В поисках совершенства. На сцене омской драмы легенда о герое-любовнике
12 апреля состоялась премьера спектакля «Дон Жуан, или Любовь к геометрии» по пьесе Макса Фриша. Разные измерения Место действия – Севилья, эпоха театральных костюмов. В основе – легенда о представителе одного из аристократических севильских родов доне Жуане Тенорио, который прославился благодаря своим любовным и дуэльным похождениям – распутству и безнаказанности. К образу Дон Жуана в своё время обращались великие писатели и поэты Терсо де Молин, Жан-Батист Мольер, Александр Пушкин, Эрнст Гофман, Джордж Байрон. Герой предстаёт соблазнителем, мятежником против веры, раскаявшимся грешником. У Макса Фриша Дон Жуан пытается сохранить себя, размышляет над природой греха, как с этим жить, как из этого выпутываться, существует ли какое-то искупление и наказание за грех. Режиссёр спектакля Александр Баргман создал трагикомедию в трёх измерениях. В пьесе три разных взгляда, три разных истории, три измерения, меняющих отношение зрителя к тому, что происходит на сцене. Дон Жуан, образ которого на сцене воплотил Егор Уланов, верит в незыблемость, справедливость постоянных форм и формул, в его понимании мир – совершенство, чувства должны быть подлинными и соответствовать своим определениям. Юный Жуан не понимает, как невеста – символ чистоты и непорочности, может накануне свадьбы провести ночь с незнакомцем в саду, а потом прийти в церковь и уверять жениха в своей любви к нему. И уже неважен тот факт, что незнакомец и Дон Жуан – одно лицо. Абсурдность жизни Жизнь на поверку оказывается театром абсурда: математические расчёты воспринимают как божественное откровение, добропорядочные жёны изменяют своим мужьям из интереса, куртизанки мечтают о покое и чистой и светлой любви, мужчины строят из себя жертв обстоятельств. Так, Жуана считают героем войны, отличившимся при взятии Кордовы, а он всего лишь посчитал длину крепостной стены, решив геометрическую задачу; донна Инесс называет себя вдовой при живом муже, потому что тот не захотел драться за её честь с доном Жуаном, а значит, умер для неё; командор Севильи дон Гонсало, достойный супруг и отец, страдает из-за того, что здоровье не позволило развлечься в гареме поверженного врага; священник – отец Диего, давший обет безбрачия, смеет любить донну Эльвиру, жену командора; публичный дом сводницы Селестины находится под защитой государства. Все причинно-следственные связи оказались нарушенными и перепутанными. Нет ни одной теоремы жизни, в доказательстве которой можно был бы поставить закономерное «что требовалось доказать». Герой мечется, пытается найти хоть один незыблемый постулат, склеить его из осколков, а когда не получается – рассечь гордиев узел – организовать смерть и поселиться в монастыре под чужим именем. Но и тут крах логически вверенного плана – епископ, с которым дон Жуан пытается договориться на взаимовыгодных условиях, является поддельным. О чём спектакль «Дон Жуан, или Любовь к геометрии»? – О вечном. По словам Александра Баргмана, о том, как «быть раненым любовью, предать самого себя, разбиться о женщину, наткнуться на ложь и осуждение, стать жертвой, преступить через нормы... Попытаться остановиться и вернуться к себе, исчезнуть и начать новую, уже не свою жизнь, тоскуя о себе подлинном... Растратиться, смириться, подчиниться и... вновь полюбить... женщину...». Помимо Егора Уланова в спектакле принимают участие Николай Михалевский, Юлия Пошелюжная, Руслан Шапорин, Анна Ходюн, Ирина Бабаян и Кристина Лапшина, Сергей Оленберг, Иван Курамов Лариса Свиркова, Екатерина Потапова, Владислав Пузырников, Игорь Костин и др.