Войти в почту

Затерянные в Удмуртии

Марат Газизуллин Журналист 16 апреля 2019 Проект «Удмуртия по-взрослому» продолжает свою аферу с поиском загадок, чудес, суеверий и мракобесия по всей Удмуртии. Пришла пора журналистам информационного агентства «Сусанин» бросить вызов ТВ-3, РЕН-ТВ и всем этим «Битвам экстрасенсов» в Шарканском районе. Наш интерес к маршруту Быги - Шаркан - Заречный Вишур был далеко не праздный. После культурной столицы финно-угорского мира «Быгы» и столетнего детектива с чудотворной иконой, еще одной невероятной историей поразил нас проводник Александр Кондратьев. Как оказалось, в лесах недалеко от Старых Быгов постоянно исчезают люди. Потом они возвращаются. Но как можно потеряться в обжитом, достаточно плотно населенном краю, в лесах, знакомых местным жителям с детства, никто не понимает. Как верят живущие в Шарканском районе удмурты, какие-то неведомые сущности заводят местных жителей в самую чащу леса. Чудят духи возле сёл Заречный Вишур и Петуньки. Туда мы и отправились. Духи Шаркана Еще пребывая в культурном центре «Быгы» нам довелось услышать о духах, которые обитают в местных краях. Часть мифологии, связанной с духами, удмурты заимствовали. В древности они контактировали с окружающими народами, и в ходе этого общения их духовная культура попала под влияние сперва ираноязычных народов (скифов, сорматов и аланов), потом тюркских кочевников (кипчаков и волжских булгар) и, наконец, со второй половины второго тысячелетия, русских, православных христиан. В итоге многие исследователи полагают, что говорить о существовании единой для всех удмуртов мифологии нельзя. Не находят исследователи и сложившийся, единый для всех удмуртов, систематический пантеон языческих богов. Древнейшим божеством удмуртов считается Инмар, бог неба. Упоминают и других верховных божеств: Кылдысина, Куазь, Инву, Креметь (или Луд) и Шайтана (последнего можно считать злым божеством, дьяволом, принесенным в удмуртский пантеон благодаря исламскому влиянию). Существует версия, что Инмар стал верховным божеством под влиянием монотеистических мировых религий - иудаизма, который развивался в среднем и нижнем Поволжье как религия части знати Хазарского каганата (650 - 969 г.г. нашей эры), ислама и христианства. Есть предположение, что троица Инмар, Кылдысин и Куазь - это аналог тройственного деления мира на небо, воздушное пространство и землю. Но есть и версия, что все эти имена — это лишь эпитеты одного верховного божества. При этом исследователи не находят предпосылок искать аналогию с традиционной для христианства «святой троицей» - бог-отец, сын и святой дух. В национальной культуре удмуртов существует и миф о духе предков. Одна из подвергающейся критике теорий говорит о существовании веры в первопредка-покровителя рода – «воршуд». Согласно этнической мифологии, духи живут в лесах, деревьях, в водах, которыми могут быть родники, реки и озера. Это многочисленные низшие духи: Вумурт — водяной, Гидмурт — дух хлева, Нюлэсмурт — дух леса, Тӧлпери — дух ветра, Коркамурт — домовой, Ягпери — дух бора, Лудмурт — дух луга и поля, есть и свои домовые. В древности, по преданиям удмуртов, на земле жили великаны Алангасары и Зэрпалы. Есть легенды и о других злых и добрых сущностях, обитающих как в обжитых, так и в диких местах. Враждебные человеку духи приносят вред, несчастья и болезни. Особняком стоит такое мифическое существо, как Палэсмурт - «получеловек». В общем, версия местных жителей о том, как исчезают и возвращаются жители Заречного Вишура и Петунек однозначна - духи их водят. Правда вряд ли совсем уж злые, ведь люди не исчезают насовсем. Исчезновения Глава муниципального образования «Заречно-Вишурское» Елена Широбокова говорить на тему загадочных исчезновений