Войти в почту

Спектакль "Антигона" Воронежского Камерного театра на фестивале "Золотая Маска"

Атмосфера, в которую тебя погружает режиссер (он же художник-сценограф) вполне мирная, бытовая, усредненно буржуазная: озаренная мягким светом гостиная, роскошная мягкая мебель, на которой в разных позах расположились персонажи, в углу — плазменный телевизор. Приятный, чуть взнервлённый и грустный молодой человек, на которого возложена роль "Хора" (актер Алексей Гнеушев), берет микрофон и представляет зрителям героев, в том числе, Антигону — "маленькую худышку, что сидит вон там, уставившись в одну точку и молчит". Затем Хор вводит зрителя в курс дела, сообщая о перипетиях недавних событий, произошедших в Фивах, которые, я надеюсь, известны читателям. Царь Креон включает телевизор, и все сказанное Хором подтверждается в выпуске новостей. Далее позволю себе процитировать ремарку Ж. Ануя: "Пока Хор говорит, действующие лица одно за другим покидают сцену. Хор тоже скрывается. Освещение на сцене меняется. Мертвенно-бледный рассвет проникает в спящий дом. Антигона приоткрывает дверь и выходит на цыпочках, босиком, держа сандалии в руках». В спектакле М. Бычкова эта ремарка воспроизведена со скрупулезной точностью. В том числе, мертвенно-бледный свет, который внушает какую-то необъяснимую тревогу и даже страх. (Не могу не отметить великолепную работу художника по свету Ивана Виноградова, номинированного за этот спектакль на "Золотую Маску"!) Антигона возвращается, садится на диван и начинает яростно облизывать свои ладони, что это повергает тебя в какой-то священный ужас, ибо тебе известно, откуда она пришла и что делала на рассвете возле стен дворца. Ну, а некоторое время спустя начинается главное — поединок непримиримых противников — Креона и его племянницы, истово верящих в свою правоту и готовых биться за свои принципы до последнего вздоха. Фото: пресс-служба фестиваля "Золотая Маска" Глядя на этих нравственных антиподов, ты понимаешь, что им никогда не суждено достигнуть компромисса! Ибо они находятся не просто по разные стороны баррикад, а существуют в разных мирах. Креон — в том, где все подчинено жесткой и даже жестокой логике прагматических интересов власть имущих, Антигона — в мире иллюзорных представлений о незыблемости нравственных идеалов человеческого бытия. Спектакль Михаила Бычкова именно об этом извечном и непримиримом противостоянии "поэтов и царей", которым не дано найти точки соприкосновения. И поэтому сегодня он кажется более чем актуальным. Сказать, что артисты Камиль Тукаев и Татьяна Бабенкова играют хорошо — это значит ничего не сказать! Их игра поистине виртуозна! Креон и Антигона, безусловно, антиподы, антагонисты. Но, при этом, в них нет злобного упрямства, примитивной ненависти друг к другу. Они всячески пытаются достучаться до сердца оппонента, объяснить логику своих мыслей и поступков. И надо сказать, что им удается быть вполне убедительными в своих доводах и аргументах. Более того, слушая монологи безусловно талантливого оратора Креона, ты порой ловишь себя на мысли, что готов понять и даже принять его на первый взгляд железную логику. В своей яростной полемике с племянницей он использует самые разные методы: от ласковых родственных увещеваний до грубости и угроз. Этот до мозга костей политикан абсолютно уверен в своей правоте и не в состоянии понять ни племянницу, ни собственного сына, посмевших противоречить царю, а потом идущих на смерть ради каких-то, на его взгляд, малосущественных принципов. Камиль Тукаев настолько тонко играет своего многоликого и порой чертовски обаятельного и остроумного персонажа, что практически до самого конца действа тот не кажется тебе таким уж монстром, готовым на любую жестокость. И только его финальный уход на какой-то очередной совет сразу после известия о смерти Антигоны и Гемона, расставляет точки над i. Умывая