«Нужно перестать ругаться на Земле и двигаться всем вместе дальше как представители человечества»
Сергей, вы были в космосе два раза. Хотели бы третий? – Я безумно люблю свою космическую работу. Это уникальный опыт, это совершенно потрясающий спектр эмоций, это внутреннее напряжение, причем по всем направлениям – и физическое, и ментальное, и психологическое. Именно этим работа привлекает: тем, что она держит тебя в тонусе, ты постоянно собран, сжат, как пружина, готов реагировать на какие-то новые ситуации, поэтому в третий раз с удовольствием бы полетел. С другой стороны, очень хочется развиваться в других направлениях тоже, поэтому сейчас третий полет пока не является приоритетом. С руководством мы договорились, что, если потребуется опытный командир, то я, естественно, вернусь обратно, но пока основные мои приоритеты – это работа председателем Российского движения школьников и преподавательская деятельность, что помогает мне развиваться самому внутренне. Я очень много читаю, анализирую, постоянно пишу новые лекции, новые книжки. Четыре книги сейчас в работе. А какие книги, если не секрет? – Пока есть просто некие планы. Первая должна выйти в скором времени, наверное, в апреле. И родилась она из идеи ответов на самые распространенные вопросы в соцсетях. Я человек публичный. В соцсетях я есть, и очень много людей задают одни и те же вопросы. Хочется простым языком рассказать о каких-то нюансах космических полетов: как космонавты принимают душ, как они моют тюбики после еды и прочее. Какие-то вопросы кажутся смешными, какие-то вопросы просто обычные. Из них родилась книжка, которую мы сейчас заканчиваем. В 2017 году у меня уже вышла первая книга – «Удивительная Земля». Это были фотографии нашей земли с историями, потому что очень хочется о каждом замечательном объекте рассказать такую историю, которая была бы любопытна, интересна. Там, в том числе, исторические факты, географические факты, природные. У нас потрясающая планета, и ее безумно интересно самому изучать, безумно интересно читать об этом. Эта книга вышла после первого полета. Следующая книга, после второго полета, выйдет, наверное, в следующем году. Третью книжку я пишу в соавторстве с бельгийским профессором по лидерству Пьером Кассом. Он часто выступает в России. Это как раз один из западных спикеров, которые с удовольствием приезжают, работают с российскими клиентами, а так он преподает в европейских бизнес-школах. Очень интересный специалист. Как-то услышал мою лекцию в Сколкове, после этого подошел и сказал: «Сергей, нам надо написать с вами книгу». Книга о лидерстве в условиях космоса, мотивации, командообразовании, работе в стрессовых условиях. Выйти она должна в декабре в Лондоне. А потом должна появиться на российском рынке. Четвертая книжка – проект (работа над ней немножко застопорилась). Это дань уважения потрясающему педагогу, учителю, который у меня был в Звездном городке. К сожалению, его сейчас нет с нами. Он придумал совершенно удивительную методику по запоминанию созвездий на небе – так называемые мнемонические правила. Интересная методика, и когда-то я ему обещал, что попробую сделать из этого художественную книжку, проект или мультфильм для детей, для подростков, хотя очень много взрослых людей обращаются и говорят, что тоже хотят научиться. Я думаю, мы дождемся и этого проекта. Кстати, по поводу, вопросов из соцсетей. У меня тоже есть такой вопрос: может, смешной, а может, необычный. Отмечают ли космонавты Масленицу? Что такое «космические блины»? Есть ли они вообще? – Один из секретов успешной команды – это социализация, общее делание. Это вроде бы не связанная с героическим космосом какая-то активность на борту станции, в которую вовлекается весь экипаж и которая дает экипажу лучше друг друга узнать, вместе пообщаться не по работе. Блины мы не пекли. Но мы, например, испекли первую в мире пиццу в космосе. Четыре штуки. У меня в экипаже был итальянец, а итальянцы не могут без пиццы. Это было