Войти в почту

Покрасить яйца, испечь кулич, задобрить домового. Как праздновали Пасху?

Примерно до конца прошлого века на Пасху кузбассовцы не только красили яйца, но «ворожили» и приносили жертву домовому. Пасхальные традиции были живы до 1950-х годов, а в некоторых деревнях и до 1980-х годов. Как раньше праздновали Пасху в регионе - в материале «АиФ в Кузбассе». Как забавлялись дети? Как вспоминает 63-летняя пенсионерка из Новокузнецка Надежда Павлова, главными пасхальными забавами детворы были битьё яиц и игры на качелях. «В центре деревни всегда ставили круговые качели – вокруг столба на верёвках. В праздник вся ребятня собиралась у них. Яйца красили в каждом доме даже неверующие люди. Мы, дети, обязательно устраивали поединок: бились яйцами. Смысл был такой: те, которые ты разбил, забирал себе. Яиц и булочек нам всегда хотелось попробовать до праздника. Мама давала по одной булочке, а яйца строго-настрого до воскресенья брать запрещала», – рассказывает пенсионерка. До пятого класса Надежда Ивановна росла в деревне под Новокузнецком, а затем училась в городе, где до сих пор и живёт. Как вспоминает новокузнечанка, в деревенской школе не запрещали рассказывать про Пасху. «А вот в городе то ли запрещали, то ли просто никто не праздновал. Помню, классе в седьмом-восьмом увидела, как мальчишки принесли крашеные яйца. Удивилась тогда, что городские тоже празднуют», – говорит горожанка. Как отмечает Надежда Павлова, во время ночных служб в новокузнецких церквях всегда выставляли охрану. «В советские годы молодёжь не пускали даже в церковную ограду. Родители мужа рассказывали, что было так много народу, что перекреститься было невозможно», – рассказывает женщина. В её семье сегодня до сих пор живёт традиция: хозяин чистит яйцо и разрезает на всех по количеству присутствующих за столом – это символизирует сплочённость. Какие были суеверия? Детство шорской писательницы и художницы Любови Арбачаковой в 1960-70-е гг. прошло в маленькой деревушке Анзас Таштагольского района. Росла женщина в большой семье. Вспоминает, что жили бедно. Любовь Арбачакова «Мы никогда не отмечали дни рождения, Новый год. В нашей семье был только один праздник – Пасха. Мама была хоть и неграмотная, но верующая. И к этому дню готовилась заранее: белила избу, стирала занавески, всё мыла. В четверг всегда устраивали банный день. Не помню, чтобы мы красили яйца, но всегда пекли ватрушки с творогом», – вспоминает Любовь Никитовна. Как рассказала кандидат культурологии, доцент кафедры музейного дела КемГИК Полина Глушкова, многие пасхальные традиции сохранялись примерно до 1950‑х годов, в некоторых сёлах до 1980‑х. В начале XX века их было гораздо больше, и одними куличами и яйцами наши предки не ограничивались. «Основные обрядовые действия приходились на Чистый четверг пасхальной недели и на Светлое воскресенье. К четверговым актам относится «колдовство». Например, заготавливали четверговую золу и соль: соль укладывали в загнётку или ставили на столбы ограды на ночь. Считалась, что к утру она зарядится целебными свойствами. Потом ею при болезни кормили скот. А золу, взятую из печи, хозяин нёс в амбар, высыпал в сусек с хлебом и произносил наговор. Потом ею посыпали огурцы и капусту», – рассказывает Полина Валерьевна. Обязательно рано утром, «до солнышка», женщины мыли избы, сжигали старую одежду, начищали самовары до блеска, белили печи. Девушки умывались талой водой из ручьёв и водой с «красного яйца», чтобы цвет лица был красивым. А мужчины стояли на топорах, чтобы быть сильными и крепкими. «Связан с суеверными представлениями о нечистой силе такой акт, как принесение «хлебной жертвы» домовому. Для него в четверг выкладывали шанежки в подпол и хлев. На задний двор дома хозяин выносил маленькие хлебцы. Также в четверг принято было печь кулич, который отдавали священнику, и красить яйца. Куличи выпекали из сдобного теста, круглой формы, сверху украшали крашеным сахаром, маком, сладкими цветами. Яйца красили запаренной луковой шелухой. В некоторых районах вместо шелухи использовали берёзовые листья. К пасхальным актам также относятся хороводы, качания на качелях, состязания, традиция звонить в колокола, пасхальная служба в церкви, обходы домов посредством крестных ходов, стрельба из ружей», – рассказывает Полина Глушкова.