и возвращений односельчан отказалась наотрез. Оно и понятно - очень уж тема неоднозначная, чтобы обсуждать ее действующему чиновнику. Этак можно и до направления к районному психиатру дооткровенничаться на ближайшей диспансеризации. Но Широбокова намекнула, к кому можно обратиться. Более того, даже представила нам одного из очевидцев такого происшествия. Водитель местной администрации Игорь Николаев рассказал, что несколько лет назад вместе с братом отправился на рыбалку недалеко от Черновского лесоучастка. Брат зашел в лес, чтобы справить нужду. Отошел он, по словам мужчины, буквально метров на 20 и вернуться из леса к родне больше не смог. Ходил по лесу около полутора суток, не мог сориентироваться и вышел уже где-то ближе к селу Светлому, пройдя пару десятков километров от места рыбалки. Библиотекарь заречно-вишурской библиотеки Раиса Широбокова рассказала историю своей родственницы. Бабушка ушла в лес за грибами и через неделю только её нашли. Но в другой деревне. В Воткинской стороне, где-то там. Точно не помню. Она рассказывала, что пошла в лес за грибами, дальше шла, шла и заблудилась. Хотела выйти, но всё равно дорогу уже не нашла. Раиса Широбокова Библиотекарь заречно-вишурской библиотеки Поделились местные жители и рецептом, как спастись в этой ситуации: надо переобуться - левый ботинок надеть на правую ногу, а правый на левую - и переодеть одежду наизнанку. Так и поступил односельчанин Раисы Широбоковой, Петр Широбоков: «Рассказывал, что одежду в обратную сторону одел и нашел дорогу. Он тоже потерялся и через день или через два тоже вышел на дорогу». По рассказам местных жителей, в окрестностях Заречного Вишура есть несколько мест, где особенно велика вероятность потерять ориентацию. Им даже присвоены собственные названия. Это Мати, Ископан и Астрей (или Астрей-серык - название происходит из-за того, что во время первой мировой войны, где-то там содержались пленные солдаты Австро-Венгрии). Директор местного дома культуры Ольга Широбокова рассказала, что ее бабушка тоже так исчезала. За сутки поисков ее так и не нашли, но женщина вышла в другом селе. Вернулась она не просто так, а с неким даром. По воспоминанию внучки, она видела, когда человек умрет, скоро или нет. Сама бабушка рассказывала Ольге Широбокой: «Ее водил по лесу Нюлэсмурт («лесной человек») или Нюлэсутись («хранитель леса»)». При этом люди видят разное, но нам рассказали сразу несколько историй о гигантском человеке, который якобы водит людей по лесу. Еще один случай исчезновения человека, запомнившийся Ольге Широбоковой, произошел с соседским мальчишкой. Тогда местные жители решили что мальчик, учившийся в начальной школе, замерз где-то в лесу. Но, оказалось, что ночью его согрела собака, которая потом привела школьника домой. Сама Ольга Широбокова полагает, что дух этот, в общем, беззлобный.Никто из жителей Заречного Вишура, даже участковый полицейский, работающий тут с начала 2000-х г.г., не смог вспомнить ни одного случая, чтобы человек исчез насовсем или погиб в чаще леса. Все всегда возвращались домой, правда многие проходили десятки километров и могли бродить до нескольких суток. В Петуньках происходит другое - люди ходят кругами по одной конкретной роще, которая находится на дороге ведущей в Заречный Вишур. Продолжается это обычно не так долго, как соседней деревне. Но люди по нескольку часов не могут выйти из знакомого с детства леса. Бесы Шаркана Однако языческая версия происходящего в деревнях Заречный Вишур и Петуньки имеет и иную интерпретацию. Христианизация Удмуртии так никогда и не была проведена в полной мере и с исчерпывающим окончательным успехом. Церковь не смогла провести христианизацию ни организационно, с приведением всех удмуртов к обязательному отправлению