круто, это был целый процесс, целое шоу. В интернете можно найти ролик «пицца в космосе». На день рождения ребята стараются каждый раз сделать какой-нибудь тортик из ничего, из каких-то подручных материалов – печенья, какой-то шоколадной пасты. Украшают, звездочки рисуют. Это всегда сплачивает команду, отличное времяпрепровождение. Поэтому, я уверен, до блинов тоже дойдут руки. Я знаю, что ребята недавно перед Новым годом на борту делали оливье. В принципе, просторы для творчества безграничны. Мне кажется, что вы как космонавт хорошо знакомы со словосочетанием «стрессовая ситуация». И, возможно, даже сталкивались со стрессовыми ситуациями. Как быть к ним готовым? – Опять же, лекарств нет. В-первых, у нас есть тренировка. Она называется специальная парашютная подготовка космонавта. Прыгать с парашютом – это же стресс. Это реально опасно для жизни. Наши психологи говорят: если человек ничего не боится, то это клиент психиатра. Наоборот, многие люди идут прыгать для того, чтобы испытать чувство победы над собственным паническим страхом. Очень многие люди, которые начинают прыгать с парашютом, безумно боятся высоты, именно поэтому и начинают прыгать – чтобы победить вот этого внутреннего червяка страха. У нас прыжки не ради прыжков. Мы прыгаем, решая специальные карточки, которые закреплены на руке. У тебя диктофон в шлеме, ты наговариваешь решение карточки – ты ее должен решить до открытия парашюта. Дальше психологи анализируют: как правильно ты решил, по тембру голоса определяют уровень стресса. Интересная очень методика. Фактически ты обучаешься на практике, каким образом действовать хладнокровно, четко, не паниковать, не впадать в ступор, действовать так, как ты можешь, так, как ты реально подготовлен. Это, конечно, жизненно важно для стрессовых ситуаций в ходе реального полета, когда, если что-то случится, чтобы человек, как по инструкции, как учили, как знает, действовал. К стрессам можно подготовиться? – Есть один чисто космический подход: к стрессовой ситуации можно подготовиться. У нас есть «штатка» и «нештатка». Штатная ситуация – это та стрессовая ситуация, которую мы продумали заранее. 90 % ситуаций мы можем предсказать и подумать о них: что мы сделаем в нашей компании, если доллар упадет или если конкурент выпустит на рынок такой же продукт, который делаем мы? Каковы наши действия? Что будем делать мы? В спокойной обстановке, используя аналитические способности своих лучших сотрудников, партнеров, коллег, продумываешь ответ на эту ситуацию и, если вдруг она случается, устраиваешь такой мозговой штурм, то ты к ней уже готов. У тебя нет паники и стресса: ты уже подумал об этом полгода назад. Второе – ты подумал об этом в спокойной обстановке, поэтому твой ответ будет гораздо более грамотным. В стрессовых условиях ты начнешь как-то реагировать, плюс ответ будет быстрее. Ты не тратишь время на обсуждение. У тебя уже есть план. То же самое в космосе. Мы готовимся к разгерметизации станции. Она может случиться в три часа ночи. Ты просыпаешься, и вот наступает это состояние, когда поднять подняли, а разбудить забыли. Ты даже не понимаешь, где ты, что ты. Звенит тревога. Надо что-то делать. Ты делаешь на автомате: раз, два, три, четыре, пять. Все. Ты в безопасности. Ты спасся, смотришь за падением давления и дальше начинаешь действовать по данным, исходя из реальной ситуации. Вот этот подход позволяет любому космонавту, бизнесмену, да и вообще обычному человеку подготовиться к стрессовым ситуациям. В жизни, на Земле вы часто используете этот метод? – Я себя ловлю на том, что в жизни его очень часто использую. Например, еду в командировку: копия паспорта в телефоне, копия паспорта распечатана где-то в багаже на всякий случай, вдруг потеряешь какие-то деньги. Ты просто продумываешь, что с тобой может случиться? Звучит как паранойя, но это не ответ параноика. Это, на самом деле, ответ человека подготовленного. Это ответ человека, который понимает, что на 90 % ты можешь предсказать