Иерархия проста: «Кипелов», «Ария», а потом все остальные

В Омске дала концерт группа «Чёрный обелиск», которая 22 года живёт и творит без своего первого лидера Анатолия Крупнова, скончавшегося в 1997-м. В одном из омских баров коллектив представил материал с нового альбома, а также песни из предыдущих. А перед выступлением вокалист и гитарист «Чёрного обелиска» Дмитрий Борисенков, дал нам интервью. Сейчас у вас была фотосессия с поклонниками, как часто вы их проводите и какие ощущения остались на этот раз? Обычно после концерта мы всегда выходим в зал, фотографируемся, общаемся с теми, кто остался. За исключением каких-то совсем больших концертов, где это менее удобно. А до концерта бывает нечасто. Тем и хороши небольшие клубы. - Уже 22 года нет прежнего лидера Анатолия Крупнова. Но без него группа смогла дальше существовать, то есть двигателем был не только, но и остальные музыканты? В разные года это было по-разному, при мне это было вот так, до этого группа собиралась и распадалась, как тогда было – лучше подробнее спросить у других музыкантов. Да, Толик был генератором идей, он чаще всего делился мыслью, а потом её обрабатывали. Какие-то его тексты дописывались прямо по ходу, и такое бывало. С какими-то песнями получалось коллективное творчество. Какие самые главные воспоминания у вас остались о нём? Меня часто про это спрашивают, мол, каким он был. Кудрявый, чёрный, крупный… (улыбается). Но отмечу, что похожих по мощности энергетики и харизме людей я не встречал. Он заходил куда-то – и эту мощь все сразу чувствовали, обращали внимание. Умел себя подать, был неглупым человеком, всегда можно было побеседовать с ним о чём-то интересном. Без него, потом, у группы случались какие-то творческие кризисы, когда было непонятно, куда двигаться, в каком ключе играть? Естественно, мне кажется, не бывает групп, в которых не возникает таких моментов. Это естественный процесс, потому что всё меняется: музыка, люди, соответственно если продолжать всё по накатанной, как было, то это, я считаю, путь в никуда. Но когда кризисы возникали… наверное, выход в том, что у нас не так часто выходят альбомы и за это время успевали внутренне перестроиться, измениться, скажем так, чтобы начать жить дальше. Был ли выходом – отдых? Например, три-четыре месяца не вести концертную деятельность, проветрить голову? Нет, потому что жить на что-то надо, мы зарабатываем деньги, в основном, за счёт концертов. Поэтому прекращать концертную деятельность не хочется. Наоборот, она подстёгивает. Если мало концертов и ты ничего не делаешь, то какой смысл продолжать? Музыканты говорят, что к ним часто приходят новые мелодии или тексты в гастрольных поездках – а у вас как? У всех это индивидуально, если есть время подумать, то да, а если передвигаться так, как сейчас мы, то фактически времени нет. Тогда можно порадоваться, вашему плотному концертному графику? - Да, это лучше, чем просто сидеть на месте. Интерес к нашим гастролям есть где-то больше, где-то меньше, мы ведь далеко не самая популярная группа. Концерт в Омске у вас не первый, есть ли представления, какова ваша омская публика? Когда каждый раз приезжаем в город – она по большому счёту разная. Один раз такая, другой раз – другая, всё меняется. Если придёт половина тех, кто пришёл в прошлый раз – уже хорошо, потому что мало ли у кого какие причины. Человек один раз сходил на одну группу, потом на другую пойдёт. Как считаете, что вообще сейчас происходит на российской сцене тяжёлого рока? Иерархия простая, лидеры – «Кипелов» и «Ария», а дальше все остальные. Групп не так много, все работают в разных стилистиках, нет групп, которые бы полностью совпадали. Опять же в этом и проблема, потому что публика одна и та же, её не так много, приходится её делить на всех. Есть ли молодые группы, про которые вы узнаёте, и стоит обратить на неё внимание? Они появляются, но в основном не доходят до широкой публики. То есть до того состояния, когда она начинает гастролировать, если говорить о тяжёлой музыке. Группа может появиться, но становится неинтересно играть для себя, людей своего города и больше никуда не ездить, это быстро приедается. И в результате она разбегается. Всё равно у многих это хобби, не основная деятельность. А если бы тяжёлый рок активнее крутился на том же «Нашем радио» - помимо «Кипелова» и «Арии» - ситуация бы изменилась? Честно говоря, я не знаю, что там крутится сейчас, это радио не слушаю. Если услышу – то это 20 лет одни и те же песни по кругу, хотя есть и «Чартова дюжина», но активного продвижения нет, и если сравнивать, например, с «Радио Максимум», то там музыка интереснее в разы, хоть она зарубежная. А здесь – есть момент откровенной вкусовщины, нравится группа программному директору – она и будет на станции. А какой-то - не будет. Еще во главу угла поставлены деньги. Продаёшься – значит, хороший, вне зависимости от таланта. Качество материала – дело десятое. Возможно, тогда нашему тяжёлому року не хватает менеджера, как Векштейн, который в был у «Арии»? Он мог бы раскрутить молодые группы. Это из серии «Если бы да кабы», Векштейну не нужно было много групп, ему была нужна одна, которая зарабатывала бы деньги. Ну две. Да и группы все хотят лавров здесь и сейчас, никто не хочет играть 20 лет без штанов и по подвалам с малой вероятностью стать известными. В Советском Союзе тоже считали деньги и предполагали: на этого артиста публика пойдёт, а на этого – нет? Естественно, плюс связи, плюс руководители были с музыкальным образованием, был профессиональный отбор. У совсем слабоухих и слабоумных шансов не было. Сейчас если ты такой, но нравишься людям и можешь собрать деньги, то качество твоего материала – дело десятое. Сегодня вы играете материал с нового альбома, как формируете концертную программу? Какие критерии используете? Мы делали опрос в своём паблике «ВКонтакте», что публика хочет услышать, а также учли свои предпочтения. Есть песни, которые уже надоели. Когда их играешь подряд несколько лет, пытаешься репертуар всё-таки изменить. Результаты опроса нас немного, но удивили, там была одна песня, которая вылезла в лидеры – «Прощай-прости». Мы не ожидали этого. Автор: Анифиса Пушкина Фото: из открытых источников