В Царском селе завершилась реставрация церкви Воскресения Христова

Храм авторства Франческо Растрелли был почти уничтожен фашистами в годы Великой Отечественной войны. Первозданный блеск вернули одному из самых знаменитых храмов Санкт-Петербурга. После реставрации в Царском селе открылась церковь Воскресения Христова. Во время войны она так сильно пострадала от рук нацистов, что на возрождение ее шикарного интерьера ушли десятки лет. В храме уже состоялась первая служба. Шедевр Франческо Растрелли вновь сияет роскошной позолотой резного декора, особо впечатляющей на фоне стен цвета «берлинской лазури». Два с половиной века назад так и было задумано - домовая церковь в Царскосельском дворце должна была сразу поражать великолепием. С хоров храма в середине XVIII века за службой наблюдала сама императрица Елизавета Петровна. Тогда домовая церковь считалась самым роскошным храмом страны: именно здесь крестились и венчались императоры. Во время Великой Отечественной войны фашисты едва его не уничтожили - внутри устроили гараж, разграбили и разгромили все, что могли: из 114 икон сохранилось лишь четыре. Перед отступлением немцы заминировали церковь, но не успели взорвать, оставив ее «израненной». За реставрацию взялись 350 человек - позолотчики, резчики, живописцы. Они смогли отмыть от вековой копоти и грязи плафон в алтарной части, на безмятежных ангелочках в облаках пришлось зашивать дырки от пуль. А одного из позолоченных ангелов нашли среди мусора с отломанной ногой, и решили его не восстанавливать. «Мы его только укрепили, позолоту на нем тоже укрепили и возвратили его на историческое место. Мы не знаем пластику этой ножки, у нас не сохранилось аналога. А весь принцип нашей реставрации: не знаешь - не делай», - объяснила замдиректора по реставрации музея-заповедника «Царское село» Наталья Кудрявцева. Специалисты применили здесь уникальный метод - все утраченные элементы декора, у которых сохранились аналоги, восстановили в дереве, но оставили без позолоты, чтобы посетители смогли увидеть всю историю уникального объекта - с его потерями и «военными ранами». «Церковь должна выглядеть на свой возраст. Когда уже почтенная женщина, прожившая тяжелую жизнь, выглядит как девочка молодая – это неестественно. Так же и наша церковь», - рассказала директор музея-заповедника Ольга Таратынова. Живописцы воссоздали все утраченные изображения на иконостасе, но центральный образ на потолке - «Вознесение Христово» работы Василия Шебуева, уничтоженное попаданием бомбы тоже решили не восстанавливать. Повторить шедевр оказалось не возможно, поэтому на белый потолок будут проецировать изображение исторического «плафона». И это единственная современная технология в убранстве роскошной императорской церкви.

В Царском селе завершилась реставрация церкви Воскресения Христова
© ТК «Звезда»