Звёзды
Психология
Еда
Любовь
Здоровье
Тесты
Красота
Гороскопы
Мода

Ольга Селезнева: На сцене должны быть эмоции

В Челябинске отметят 45-летие Камерного хора имени Валерия Михальченко. В пятницу, 5 апреля, в день рождения маэстро, на сцене большого зала филармонии пройдет юбилейный концерт.

Ольга Селезнева: На сцене должны быть эмоции
Фото: Uralpress.RuUralpress.Ru

Как выбирали программу, если в репертуаре хора более 700 произведений? Чем привлекло сочинение сербского композитора на цыганском языке и почему на юбилей приедет дирижер из Крыма? На вопросы корреспондента агентства «Урал-пресс-информ» отвечает художественный руководитель и главный дирижер Камерного хора .

Видео дня

«Петруша, ты был не прав»

Валерий Михальченко

Ольга Селезнева руководит Камерным хором пять лет. В репертуаре появилось много новых произведений, челябинские артисты завоевали признание в Европе – в Чехии, Польше, Германии, Австрии. Многое изменилось, но маэстро Михальченко, своего Учителя и «хозяина», в коллективе им созданном вспоминают часто.

– Ольга Петровна, вы работали рядом с Валерием Васильевичем 13 лет. Он долго к вам приглядывался, свой хор, как известно, не доверял даже известным дирижерам. Это была несвобода?

– Не совсем так. В тот момент я была его хормейстером, правой рукой. Во время репетиций Валерий Васильевич очень редко оставлял меня один на один с хором. Я должна была сделать точно так, как делает он. И никаких вольностей себе не позволяла. Пока он не предложил подготовить самостоятельно программу и дирижировать самой.

Дирижирует Ольга Селезнева

Конечно, было нелегко. Очень часто Валерий Васильевич бросал меня, как бросают котят в плавание и смотрел, выплыву я самостоятельно или нет. Например, завтра должен быть концерт хора в одной из школ, а он дает программу из произведений, которые я никогда не дирижировала. За одну репетицию нужно было сделать программу на 45 минут. Он говорил: «Хор знает, ты главное показывай». Ничего себе, показывай. Я же не могу просто стоять дирижировать под поющий хор. Выручало мое умение читать с листа. Это была очень хорошая школа.

– Валерия Васильевича вспоминаете?

– Очень часто. Вспоминаются какие-то ситуации, фразы. Однажды, например, он зашел на репетицию и начал что-то говорить. Вдруг по залу пошел шепоток. Он как стукнул по роялю: «Что, забыли голос хозяина?». Когда пели хор «Болят мои скоры ноженьки» из оперы «Евгений Онегин» Чайковского, в одном месте он попросил поменять нюанс — спеть тихо, хотя в нотах стоит форте (громко). И сказал такую фразу: «Если бы Чайковский был жив, я бы подошел к нему и сказал: «Петруша, ты был не прав».

– Сегодня в репертуаре хора 700 произведений, более 70 концертных программ. Как выбирали?

– Программа складывалась очень долго. Но получилось, мне кажется, интересно. Прозвучит много замечательной музыки — западная, современная, духовная музыка, народная. Конечно, исполним произведения Свиридова, Щедрина, которые публика хорошо знает и ждет.

На фестивале православной музыки (Валаам, 2017)

Впервые будем петь «Уж я лесом шла» (из цикла «Лирика русской свадьбы»). Это произведение я услышала в Московской консерватории. Меня оно поразило. Сразу поняла, что солировать должна Наталья Пугачева, солистка нашего хора, написано как будто для нее. К сожалению, найти полностью цикл мне не удалось. Еще одна премьера — «Аве Мария» (Ave Maria) Мендельсона. Солирует заслуженный артист .

А начинаем концерт с «Озорных частушек» . Очень люблю это сочинение, много раз с Валерием Васильевичем его исполняли. Там интересное начало, группы хора вступают постепенно. Захотелось это обыграть. Так что хореограф поможет нам сделать красивый выход.

– Как в репертуаре появился Зоран Мулич?

– Лет пять назад я была на репетиции Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, дирижировал Владислав Чернушенко. И вдруг хор начинает петь что-то незнакомое, на непонятном языке. От музыки я пришла в восторг, тут же записала на телефон. А после репетиции выяснила, что язык был цыганский, автор сербский – Зоран Мулич, профессор Академии искусств города Нови-Сад. Когда мне показали ноты «Цыганской литургии», написанные от руки, я не осмелилась попросить (наверняка эксклюзив). Позже удалось связаться с композитором через сербских коллег (солистка челябинской филармонии). Зоран прислал рукопись, артист хора , наш цыган, сделал транскрипцию текста. В юбилейном концерте мы исполним только отрывок. Первое исполнение «Цыганской литургии» целиком состоится в октябре. Надеюсь, на премьеру приедет автор.

– В программе юбилейного концерта — композиции из репертуара поп-группы «The Real Group», музыка из кинофильма «Агент 007»…

– Из программы «Золотые хиты зарубежной эстрады». Да, это очень популярная музыка. Но я бы не сказала, что она легкая.

– Валерия Михальченко это удивило бы?

– Когда мы стали петь музыку «Битлз», «Абба», Валерий Васильевич был не против. При этом он сказал, что сам дирижировать бы не стал.

– На это есть молодые хормейстеры, которые могут такую программу сделать.

– Наверно. Каждый месяц мы даем сольную программу. Публика на концерты приходит разная, не только профессионалы. Поэтому приходится постоянно расширять репертуар.

Перед репетицией

У нас много детских программ. Есть музыка из мультфильмов, детских кинофильмов. Сделали очень интересную программу с Еленой Попляновой – «Зоопарк открыт для всех». А недавно исполнили музыку из диснеевских мультфильмов. Когда знакомые мелодии звучат в исполнении хора, гораздо интереснее слушается. В зале много детей с родителями — и мы этому очень рады.

– А что вы пожелаете своим артистам?

– Я хочу, чтобы зрители видели на сцене живые, выразительные лица, эмоции, чтобы хор было интересно не только слушать, но и смотреть. У дирижера должно быть минимум движения, у хора — максимум эмоций. Это, мне кажется, правильно.

– Пройдет юбилей. А что дальше?

– Дальше опять работа, новые программы. В октябре — премьера в Перми, будем исполнять с пермским хором «Перезвоны» . В ноябре состоится первое исполнение в Челябинске. А на осень запланированы гастроли. На этот раз мы едем в Крым.

Фото из архива филармонии