Ещё

Для чего на Урале развивают индустриальный туризм 

Для чего на Урале развивают индустриальный туризм
Фото: Российская Газета
— Что ты за уралец, если ни разу не видел, где создается 55 процентов валового регионального продукта? — считает девятиклассник Антон, посетивший медеплавильный комбинат.
В прошлом веке составить представление о рабочих профессиях помогали развернутые программы профориентации, а также кино и телевидение: на экране часто показывали пробивающего летку сталевара. Но сейчас большинство не то что детей, но и взрослых смутно представляет, как закаляется сталь. А если и сложилось какое-то мнение о производстве, то зачастую негативное: завод — это тяжелый малоинтересный труд и плохая экология. Между тем за последние пару десятков лет картина изменилась.
Сформировать у молодежи иное мнение, повысить престиж и привлекательность рабочих и инженерных профессий очень важно для будущего промышленного региона. На это работают не только разовые акции, но и планомерное развитие индустриального туризма (связанного с посещением работающих производств). Такова, в частности, цель образовательной программы «Единая промышленная карта» (ЕПК), по которой среднеуральские школьники имеют возможность побывать на производстве не только в Дни без турникетов, но и в любые другие. Правда, уже не бесплатно.
Цена экскурсии формируется в основном из стоимости трансфера (детей, как известно, необходимо возить на особых автобусах, оборудованных ремнями безопасности на каждом сиденье) и запросов принимающей стороны. Как рассказала Вероника Пиджакова, руководитель некоммерческой организации — оператора программы, партнеров ЕПК можно условно разделить на три категории. Первые — социально ответственные и перспективно мыслящие — даже сами доплачивают за детские экскурсии, однако «заказывают» определенный тип туриста, скажем, только подготовленных и мотивированных школьников — виртуально познакомившихся с заводом отличников по физике и математике. Вторые запрашивают небольшую плату, например три тысячи рублей с группы, за услуги специально нанятого экскурсовода, который умеет работать с непростой детской аудиторией. Ну а третий тип пытается сделать на модной ныне теме профориентации свой бизнес: бывает, просят за посещение по 600-700 рублей с ребенка. В итоге такой тур влетает родителям в копеечку — до 1600 рублей.
К слову, на разные скорее развлекательные, чем просветительские экскурсии (например, на сыроваренное производство, фабрику тортов), школьников возят и другие операторы, и там цены бывают еще выше. Но мы приведем примеры иного подхода.
Так, в Каменске-Уральском уже несколько лет действует программа «Живые уроки». Для детей экскурсии бесплатны, к примеру, на первый в России завод колокольного литья.
— Мы запустили этот проект в 2003-м. Надо было чем-то занять детей из летних лагерей, и городской музей придумал такую экскурсию, а мы согласились. К нам приезжают и взрослые — участники семинара пожарных или конференции железнодорожников. Всего около 4,5 тысячи посещений в год, — объясняет руководитель предприятия . — В бизнес это можно было бы превратить, если бы нам удалось достроить музей. Но стройка пятый год заморожена…
Проект поддерживает муниципалитет, подписавший соответствующие договоры с крупными промпредприятиями.
— Дети живут в городе, но не представляют, как работают новые производства — по современным технологиям, на уникальном оборудовании. Больше всего их удивляет, что на заводах чисто, — рассказывает заместитель директора каменского музея Юлия Партина. — Трубная компания пускает детей даже на свой учебный полигон — мини-завод с тренажерами. Конечно, для них все это захватывающе. И, знаете, многие пересматривают свои карьерные планы, собираются осваивать рабочие профессии.
О рентабельности речи нет, проект существует за счет грантов, хотя, казалось бы, индустриальный туризм на промышленном Урале обречен на успех.
Дети не представляют, как работают новые производства — по современным технологиям, на уникальном оборудовании. Больше всего их удивляет, что на заводах чисто
— Сколько туристов нужно принимать ежемесячно, чтобы окупить затраты, особенно если объект находится в 300 километрах от Екатеринбурга? Кто поедет туда специально и обеспечит необходимый поток? — рассуждает президент Уральской торгово-промышленной палаты Андрей Беседин.
Кроме финансовых возникают и другие препоны. Так, в Нижнем Тагиле администрация не смогла договориться о пропуске групп с режимными предприятиями. Зато в рамках проекта «Единая промышленная карта» школьники раз в год могут попасть в цех в Верхней Пышме, где льют золото, дважды в год уральская авиакомпания пускает на тренажеры «Боинга», на АЭС экскурсанты попадают в лабораторию, куда не допускается даже большая часть персонала АЭС. Для этого требуются согласования, которые длятся порой полтора месяца, но ничего невозможного нет.
— Свердловская область — передовик в этом плане. Мы работаем со 139 предприятиями, ни в одном другом регионе проект не реализуется настолько широко, — отмечает Вероника Пиджакова. — Рынок промышленного туризма сложен, но мы работаем.
Если в негласном соревновании регионов лидирует Средний Урал, то флагман промышленного туризма среди предприятий УрФО — (ММК). По договоренности с мэрией здесь полгода назад начались регулярные экскурсии на промплощадку по четырем маршрутам с посещением доменного цеха и стана-5000. Цена экскурсии для детей «У папы на работе» — 200 рублей, для взрослых — 700-800. Комбинат обучил экскурсоводов, выпустил сувенирную продукцию, обеспечил удобную запись на сайте и даже создал места для эффектных селфи. Что касается рентабельности, то туризм для ММК не столько бизнес, сколько социальная ответственность и работа на имидж.
Посещают комбинат не только магнитогорцы, но и туристы со всей страны — отдыхающие на горнолыжных курортах.
— Что кроме музеев и театров может привлечь в Магнитогорске? Разумеется, наш комбинат — один из крупнейших в стране и в мире, именитый, с впечатляющей историей. Символ не только советского прошлого, но и современных преобразований. Эти маршруты разработаны для тех, кто интересуется историей нашей страны, кто хотел бы своими глазами увидеть масштаб металлургического производства в Магнитке, — отмечает гендиректор предприятия .
Туристы проходят инструктаж по технике безопасности, получают спецодежду, каску и наушники от радиогида, более того, в стоимость тура входит страховка.
— В нашем городе практически в каждой семье кто-нибудь трудится на комбинате. Но я, например, до сих пор ни разу здесь не была, — рассказала «РГ» экскурсант Анастасия Захарченко. — Я рада, что смогла увидеть это грандиозное производство. Испытываю еще больше уважения к комбинату и гордость за рабочих Магнитки, которые делают свою невероятную работу.
Видео дня. Назван способ продезинфицировать покупки
Женский форум
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео