было бы интересно читать самому. Самому утром. Чтобы ты с удовольствием читал своих журналистов. Самое главное — дать возможность человеку творчески подходить к тому, что он делает. Мы с журналистом могли разговаривать на тему статьи, говорить о событии. Но я никогда не говорил „пиши вот так“. Заголовки придумываем вместе, какие-то фотографии вместе варьируем. Но журналист должен понимать всю ответственность своего слова, своего восприятия. А самое главное, он должен понимать, что он — автор статьи. Не соавтор с главным редактором, а автор», — рассказал главред «МК». Он отметил, что всегда брал людей, которым интересно работать, быть журналистом. По мнению Гусева, очень важно, чтобы человек нестандартно писал и подходил к теме. Шуточный портрет на главного редактора газеты «Московский комсомолец» Павла Гусева перед входом в его рабочий кабинет. Источник фото: РИА «Новости» «Никогда не смотрел, какое у него образование — или он журналист, или учитель, или строитель, или даже чиновник. Какое это имеет значение, если у человека есть талант, если человек может написать так, чтобы это было интересно, и кто-то начал бы спорить с ним, сомневаться или радоваться. Это и значит, что есть талант. Я считаю, что газета — это театр. Только театр ставит спектакль полгода, а в газете — один день. Каждая газета — ежедневный спектакль. Журналисты — это артисты, а главный редактор — режиссер», — добавил Гусев. В зале верстки редакции газеты «Московский комсомолец». Источник фото: РИА «Новости» «Я никогда не думаю о планах, которые нужно реализовать через год, через два-три. Есть интерес общества к тем или иным проблемам. Мы должны жить вместе со страной и обществом. Нам некуда опережать, потому что мы не знаем, что будет дальше. Мы не футурологи. Сначала мы должны оценить то, что есть. Самое главное — это творчество и культура журналистики. Ответственность журналистики», — сказал Павел Гусев. Сегодня главная задача журналистов — расширять интернет-пространство, считает главред «МК». Каждый раз делать в этом пространстве новые продукты. Сейчас, например, команда Гусева делает спортивный сайт, который «будет помогать людям думать, как закончится матч, какие перспективы у российских спортсменов, какие перспективы в том или ином виде спорта». Интернет-пространство с его возможностями для журналистов — огромное будущее, уверяет глава «МК». Работа над газетой под чутким взором главного редактора продолжится и в день рождения Павла Гусева. Отлынивать от работы, несмотря на юбилей, он не собирается. «Юбилей и в редакции встречу и с друзьями встречусь, и с родными встречусь. Я не собираюсь устраивать из этого фейерверк и большой праздник. Это все-таки семейный и внутренний праздник. Если ты сумел сохранить разум к 70-ти годам, то должен ответственно относиться к тому, как его отпраздновать», — подвел итог Павел Гусев.

История успеха Павла Гусева. Как далекий от журналистки человек стал медиамагнатом
© 360tv.ru