и сделать так, чтобы у тебя поездка была в удовольствие, безопасной. Остальные 10 % – это совокупность факторов: либо что-то совсем непредвиденное вроде нашествия инопланетян на нашу планету, либо что-нибудь еще. Понятно, к этому не подготовишься, но, с другой стороны, проработав 90 % ситуаций, тебе будет легче справиться с оставшимися десятью. Думаю, что следующий вопрос вам задает каждый первый человек, который узнает о том, что вы побывали в космосе. И, тем не менее, не могу этот вопрос обойти стороной. Мне очень интересно услышать о вашем самом ярком впечатлении, связанном с работой. – У меня самое яркое, на самом деле, впечатление – это когда я сидел первый раз в ракете. Когда я понимал, что осталось совсем чуть-чуть, несколько минут до старта, но много лет назад у меня не было никаких шансов полететь. Когда-то меня вызвало руководство и сказало: «Сергей, ты никогда не полетишь в космос. Ищи новое место работы». Вот в этот момент я думал о том, что я это сделал, что от полной победы над теми людьми, которые в меня не верили, которые считали, что я не достоин, не справлюсь, не потяну, меня отделяют несколько минут. Почему у вас не было изначально шансов полететь? – Я ученый, а в космос в основном отправляются военные летчики и инженеры. Так получилось, что после закрытия программы шаттлов в 2005 году американцы выкупили все места ученых на наших космических кораблях. Я не имел права быть бортинженером, так как это человек с хорошим инженерным образованием. Не имел права быть командиром, потому что это в основном военные летчики. Но в итоге усердие и упрямство позволили стать первым в истории бортинженером без инженерного образования и потом первым ученым, который стал командиром космического корабля. Вот еще один волнующий вопрос о космосе. Сегодня вновь заговорили о Луне. Американский инженер Илон Маск хочет отправить туда туриста, Роскосмос занимается разработкой лунной программы. Почему к спутнику Земли такой огромный интерес? Вроде бы там уже были люди и было множество исследовательских программ. – Наконец-то появился ответ на вопрос «зачем?». Зачем американцы полетели на Луну, было кристально ясно: для того, чтобы утереть нос Советам. Это была основная цель. Все остальное было вторично. Да, они получили интересные технологии, да, каждый вложенный в программу «Аполлон» доллар дал на выходе шесть долларов, как они подсчитали. Но этот проект закрылся, потому что не было ясности: а что дальше? Проекты очень дорогостоящие, ресурсоемкие. Сложно их потянуть, не понимая, зачем ты все это делаешь. Сейчас наконец-то появились ответы на вопрос: «зачем?». Во-первых, Луна рассматривается как промежуточный этап к Марсу. Человечество, в общем-то, идеологически готово лететь дальше. У нас есть все технологии, мы понимаем, с какими сложностями мы столкнемся, хочется двигаться дальше. И, конечно, чтобы отработать все марсианское, надо высадиться на Луну: лунная база, посадочные модули, средства доставки полезных грузов. Плюс Луна может быть хорошей точкой для строительства лунной обсерватории. Да, автономной, управляться она будет с Земли, но и разворачивать ее, строить и налаживать должны люди – экипаж. Атмосферы там нет, соответственно, телескопы могут с большей прецизионностью, точностью смотреть за какими-то процессами, которые идут в дальних галактиках, на дальних звездах. В общем, появился ответ. Единственное, эти проекты очень дорогостоящие, и очень хочется все-таки, чтобы это была какая-то международная коллаборация, сотрудничество, чтобы каким-то образом распределить финансовое бремя по нескольким странам, потому что я уверен, что полет на Марс ни одна самая богатая и самая сильная страна в одиночку не вытянет. Луну еще можно, Марс – уже нет. Поэтому нужно перестать ругаться здесь, на Земле, возобновлять партнерство в науке, космонавтике, двигаться всем вместе дальше уже не как русский и американец, а как представитель человечества.Фото: из личного архива Сергея Рязанского