Для чего на Урале развивают индустриальный туризм

- Что ты за уралец, если ни разу не видел, где создается 55 процентов валового регионального продукта? - считает девятиклассник Антон, посетивший медеплавильный комбинат. В прошлом веке составить представление о рабочих профессиях помогали развернутые программы профориентации, а также кино и телевидение: на экране часто показывали пробивающего летку сталевара. Но сейчас большинство не то что детей, но и взрослых смутно представляет, как закаляется сталь. А если и сложилось какое-то мнение о производстве, то зачастую негативное: завод - это тяжелый малоинтересный труд и плохая экология. Между тем за последние пару десятков лет картина изменилась. Сформировать у молодежи иное мнение, повысить престиж и привлекательность рабочих и инженерных профессий очень важно для будущего промышленного региона. На это работают не только разовые акции, но и планомерное развитие индустриального туризма (связанного с посещением работающих производств). Такова, в частности, цель образовательной программы "Единая промышленная карта" (ЕПК), по которой среднеуральские школьники имеют возможность побывать на производстве не только в Дни без турникетов, но и в любые другие. Правда, уже не бесплатно. Цена экскурсии формируется в основном из стоимости трансфера (детей, как известно, необходимо возить на особых автобусах, оборудованных ремнями безопасности на каждом сиденье) и запросов принимающей стороны. Как рассказала Вероника Пиджакова, руководитель некоммерческой организации - оператора программы, партнеров ЕПК можно условно разделить на три категории. Первые - социально ответственные и перспективно мыслящие - даже сами доплачивают за детские экскурсии, однако "заказывают" определенный тип туриста, скажем, только подготовленных и мотивированных школьников - виртуально познакомившихся с заводом отличников по физике и математике. Вторые запрашивают небольшую плату, например три тысячи рублей с группы, за услуги специально нанятого экскурсовода, который умеет работать с непростой детской аудиторией. Ну а третий тип пытается сделать на модной ныне теме профориентации свой бизнес: бывает, просят за посещение по 600-700 рублей с ребенка. В итоге такой тур влетает родителям в копеечку - до 1600 рублей. К слову, на разные скорее развлекательные, чем просветительские экскурсии (например, на сыроваренное производство, фабрику тортов), школьников возят и другие операторы, и там цены бывают еще выше. Но мы приведем примеры иного подхода. Так, в Каменске-Уральском уже несколько лет действует программа "Живые уроки". Для детей экскурсии бесплатны, к примеру, на первый в России завод колокольного литья. - Мы запустили этот проект в 2003-м. Надо было чем-то занять детей из летних лагерей, и городской музей придумал такую экскурсию, а мы согласились. К нам приезжают и взрослые - участники семинара пожарных или конференции железнодорожников. Всего около 4,5 тысячи посещений в год, - объясняет руководитель предприятия Николай Пятков. - В бизнес это можно было бы превратить, если бы нам удалось достроить музей. Но стройка пятый год заморожена… Проект поддерживает муниципалитет, подписавший соответствующие договоры с крупными промпредприятиями. - Дети живут в городе, но не представляют, как работают новые производства - по современным технологиям, на уникальном оборудовании. Больше всего их удивляет, что на заводах чисто, - рассказывает заместитель директора каменского музея Юлия Партина. - Трубная компания пускает детей даже на свой учебный полигон - мини-завод с тренажерами. Конечно, для них все это захватывающе. И, знаете, многие пересматривают свои карьерные планы, собираются осваивать рабочие профессии. О рентабельности речи нет, проект существует за счет грантов, хотя, казалось бы, индустриальный туризм на промышленном Урале обречен на успех. Дети не представляют, как работают новые производства - по современным технологиям, на уникальном оборудовании. Больше всего их удивляет, что на заводах чисто - Сколько туристов нужно принимать ежемесячно, чтобы окупить затраты, особенно если объект находится в 300 километрах от Екатеринбурга? Кто поедет туда специально и обеспечит необходимый поток? - рассуждает президент Уральской торгово-промышленной палаты Андрей Беседин. Кроме финансовых возникают и другие препоны. Так, в Нижнем Тагиле администрация не смогла договориться о пропуске групп с режимными предприятиями. Зато в рамках проекта "Единая промышленная карта" школьники раз в год могут попасть в цех в Верхней Пышме, где льют золото, дважды в год уральская авиакомпания пускает на тренажеры "Боинга", на АЭС экскурсанты попадают в лабораторию, куда не допускается даже большая часть персонала АЭС. Для этого требуются согласования, которые длятся порой полтора месяца, но ничего невозможного нет. - Свердловская область - передовик в этом плане. Мы работаем со 139 предприятиями, ни в одном другом регионе проект не реализуется настолько широко, - отмечает Вероника Пиджакова. - Рынок промышленного туризма сложен, но мы работаем. Если в негласном соревновании регионов лидирует Средний Урал, то флагман промышленного туризма среди предприятий УрФО - Магнитогорский металлургический комбинат (ММК). По договоренности с мэрией здесь полгода назад начались регулярные экскурсии на промплощадку по четырем маршрутам с посещением доменного цеха и стана-5000. Цена экскурсии для детей "У папы на работе" - 200 рублей, для взрослых - 700-800. Комбинат обучил экскурсоводов, выпустил сувенирную продукцию, обеспечил удобную запись на сайте и даже создал места для эффектных селфи. Что касается рентабельности, то туризм для ММК не столько бизнес, сколько социальная ответственность и работа на имидж. Посещают комбинат не только магнитогорцы, но и туристы со всей страны - отдыхающие на горнолыжных курортах. - Что кроме музеев и театров может привлечь в Магнитогорске? Разумеется, наш комбинат - один из крупнейших в стране и в мире, именитый, с впечатляющей историей. Символ не только советского прошлого, но и современных преобразований. Эти маршруты разработаны для тех, кто интересуется историей нашей страны, кто хотел бы своими глазами увидеть масштаб металлургического производства в Магнитке, - отмечает гендиректор предприятия Павел Шиляев. Туристы проходят инструктаж по технике безопасности, получают спецодежду, каску и наушники от радиогида, более того, в стоимость тура входит страховка. - В нашем городе практически в каждой семье кто-нибудь трудится на комбинате. Но я, например, до сих пор ни разу здесь не была, - рассказала "РГ" экскурсант Анастасия Захарченко. - Я рада, что смогла увидеть это грандиозное производство. Испытываю еще больше уважения к комбинату и гордость за рабочих Магнитки, которые делают свою невероятную работу.

Для чего на Урале развивают индустриальный туризм
© Российская Газета