Илья Бачурин откровенно о цене медийности, своих романах и отношении к браку
Продюсер Илья Бачурин привез в Москву Майкла Джексона в 1993 году, руководил российским MTV, был одним из основателей проекта «Фабрика звёзд», открыл первую в мире эфирную танцевальную радиостанцию, построил кинотелевизионный комплекс «Главкино». В личной жизни он одерживал побед не меньше — об этом подробнее в нашем интервью. Илья, люди из индустрии – креативные продюсеры, программные директора – обычно держатся в тени, оставляя все лавры актерам, певцам, ведущим, тем, кто находится в кадре. Ты же ведешь активную светскую жизнь, даешь интервью, участвуешь в съемках. Почему? Профессия продюсера, в основном, подразумевает работу за кадром. Раньше, действительно, так и было. Мир эфирного телевидения, в котором я прожил долгий период времени, и мир сегодняшний – две разные вселенные. Сейчас мой внутренний драйвер настроен совсем иначе, нежели во времена, когда я делал «MTV Россия» или запускал «Фабрику звёзд» на Первом. Раньше я всегда оставался в тени. Так это работало тогда, и в середине 2000-х такая модель поведения, по моим ощущениям, была правильной. Сегодня – всё по-другому: social media и «цифра» поменяли взаимоотношения между людьми. Теперь они строятся на открытости и знании того, кем ты являешься на самом деле. Необходимо постоянно рассказывать о себе. Консервативные традиционные медиа играют по старым правилам. Новые медиа – это блогеры. Я не блогер, конечно. Но у меня есть проекты в области цифровых СМИ, которыми я занимаюсь. Это предполагает открытость. Еще одна причина моего частого появления в светской хронике заключается в том, что мне приятно и интересно общаться с большим количеством людей не только онлайн, но и оффлайн. Зачастую, это столичные светские мероприятия, где работает много прессы. Значит, участие во множестве светских мероприятий – не твоя рабочая обязанность? Вовсе нет. Я посещаю только те, которые интересны мне. Чаще всего меня можно встретить на кинопремьерах. Чтобы вы понимали, больше половины приглашений, которые я получаю, проходят мимо меня. Причина логичная – большой объем работы, который не транслируется в моих социальных сетях. Кстати, еще один плюс посещения мероприятий – общение с друзьями, на которое, к сожалению, катастрофически не хватает времени. Рядовой читатель, который видит твое фото в светской хронике и знает, как тебя зовут, не всегда может четко сформулировать, чем ты занимаешься. Как бы ты сам себя представил? Who is Mr. Bachurin? Вот я и дожил, наконец, до этого вопроса! (Смеется). Да. Так, who is Mr. Bachurin? Медиапродюсер. Это характеризует мою работу, модель поведения и мое мировосприятие сегодня. Если в девяностых мне были интересны радиопроекты и телевидение, то сейчас – «цифра». Мое мелькание в светской хронике не отражает в полной мере того, чем я занят. В настоящее время – это создание больших проектов: и цифровых, и медийных. Особо ничего не меняется, вектор тот же, но другой инструментарий. Я счастлив, что могу меняться и меня нигде не «приморозило». Каждый из прошлых проектов был прекрасным, но я живу в своем завтрашнем дне. На Илье: костюм Alexander Terekhov Можно ли сказать, что твоя медийность – это валюта, которая конвертируется в проекты и налаживание деловых связей? Социальные сети стали визиткой любого человека. Чем дальше, тем больше активность в соцсетях и медиапространстве дает новые возможности и связи. И с точки зрения бизнеса тоже. Поэтому даже первые лица государства и бизнесмены уделяют огромное внимание своему медийному присутствию, стараются его правильно организовать и спланировать. В крупных корпорациях целые департаменты работают на то, чтобы сформировать имидж своих управленцев и владельцев. Было бы странным не использовать это себе во благо. Если отбросить деловую составляющую, насколько для тебя важна узнаваемость в широких массах, а не только в профессиональном кругу? Нужен ли тебе статус «звезды»? К сожалению, нет. Почему говорю «к сожалению»? Потому что такое качество было бы невероятно полезным. Но, привычка оставаться за кадром, приобретенная в медиа в девяностых, всё равно доминирует. Я стремлюсь свои амбиции реализовывать исключительно в профессии. Амбициозность в выборе масштабных проектов – моя слабость и сильная сторона одновременно. Мне неинтересны маленькие проекты, которые принесут прибыль прямо завтра. Материальная составляющая никогда не была для меня ключевой. Мне всегда важен масштаб и возможность сделать то, что не делали раньше, что случается редко или никогда не повторится, как например, привоз Майкла Джексона в 1993 году, первая в мире эфирная танцевальная радиостанция, станция 106.8, Первый канал, MTV Россия, Олимпиада в Сочи, «Главкино». Каждый раз надо искать вызов. Это, по крайне мере, мой принцип. Большое внимание ты уделяешь своему стилю. Практически каждый твой выход – это всегда сюрприз. Научился или всегда умел? Очень сложный вопрос, откуда что берется в этой жизни. Каждый из нас – это сумма наших прошлых опытов. Мое трепетное