религиозных обрядов в храмах РПЦ, ни на личном, ценностном уровне. Более того, в сознании удмуртского крестьянина мирно уживались необходимость празднования языческих праздников с их обрядовой кашей и принесения жертв скотом и домашней птицей в «куала» с православной традицией. Поэтому для Удмуртии характерна пестрая смесь веры и суеверия, когда в красном углу в доме жреца могли находиться почитаемые всем его родом древние иконы. Так, настоятель Храма в честь святых Апостолов Петра и Павла в Шаркане отец Алексей (Зырянов), согласился, что многие обряды претерпели значительные изменения, связанные с проникновением христианства на древние языческие территории. Кроме того, пережитки язычества и поныне регулируют многие сферы жизни. Примером может служить сельскохозяйственный календарь удмуртов, в котором присутствует праздник Гербер, празднуемый после окончания сева или перед началом сенокоса. В православном календаре это Петров день. Вот это полностью искоренить, наверное, очень трудно. Потому что пережитки язычества они есть и в христианстве. Многие языческие обряды, они как-то переосмысливались христианством в миссионерских целях. И не всё сразу рубили с плеча, а как бы наполняли вот эти обычаи новым смыслом. Вот поэтому с каким-то снисхождением можно, допустим, относиться к обряду Масленицы, который по сути является языческом обрядом. Но тем не менее и православные перед великим постом Масленицу тоже празднуют. Отец Алексей (Зырянов) Настоятель Храма в честь святых Апостолов Петра и Павла в Шаркане При этом, сожжение чучела зимы - язычество в чистом виде. Как и поедание удмуртской обрядовой каши. Отец Алексей (Зырянов) считатет, что это тоже часть языческого обряда. Поэтому и сам он сторонится традиционных удмуртских праздников. На прямой вопрос о возрождении языческих традиций священник рассказал, что руководствуется словами из «Псалтыри» пророка Давида. Там конкретно говорится о вере язычников: "Так что Боги язычников - это Бесы". Вот что это для верующих христиан означает: что веровать им - значит верить бесам, служить им - это значит служить бесам. Молиться языческим богам, это значит молиться бесам. Приносить им жертву - тоже это значит приносить жертву бесам. То есть это бесообщение. Поэтому тут коренное такое противоречие. Это то с чем борется и боролась всегда христианская церковь. Отец Алексей (Зырянов) Настоятель Храма в честь святых Апостолов Петра и Павла в Шаркане Получается, что с точки зрения православной церкви духов нет - есть лишь бесы. Тогда вера в них и попытки сотрудничать становятся грехом общения и веры в дьявола. Не верю! Поисковики отряда «Регион 18» в духов не верят от слова «совсем» и вмешательство потусторонних сил отрицают. Довод местных жителей о том, что все они с детства ходили в лес и исчезали в абсолютно знакомых, родных им местах, старший координатор поискового отряда Илья Смольников отметает. Наверное 90% тех людей, которые пропадают, которых мы ищем и находим в лесах, это местные жители, которые хорошо знают свой лес. Человек может трёх соснах заблудиться. В этом ничего сложного абсолютно нет. У нас были такие случаи. Человек буквально входит в лес в 100 метрах от жилья и не может найти путь обратно к себе домой. Илья Смольников Старший координатор поискового отряда «Регион 18» Вспомнил Смольников и свою собственную историю. Он точно также шел знакомым лесом и в какой-то момент понял, что лес уже не узнает. Илья не видит в этом ничего удивительно и аргументирует свое мнение так: «Всё меняется, лес меняется, дороги меняются, растительность другая вырастает, деревья падают». Тогда он просто сел, чтобы подумать, наметить план действий и уже через несколько часов вышел из леса. Трудно не согласиться с опытным