Андрей Шкалов: «Если театр ставит классику, то он жив и будет жить».
На прошлой неделе завершился фестиваль театров Ульяновской области «Лицедей-2019», и следи коллективов, удостоившихся различных наград, есть команда поистине уникальная. Лауреатом приза имени Юрия Копылова стал театр-студия «Ретро», созданный двенадцать лет назад в Димитровградепри Центре социального обслуживания «Доверие». Примечательно, что среди артистов преобладают люди пенсионного возраста, и мало кто из них раньше был связан с театром. Тем не менее, накануне фестиваля, представляя эту команду, директор Ульяновского театра драмы Наталья Никонорова отметила, что в «боевых» актрисах из «Ретро» столько энергии, что они и народным могут фору дать. Кстати, этот приз коллектив получил не впервые – той же награды «Ретро» был удостоен в 2009 и 2015 годах. Во многом этим успехом студийцы обязаны своему бессменному руководителю Андрею Шкалову. Это просто вирус! - Андрей Иванович, вы относитесь к категории людей, неизлечимо больных театром, отдающих ему массу времени и сил. Что в театре есть такого, что он от себя просто не отпускает? - Это просто вирус! И если он попал в организм – излечиться от него нельзя. Можно заглушить. На время... Но не избавиться. Если серьёзно – это возможность реализации фантазий, возможность прожить не одну, а сотни жизней - разных, противоположных, хороших и плохих, героев и даже подлецов. - Каждая эпоха налагает на театральное искусство свой отпечаток. Но изменилось ли в нём что-либо принципиально за последние четверть века? - Изменилось. Время спрессовалось и стало диктовать изменение подачи материала. Вошла в моду клиповость, насыщенность и перенасыщенность техническими «прибамбасами». Это раньше театр был возможен тогда, когда есть «актёр и коврик». Сейчас же зрителя привлекают акустическими и визуальными эффектами, эпатажем. И всё чаще зрителя завлекает не «о чём», а «как». - Вам случалось в одном лице быть и художественным руководителем, и директором государственного театра. Как удавалось сочетать творческую и хозяйственную деятельность? Не мешал ли Шкалов-администратор Шкалову-художнику? - В данном случае до раздвоения личности не дошло.Шкалов-экономист и Шкалов-нормировщик помогали Шкалову-худруку. Я всегда был против того, чтобы прикрывать финансовую безграмотность и беспомощность творческим подходом! Деньги, и получаемые в виде субсидий, грантов, и то, что театр зарабатывает, нужно уметь считать! И если есть возможность заработать больше – почему не делать этого? Ведь дополнительно заработанные деньги – это решение многих проблем, увеличение зарплаты коллектива, возможность больше потратить на постановку следующего спектакля. Поэтому Шкалов-худрук не ходил «с протянутой рукой – подайте на творчество», а прилагал все усилия для зарабатывания и привлечения театром дополнительных средств. Зрителю не изменяет - Эстрада в нынешние времена превратилась в шоу-бизнес, от современно кино нередко тянет душком рекламных роликов. Не грозит ли театру подобная судьба в обозримом будущем? Возможно ли этого избежать? - Всё зависит от руководства театра. Если нет внятной репертуарной политики, если для привлечения зрителя ставится только «развлекаловка», зритель на таком театре поставит «крест». Но если театр, не смотря ни на какие трудности, продолжает ставить классику, избегает китча, продолжает разговаривать со зрителем неисковерканным языком Пушкина, Островского и Шекспира, продолжает заниматься просветительством – он жив и будет жить. И зритель будет ходить в этот театр! Как пример – Ульяновская драма. В непростые 90-е годы Юрием Семёновичем Копыловым были поставлены самые яркие, но не самые «кассовые» спектакли. Театр не прогнулся, не изменил ни себе, ни зрителю! И зритель не изменил театру! Ходил, ходит, и будет ходить в этот театр! Любовь и уважение зрителей заработать очень сложно. На это уходят годы. А потерять зрителей можно за один сезон. - Принято считать, что столица имеет очевидное превосходство над провинцией, а значит, столичные театры лучше провинциальных? - Так говорили лет двадцать назад. Но и тогда, и сейчас наряду с прославленными столичными театрами, ярко жили и живут театры Новосибирска, Омска, Свердловска, Минусинска, Петрозаводска и, конечно, Ульяновска. И в советские времена театралы из Москвы и Ленинграда ездили на спектакли ЮозасаМильтиниса в Паневежис, обычный районный центр Литовской ССР. И сейчас московские и питерские театральные критики с удовольствием едут в посёлки Шарыпово и Мотыгино, что находятся на просторах Красноярского края. Даже посмотрев перечень номинантов главной театральной премии России«Золотая маска» за последние пять-семь лет, можно увидеть среди них постоянно растущее число актёров и режиссёров из провинции. Это не признание того, что в провинции театры «круче». Это признание того, что Театр остаётся Театром вне зависимости от того, в каком городе он работает. Творчеству все возрасты покорны - Студией «Ретро», созданной специально для пожилых людей, вы руководите уже лет двенадцать? Судя по тому, что коллектив участвует в областных театральных фестивалях, этот проект – не только способ заполнить досуг пенсионеров, но и некий реальный творческий результат. - Датой создания коллектива мы считаем 23 марта 2007 года. Правда, меня не было с «девушками» с июля 2015 по июль 2018. Так что, на следующий год у меня юбилей нашего «романа» - 10 лет. Я не могу сказать, что это был специально задуманный проект. Идея возникла спонтанно. Мне показалось, что может быть интересный результат. И это предвиденье оправдалось. Свидетельство тому - призы имени Юрия Копылова коллективу на фестивалях «Лицедей 2009» и «Лицедей 2015», а теперь – и «Лицедей-2019». Нет, это не заполнение досуга – это возможность реализовать себя! Те, кто приходят в студию – хотят такой реализации, а я, в меру своих возможностей, помогаю им. Сейчас ставим уже девятнадцатый спектакль. - Может ли вообще человек в более чем зрелом возрасте в совершенстве овладеть творческой профессией – в частности, актёрским мастерством? - При желании, в любом возрасте человек может овладеть большинством профессий. Было бы здоровье. Я был свидетелем того, как люди за семьдесят в совершенстве осваивали компьютер, а тридцатилетние дамы не могли вникнуть даже в самые азы. Кроме того, занятия в студии обладают и терапевтическим воздействием. Это не шутка. У людей улучшается память, они быстрее восстанавливаются после болезней, даже инсультов. - Является ли духовная пища столь же насущной потребностью человека, как и просто пища? - Если это о студийцах, то можно ответить просто: потребность любого человека – быть нужным, востребованным! Мы часто забываем об этом. А в Центре «Доверие» они чувствуют себя нужными не только в театральном коллективе, но и в хоровом, танцевальном, спортивном и многих других. После утренних репетиций или занятий, они едут с концертами или спектаклем за сотню километров, порой забывая об обеде. Получается, что для них пища духовная превыше просто пищи. А если вопрос о практической пользе для человека пищи духовной, могу напомнить, что Финляндия и Германия быстрее других европейских стран преодолели экономический кризис 2008 года. По статистике в этих двух странах в самодеятельных творческих коллективах занято в пять раз больше трудоспособного населения. Творческий человек быстрее найдёт выход из любого кризиса.