отношение к стилю началось с подросткового периода, когда во время советского дефицита одежда являлась достаточно важным идентификатором человека. Как раз во времена перестройки появилась возможность как-то отличаться от серой массы, одетой в одинаковую, производимую миллионными тиражами, одежду. У меня было много знакомых модельеров – вернее, тех, кто шил, чаще всего, у себя дома, придумывая оригинальные дизайны. С тех пор ценность творческого подхода к стилю для меня стала значимой. Одеваясь, я стараюсь не быть банальным и соответствовать своему настроению. У тебя нет стилиста? Нет. Но я активно сотрудничаю с талантливыми российскими дизайнерами, которые предлагают под различные мероприятия свои творения. Поэтому особенно слежу за их творчеством и поддерживаю. Долгое время на светских мероприятиях ты всегда попадал в объектив камер со своей девушкой Надеждой Сысоевой. Теперь ты везде один. Почему? Мы расстались c Надеждой по обоюдному согласию. Ощущения еще слишком свежи. На эмоциях я совершенно точно не хотел бы что-то говорить, кроме слов благодарности. Мы прожили рядом прекрасный отрезок жизни и были счастливы. Этого достаточно. Даешь ли ты отношениям второй шанс? Наверное, это прозвучит жестко, но мне кажется, второго шанса быть не может. Жизнь меняется слишком быстро. После расставания, даже через месяц, люди становятся другими. Они отдаляются. Безусловно, можно поддаться эмоциям, случайно встретив друг друга вновь, забыть о прошлом, но – это путь в никуда. Как бы то ни было, каждая из девушек, с которой меня сводила жизнь, для меня навсегда останется близким человеком. После расставания возможно сохранить дружеские отношения? Да. Если отношения были построены на взаимном уважении (а только на уважении могут строиться серьезные отношения), то их сложно будет закончить, не оставшись друзьями. В противном случае это признак того, что никакой любви вообще и близко не было. С еще одной своей бывшей возлюбленной, Равшаной Курковой, ты общаешься? Равшана – очень востребованная актриса. Общаемся мы редко, но тепло и по-дружески. На Илье: костюм Alexander Terekhov Успешность, узнаваемость, звездный статус девушки является для тебя обязательным критерием выбора? Никогда. СМИ всё слишком гиперболизируют, раздувают до небес обычные реалии жизни. Да и «выбор» – не слишком подходящее слово в данном случае. Для меня отношения – это всегда любовь, только так. Я не руководствуюсь какими-либо другими критериями, они невозможны просто для меня. Если кто-то из девушек, которых я искренне любил, и были медийными, это вовсе не значит, что всю свою жизнь я общаюсь только с такими. Известная девушка рядом – это, скорее, минус, чем плюс? Возможно. Ведь отношения двух публичных людей влекут за собой необходимость стыковки позиционирований. Есть мнение, что строить отношения с девушкой, не фигурирующей в медийном пространстве, гораздо легче. Говорят, счастье любит тишину. Ты – всегда под прицелом камер. Может в этом была проблема? Сложный вопрос. С одной стороны мне кажется, что совместный выход в свет вряд ли может отрицательно сказаться на отношениях двух любящих людей. Но, с другой стороны теперь начинаю понимать, что порой лучше промолчать о том, где тебе хорошо и с кем. Возможно, что пересмотрю свой взгляд на это. В прессе тебя много раз «женили» и на Равшане, и на Надежде. Почему не сложилось? Брак – это не главное, что могут дать друг другу любящие люди. Главное – это дети. Просто не все отношения приходят к этому ответственному шагу. Но, это не значит, что отношения были плохими. Наоборот, это были периоды совместного развития, открытия чего-то нового, проживания непростых ситуаций и радостных моментов вместе. Все прошедшие отношения были важной частью моей жизни. Вспоминаю о них только с благодарностью. Уверен, что серьезные отношения у меня впереди, и я открыт для них. Если говорить о бракосочетании – я никогда искусственно не ограничивал или обозначал уровень отношений. Если в своих отношениях люди не смогли дорасти вместе до этого этапа, значит их дороги просто разошлись. Но для большинства девушек замужество, как мне кажется, очень важно… Момент предложения предполагает дальнейшую счастливую жизнь до скончания века. По крайней мере, в моем представлении. Зачастую отношения начинаются с сильных эмоций. Ты любишь человека и всё. Спустя время вы начинаете лучше узнавать друг друга, пазл ваших мировосприятий, ваших взглядов, ваших привычек может сложиться, а может и не сложиться. И ничего с этим не сделать. Искусственно заставить себя или, перепрыгнув через процесс взаимной стыковки, взять и на второй неделе знакомства сделать предложение, мне кажется безответственным шагом. Я так действовать не умею. Как продюсер, все свои шаги в жизни стараюсь сделать максимально осмысленными. Может ты теперь попросту боишься женитьбы? Ведь ты уже был в браке… Этот опыт как раз-таки был абсолютно позитивным. И дочки мои, и моя бывшая супруга, которую я очень уважаю, - мои главные друзья в жизни. Я точно знаю, к чему стремлюсь: я хочу