Ольга Селезнева: На сцене должны быть эмоции

В Челябинске отметят 45-летие Камерного хора имени Валерия Михальченко. В пятницу, 5 апреля, в день рождения маэстро, на сцене большого зала филармонии пройдет юбилейный концерт. Как выбирали программу, если в репертуаре хора более 700 произведений? Чем привлекло сочинение сербского композитора на цыганском языке и почему на юбилей приедет дирижер из Крыма? На вопросы корреспондента агентства «Урал-пресс-информ» отвечает художественный руководитель и главный дирижер Камерного хора Ольга Селезнева. «Петруша, ты был не прав» Валерий Михальченко Ольга Селезнева руководит Камерным хором пять лет. В репертуаре появилось много новых произведений, челябинские артисты завоевали признание в Европе – в Чехии, Польше, Германии, Австрии. Многое изменилось, но маэстро Михальченко, своего Учителя и «хозяина», в коллективе им созданном вспоминают часто. – Ольга Петровна, вы работали рядом с Валерием Васильевичем 13 лет. Он долго к вам приглядывался, свой хор, как известно, не доверял даже известным дирижерам. Это была несвобода? – Не совсем так. В тот момент я была его хормейстером, правой рукой. Во время репетиций Валерий Васильевич очень редко оставлял меня один на один с хором. Я должна была сделать точно так, как делает он. И никаких вольностей себе не позволяла. Пока он не предложил подготовить самостоятельно программу и дирижировать самой. Дирижирует Ольга Селезнева Конечно, было нелегко. Очень часто Валерий Васильевич бросал меня, как бросают котят в плавание и смотрел, выплыву я самостоятельно или нет. Например, завтра должен быть концерт хора в одной из школ, а он дает программу из произведений, которые я никогда не дирижировала. За одну репетицию нужно было сделать программу на 45 минут. Он говорил: «Хор знает, ты главное показывай». Ничего себе, показывай. Я же не могу просто стоять дирижировать под поющий хор. Выручало мое умение читать с листа. Это была очень хорошая школа. – Валерия Васильевича вспоминаете? – Очень часто. Вспоминаются какие-то ситуации, фразы. Однажды, например, он зашел на репетицию и начал что-то говорить. Вдруг по залу пошел шепоток. Он как стукнул по роялю: «Что, забыли голос хозяина?». Когда пели хор «Болят мои скоры ноженьки» из оперы «Евгений Онегин» Чайковского, в одном месте он попросил поменять нюанс — спеть тихо, хотя в нотах стоит форте (громко). И сказал такую фразу: «Если бы Чайковский был жив, я бы подошел к нему и сказал: «Петруша, ты был не прав». – Сегодня в репертуаре хора 700 произведений, более 70 концертных программ. Как выбирали? – Программа складывалась очень долго. Но получилось, мне кажется, интересно. Прозвучит много замечательной музыки — западная, современная, духовная музыка, народная. Конечно, исполним произведения Свиридова, Щедрина, которые публика хорошо знает и ждет. На фестивале православной музыки (Валаам, 2017) Впервые будем петь «Уж я лесом шла» Игоря Якушенко (из цикла «Лирика русской свадьбы»). Это произведение я услышала в Московской консерватории. Меня оно поразило. Сразу поняла, что солировать должна Наталья Пугачева, солистка нашего хора, написано как будто для нее. К сожалению, найти полностью цикл мне не удалось. Еще одна премьера — «Аве Мария» (Ave Maria) Мендельсона. Солирует заслуженный артист Николай Волков. А начинаем концерт с «Озорных частушек» Родиона Щедрина. Очень люблю это сочинение, много раз с Валерием Васильевичем его исполняли. Там интересное начало, группы хора вступают постепенно. Захотелось это обыграть. Так что хореограф поможет нам сделать красивый выход. – Как в репертуаре появился Зоран Мулич? – Лет пять назад я была на репетиции Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, дирижировал Владислав Чернушенко. И вдруг хор начинает петь что-то незнакомое, на непонятном языке. От музыки я пришла в восторг, тут же записала на телефон. А после репетиции выяснила, что язык был цыганский, автор сербский – Зоран Мулич, профессор Академии искусств города Нови-Сад. Когда мне показали ноты «Цыганской литургии», написанные от руки, я не осмелилась попросить (наверняка эксклюзив). Позже удалось связаться с композитором через сербских коллег Натальи Воронкиной (солистка челябинской филармонии). Зоран прислал рукопись, артист хора Рустам Зайченко, наш цыган, сделал транскрипцию текста. В юбилейном концерте мы исполним только отрывок. Первое исполнение «Цыганской литургии» целиком состоится в октябре. Надеюсь, на премьеру приедет автор. – В программе юбилейного концерта — композиции из репертуара поп-группы «The Real Group», музыка из кинофильма «Агент 007»… – Из программы «Золотые хиты зарубежной эстрады». Да, это очень популярная музыка. Но я бы не сказала, что она легкая. – Валерия Михальченко это удивило бы? – Когда мы стали петь музыку «Битлз», «Абба», Валерий Васильевич был не против. При этом он сказал, что сам дирижировать бы не стал. – На это есть молодые хормейстеры, которые могут такую программу сделать. – Наверно. Каждый месяц мы даем сольную программу. Публика на концерты приходит разная, не только профессионалы. Поэтому приходится постоянно расширять репертуар. Перед репетицией У нас много детских программ. Есть музыка из мультфильмов, детских кинофильмов. Сделали очень интересную программу с Еленой Попляновой – «Зоопарк открыт для всех». А недавно исполнили музыку из диснеевских мультфильмов. Когда знакомые мелодии звучат в исполнении хора, гораздо интереснее слушается. В зале много детей с родителями — и мы этому очень рады. – А что вы пожелаете своим артистам? – Я хочу, чтобы зрители видели на сцене живые, выразительные лица, эмоции, чтобы хор было интересно не только слушать, но и смотреть. У дирижера должно быть минимум движения, у хора — максимум эмоций. Это, мне кажется, правильно. – Пройдет юбилей. А что дальше? – Дальше опять работа, новые программы. В октябре — премьера в Перми, будем исполнять с пермским хором «Перезвоны» Валерия Гаврилина. В ноябре состоится первое исполнение в Челябинске. А на осень запланированы гастроли. На этот раз мы едем в Крым. Фото из архива филармонии

Ольга Селезнева: На сцене должны быть эмоции
© Uralpress.Ru