поисковиком. И мы могли бы пропустить мимо ушей и проповедь священника, и местный фольклор, если бы не знали совершенно точно, что в Петуньках и Заречном Вишуре творится странное. Пусть не сразу, но нам удалось повидаться с одной из потерявшихся. Это была 85-летняя Валентина Широбокова. Шарканский рыжик Около 8 лет назад ее муж сходил за грибами. Но дедушка, с которым Валентина прожила 61 год, принес каких-то не тех грибов. Не понравились они хозяйке. Собралась и отправилась в лес сама. Дом ее находится прямо на опушке, в 30 метрах от него начинается лес. Вот и Валентина Широбокова думала зайти на сотню метров, да собрать не больше полведёрка, буквально на кастрюльку грибного супа, чтобы побаловать деда. Так, знаменитый «Шарканский рыжик», недавно признанный в районе местным брендом, сыграл с бабушкой Валентиной злую шутку. Валентина Широбокова Грибы Широбокова набрала, но внезапно поняла, что не понимает в какой стороне ее дом. И не понимает сколько времени вообще ходила по лесу. Пошла дальше и проблуждала весь день и целую ночь, остановившись ненадолго под деревом, когда начался дождь. Бабушка так промокла, что даже надела на голову ведро, чтобы хоть как-то защититься от непогоды. Обувь с одеждой тоже пыталась переодевать так, как тут принято. Половина жителей Заречного Вишура вышла на поиски, но обнаружить потерявшуюся не смогли. В итоге уже утром она смогла выйти к прудам в районе села Светлое. Там ей помогли рыбаки, а потом она дошла до односельчанина, который в Светлом работал. Он и отвез бабушку домой. Что делать? Несколько важных советов дал старший координатор поискового отряда «Регион 18» Илья Смольников. Они просты и знакомы многим. Правда, он сетует, что никто им обычно не следует. Смольников вспоминает, как в 2017 году не удалось спасти женщину, которая не захотела оставаться на месте. Она пропала в районе Люкшудьи. Она действительно позвонила родным. Ее сын сказал ей оставаться на месте, но она не послушалась. Около 21:00, когда стемнело, она позвонила снова и снова не послушалась совета оставаться на месте. Больше на связь она не выходила. Через две недели непрерывных поисков ее нашли погибшей. Координатор поискового отряда вспоминает эту трагедию неохотно. По всему выходит, что она погибла в первую ночь, после последнего звонка. Через пару часов просто попала в реку и утонула. А нужно было просто посидеть, просто посидеть несколько часов на месте. Никуда не торопиться, вот всё. Илья Смольников Старший координатор поискового отряда «Регион 18» Илья Смольников дает три основных совета заблудившимся: Остановиться: «Если ты потерял ориентацию в лесу, нужно остановиться. Тебе торопиться уже некуда, ты уже потерялся. Посмотри по сторонам, может быть ты что-то упустил, может быть ты что-то вспомнишь, может быть ты заметишь какой-то знакомый ориентир». Оставаться на месте: «Найди себе какое-то более-менее удобное место. Тебе придётся здесь какое-то время привести». Взять с собой полностью заряженый мобильный телефон: «Нужно позвонить в 112 в Службу спасения и описать свою ситуацию. Там всё спросят, кто, что, когда, куда ушёл, все ориентиры попытаются выяснить. И всё, телефон после этого нужно беречь как зеницу ока». В общем, таким бродягам, как команда «Удмуртии по-взрослому» эти советы ещё могут пригодиться. У жителей жителей Шарканского района есть свои рецепты: за рыжиками и земляникой в лес идти не надо, они растут на опушках леса и в полях. Заблудиться тут уже невозможно, особенно если за грибами пойти вместе с местным жителем. Пользуйтесь этими советами и грядущий сезон «Шарканского рыжика» пройдет для вас скучно, без приключений, зато вкусно, как и должно быть. Путь иконы из Афона в Шаркан БЫГ-БЫГ

Затерянные в Удмуртии
© ИА «Сусанин»