близких, доверительных, серьезных, глубоких отношений. Если когда-то так сложится, что они придут к логичному моменту свадьбы, я не буду этого избегать. Сто процентов. Что тебе нравится в девушках? Самодостаточность и женственность. За самодостаточностью стоит целый спектр серьезных вопросов самовосприятия и организации жизни человека. Самодостаточные девушки находятся на траектории, которая позволяет им раскрывать собственные таланты, а не искать в мужчине подпорку, без которой ее жизнь становится невозможной и бессмысленной. Конечно, стать опорой для любимого человека – это, наверное, лучшее, что ты можешь сделать. И человек успешный, реализовавшийся так же нуждается в этом. Но опора в данном случае выражается в других проявлениях – в заботе, внимании и поддержке. С другой стороны, для меня очень важно, чтобы девушка была девушкой, носительницей настоящей природной женственности. Сегодня многие девушки идут по жизни сами, ни на кого не рассчитывают, добиваются определенных высот своим потом и кровью. И мужчина, появляясь рядом, может испытывать ощущение собственной невостребованности. Хочется быть опорой, но слышит: «Я сама сумочку донесу; Не открывай мне дверь» и так далее. Подожди, но это же и есть самодостаточность, разве нет? Самодостаточность любого человека в профессии и дома – разные вещи. Если человек самодостаточен дома, значит, он, скорее всего, не парный игрок. В парном разряде необходимо уметь «выключать» дома всю эту самодостаточность и быть просто женщиной и просто мужчиной. Расскажи о своих дочерях. Очень горжусь тем, что Василиса и Ярослава раскрываются как яркие и талантливые личности. Они, кстати, обе выбрали творческое направление в будущих профессиях. Василиса? Она увлекается конным спортом, окончила училище по фотографии и увлекается операторской съемкой. Снимает всех и вся. Конечно, и тут без коней не обходится. (Улыбается). Это для нее что-то очень важное. В этом году Василиса будет поступать во ВГИК. На стадии подготовки к вузу она глубоко погрузилась в изучение кинематографа. Это ее первая встреча, и она просто прекрасна. Кино, которое она должна изучить к моменту поступления, - просто роскошь какая-то. Я сморю этот список фильмов и понимаю, что большую часть я видел, но с удовольствием прямо сейчас пересмотрел бы снова. А Ярослава? Учится в художественном училище 1905 года. Потрясающе рисует. Надо заметить, я боялся, что рисование может немножечко оторвать ее от современного технологического уровня развития медиа. Думал, что рисование в образовании сейчас будет преподноситься как некий набор классических умений, знаний, которые завтра в цифровом мире могут не пригодиться. К счастью, это не так. Их учат рисовать на цифровых планшетах. Они выполняют массу задач в профессиональных фото- и видеопрограммах. Как думаешь, за какими форматами будущее в цифровом пространстве? Марк Цукерберг был абсолютно прав, сказав несколько лет назад, что формат видео сожрет всех. Сейчас формат видео – на пике, и это надолго. В перспективе его смогут подвинуть только дополненная и виртуальная реальности. Как развить в себе умение предугадывать моду на контент, который будет популярен в ближайшем будущем? Ориентироваться на Запад? По опыту общения с известными блогерами, добившимися удивительных результатов и собравшими гигантские аудитории, могу сказать, что секрет успеха – любовь к тому, что ты делаешь и готовность отдавать себя, открывать себя полностью. Ни один цифровой проект не может быть успешным, если ты делаешь его не до конца в него веря, не включаясь полностью. Другими словами, секрет – это абсолютно новая открытость и полная включенность, чего раньше не существовало в медиа и жизни. Над какими проектами ты работаешь сегодня? Сейчас я работаю над проектом кроссплатформенного молодежного медиа. По сути, он построен на тех предпосылках, о которых я рассказывал ранее, он будет актуальным в реалиях завтрашнего дня. Этот проект будет опираться на блогосферу и социальные медиа. Еще я создаю глобальный сервис, который должен помочь людям реализовывать совместное творчество в цифровом пространстве. Это платформа будет аккумулировать огромный творческий потенциал тех, кто ежедневно проводит колоссальное количество времени в «цифре». Сервис, который даст возможность это времяпровождение сделать не просто более осмысленным, но еще и результативным, эффективным, конвертировав его в деньги, в лайки, в расширение своей аудитории. Не могу также не сказать про важный для меня проект, который связан с управлением и анализом информационных потоков в цифровом пространстве. Он находится на более серьезной стадии развития. Это уже действующий бизнес. Про него сложно говорить в простых бытовых категориях, потому что его основа – мощнейшая, уникальная b2b платформа. Но мы уже разработали и начали запуск ряда b2c сервисов, которые так же уникальны по своим характеристикам. Это невероятно интересные для меня задачи! Текст: Денис Казьмин Фото: Антон Быстров Свет: Анна Каганович Благодарим «Swissotel Красные Холмы» за помощь в организации съемки