Символика чистого ужаса: кто и о чем кричит на картине Эдварда Мунка

В Третьяковской галерее открылась персональная выставка художника Эдварда Мунка, в которую вошло порядка 70 живописных и 30 графических произведений. Среди выставочных экспонатов присутствует и одна из четырех версий самой известной картины художника — «Крик». О чем же кричит одинокий силуэт на картине, попытался выяснить корреспондент «Вечерней Москвы». Для одних, как говорит куратор выставки Татьяна Карпова, картина «Крик» являет собой символику чистого ужаса. На полотне видно существо, отдаленно напоминающее человека, извивающееся подобно червю и имеющему только широко открытые глаза и рот. Но при этом крик издает не фигура, а сама природа, персонаж только закрывает уши, спасаясь от этого звука. Такая интерпретация связана с дневниковыми записями самого Эдварда Мунка, датированные 1890-1892 годами. Предположительно, во время прогулки с друзьями он стал свидетелем редкого атмосферного явления — перламутровых облаков. Это, или как говорят некоторые, последствия извержения Кракатау Индонезии, настолько потрясло художника, что он оставил в своем дневнике следующие строки: «Небо вдруг стало кроваво-алым Я оперся на изгородь и — смертельно усталый — смотрел На пламенеющие облака, как кровь и меч над городом — над иссиня-черным фьордом и городом Мои друзья ушли; я стоял там, дрожа от ужаса, и Почувствовал этот мощный, бесконечный крик силы природ». (орфография и пунктуация авторские - прим. ред.) Впрочем, не все связывают «Крик» Эдварда Мунка с ужасом. Свою точку зрения «Вечерней Москве» озвучила эксперт премии Кандинского, заведующая кафедрой всеобщей истории искусств Российского государственного гуманитарного университета Красимира Лукичева. — Мунк – художник символист и принадлежит этому жанру. Мне кажется, в «Крике» не стоит искать метафоры и значения в обыденном плане. Наверное, одной из главных особенностей Мунка как живописца является то, что в своем жанре он открыл новый ракурс, касающийся проблем экзистенциального плана. Он оригинален не только как живописец, но и художник-мыслитель. Искусствовед отметила, что во всей остроте здесь стоит проблема человека, осознающего основное противоречие своего бытия, которое всегда конечно и исполнено мучений и страданий. И герой картины внезапно открывает это для себя, останавливается в потрясении и его душа, и он сам, издают этот крик. — К сожалению, к нам приехала не самая красочная версия картины, в оригинале больше красного, цвета сильнее. Та, что висит в Третьяковке, более холодная, но выражает она те же чувства и идеи, — добавила художник. Как считает Красимира Лукичева, искусство всегда говорило о человеке, о жизни и смерти, но делало это очень по-разному. Но такая открытость и правдивость, с которой художник ставит перед зрителем экзистенциальные проблемы страха, безусловно обладает огромной новизной. Представляя себе экзистенциальные ужасы, которыми наполнена работа Мунка, многие москвичи задаются вопросом, а не способна ли такая необычная картина повредить психическому здоровью окружающих. Тем более, что вокруг полотна уже долгое время ходят слухи о проклятии. Люди, которые не самым бережным образом обходились с «Криком» или даже просто ненароком касались его, по разным источникам, неизменно погибали или становились калеками. Впрочем, как сказал «Вечерней Москве» клинический психолог, писатель и телеведущий Михаил Хорс, от разового лицезрения полотна вы вряд ли захотите немедленно бежать записываться на прием к психиатру. — За детей родители могут особенно не беспокоится и уверенно вести на выставку. Им не столько важно то, что они видят, так как система оценок толком еще не «настроена». Дети полагаются в основном на толкования. Увидев «Крик», они не знают, страшная она или нет. Если только родители им не объяснят. А вот взрослые, причем не обязательно с расшатанной психикой, но и в периоды личностных кризисов, способны попасть под влияние. Но если на таком контенте останавливать внимание регулярно, то произойдет «научение» нашего бессознательного и оно начнет подталкивать нас к похожим образам, — пояснил Михаил Хорс. Говоря о психическом состоянии самого Мунка, Михаил Хорс подчеркнул, что с творческими людьми сложно что-то утверждать конкретно и лучше обратить внимание не на само творчество, а на поступки художника. Если человек отрезает себе ухо ради создания автопортрета, то с ним определенно что-то не в порядке. А вот если творец рисует будоражащие образы, то это вполне может быть попыткой эпатировать публику, дать то, чего она еще не видела и тонким расчетом. Читайте также: Восстановление Нотр-Дама займет минимум 10 лет

Символика чистого ужаса: кто и о чем кричит на картине Эдварда Мунка
© Вечерняя Москва