руки, Креон подписывает себе приговор: теперь он во веки веков будет неотделим от Антигоны, как виновник её гибели. Как и тот, что "в белом плаще с кровавым подбоем", — от Иешуа... Замечательный артист, блистательно сыгравший Войницкого в "Дяде Ване", в "Антигоне" отрылся для меня еще одной гранью своего мощного дарования. Поэтому его номинация на "Золотую Маску-2019" не вызывает сомнений. Фото: пресс-служба фестиваля "Золотая Маска" Автор этих строк должен признаться в своей крайней ограниченности в том, что касается отечественной сериальной кинопродукции. Поэтому не осмеливается оценивать работу в этом жанре воронежской актрисы Татьяны Бабенковой, которая нынче, как пишут во всемирной сети, уже стала если не знаменитостью, то очень известной. Между тем она уже давно и навсегда вошла в мою жизнь. Для этого было достаточно увидеть ее в роли Сони в уже упомянутом "Дяде Ване". Помнится, тогда в Мелихове я испытал одно из самых сильных впечатлений в своей довольно долгой зрительской практике. Даже сейчас спустя несколько лет после фестиваля при воспоминании о Соне у меня к горлу подкатывает ком. Эта еще совсем девочка, прекраснодушная русая "тростиночка" в очках оставляла какую-то слабую надежду на спасение вечно недостроенного дома Войницких и его неприкаянных обитателей. Глядя на Соню, я подумал: если ангелы-хранители действительно существуют, то они должны быть похожи на эту наивную и, вместе с тем, мудрую, почти святую девочку. Нынешняя героиня Т. Бабенковой Антигона в чем-то похожа на Соню: она тоже святая и прекраснодушная. Но воспитанная и выросшая в мире ненависти и интриг придворной жизни, она, несмотря на свою юность, давно перестала верить в небо в алмазах и в то, что "все страдания потонут в милосердии". И выбрала борьбу! Сказался характер отца — царя Эдипа: Антигона при всей своей мягкости оказалась жесткой и непримиримой в отстаивании своей правоты. И так же, как отец, который во искупление своих невольных, но страшных грехов выколол себе глаза, его дочь идет на заклание во имя соблюдения элементарных норм человеческого бытия. При этом Антигона Татьяны Бабенковой — вовсе не высеченный в граните величественный монумент великой скорби. Напротив: она абсолютно живая, чувственная, любящая, нежная, чистая и ранимая девушка. Ты понимаешь, что для нее страшным ударом становится рассказ дяди о недостойных поступках ее братьев Этеокла и Полиника. И на какую-то долю секунды в ее глазах даже проскальзывает мысль: а стоит ли страдать ради таких мерзавцев?! Но Антигона тут же её отметает и остается твердой в своем решении идти до конца. Потому что для нее дело не только в Полинике, но в противостоянии святотатству и соблюдении "неписаных, но прочных божественных законов". Я очень рад, что за два с небольшим года, прошедших со времени нашей последней встречи в Мелихове, замечательная молодая актриса Татьяна Бабенкова приобрела сценический опыт и уверенность в себе. Эти качества в сочетании с ее редкой непосредственностью и трепетностью позволяют сделать вывод о том, что в городе Воронеже подрастает будущая выдающаяся русская актриса… Фото: пресс-служба фестиваля "Золотая Маска" Виртуозно разобранный по сути, замечательно решенный внешне и точно выстроенный темпоритмически спектакль Михаила Бычкова держит тебя в напряжении на протяжении всех полутора часов сценического времени. И не отпускает даже сейчас, спустя несколько дней после события. Заканчивается он буднично: вестник сообщает Креону о гибели его племянницы и сына. Царь, в застегнутом на все пуговицы "кителе" размеренным шагом отправляется на совет. Вторая его племянница Исмена появляется на сцене в элегантном траурном наряде, шляпе и темных очках. Меркнет свет на сцене. Меркнет жизнь в этом красивом и страшном доме.

Спектакль "Антигона" Воронежского Камерного театра на фестивале "Золотая Маска"
© Ревизор.ru