Эдгард Запашный: Мы во многом переоцениваем зоозащитников

20 апреля, во всем мире отмечается Всемирный день цирка. В честь праздника корреспондент «ВМ» пообщалась с директором Большого Московского цирка, народным артистом России Эдгардом Запашным и выяснила, почему дрессура – это искусство, чего жаждет современный зритель и существует ли в мире творчества конкуренция. - Эдгард Вальтерович, как планируете отмечать профессиональный праздник? - Праздновать начали, кстати, еще вчера. Две группы московских артистов выехали с концертами: одна – в онкоцентры и детские дома, а другая – в приюты для бездомных животных. Мы хотим не только устроить праздник внутри своего сообщества, но еще и создать повод для улыбки тем, кому по-настоящему тяжело. К тому же, сегодня у нас рабочий день, а значит, мы имеем возможность поздравить зрителя. - Получается, это праздник, который вы делаете для других? - Самая большая радость – веселиться вместе с нашей аудиторией. Мы собираемся за одним круглым столом в тринадцать метров диаметром и наслаждаемся ярким шоу! В этом – основная идея мирового циркового сообщества, придумавшего наш праздник. - Кто сейчас вообще приходит в цирк? Это развлечение только для семей с детьми или нечто больше? - Цирк – это межнациональное, межрелигиозное и межвозрастное искусство. И однозначно ответить на вопрос о целевой аудитории вам не сможет никто. Сегодня, например, у нас два спектакля. В два часа половина зала – дети, на вечернем спектакле большинство – взрослые. В Европе представления начинаются в 20:00 – 20:30, и это исключительно самостоятельная, достаточно обеспеченная публика. К тому же, есть специально детские спектакли, есть цирки, которые уже ставят себе рейтинг «18+». Так что целевая аудитория, скажем так, «от» и «до». - Чувствуете ли вы конкуренцию с другими видами искусства? - Сейчас все поле развлекательной индустрии, куда входят и театр, и даже спорт, вынуждены бороться за своего зрителя. Так устроена наша жизнь: все хотят хлеба и зрелищ. И оставшиеся после покупки хлеба средства человек тратит на зрелища. Давайте признаем, развлечения не дешевы. И здесь важно быть интересным, актуальным и нужным. Если ты можешь создать качественный продукт и организовать рекламную компанию, люди к тебе пойдут. А дальше задача – сделать так, чтобы человек не разочаровался. - Одной из самых обсуждаемых тем последних месяцев являются инициативы зоозащитников, требующих запретить в России цирк с животными по примеру многих других стран. Нередки выпады и лично в ваш адрес. Как вы думаете, все это действительно обосновано? - Я уверен, что и сто, и двести лет назад эти люди, желающие за что-то бороться, были. Устраивали крестовые походи, сжигали женщин на кострах, да чего мы только не пережили. И как только находится форма для объединения, они позволяют себе очень и очень многое. Давайте включим здравомыслие и просто будем мониторить происходящее… На вскидку, актер Александр Олешко опубликовал видео, где он балуется с медведем. У него 96 комментариев. Треть из них – плохая. Когда ты читаешь, кажется: «Боже мой, прессинг, оскорбления». А теперь подумайте – при этих комментариях – 3,5 тысяч лайков. Значит, понравилось! Говорить о том, что против цирка с животными выступает какое-то большинство или какая-то серьезная армия, не правильно. Мы во многом переоцениваем этих людей. - Получается, все это – исключительно ради ажиотажа? - А вы проанализируйте любую сферу деятельности! Какое количество людей говорит фразы «я не смотрю телевизор, потому что…», «я не хожу в больницы, потому что…», «я не езжу на русских машинах, потому что». И так – до сумасшествия. В любой сфере, куда бы мы не пошли, есть недовольные. И интернет им позволяет быть услышанными. Если на все обращать внимание, то мы все должны позакрывать, от школ и больниц до полиции и цирка. К тому же, меня расстраивает сам факт цинизма. Смотрю я вчера один из федеральных телеканалов. Вслед за очень красивой рекламой фастфуда с котлетками идет репортаж о том, как в зоопарке мучают животных. Это как? Фастфуд тебе принес деньги, поэтому котлетки – это хорошо, а животные в зоопарке – это мучение. Эта политика аморальна. Если мы начнем приводить примеры жесткого обращения с животными, цирк вообще окажется в конце этого списка. - Как-то с этим можно бороться? - Я за то, чтобы из профессии гнать людей, которые ее дискредитируют. И это не об одном только цирке. Поймали нечистого на руку журналиста – выгнать конкретно этого журналиста, а не поливать грязью телевидение. Поймали халатного доктора – выгнать конкретно этого доктора, а не закрывать клинику. - Общались ли вы с артистами из тех стран, где уже отказались от цирка с животными? Что они говорят? - У меня в коллективе работает три человека из канадского цирка. В их коллективе также есть примерно пять артистов из Большого Московского цирка. Для цирковых нет принципиальной разницы. Только индивидуумы выбирают место работы по идеологическим соображениям. Человек, который окунулся в мир цирка, понимает чистоту происходящего при работе с животными. Что касается цирка без животных, я вижу негативную тенденцию: он коммерчески едва выживаемый. Сейчас все скажут: «Запашный врет, у нас есть канадский цирк». Запашный не врет! Канадский цирк – самый раскрученный бренд в мире. Попыток его повторить на протяжении двадцати лет было множество. И в большей степени эти цирки потерпели коммерческое фиаско. - Что вам говорят сами зрители? - Если вы на полчаса сядете в колл-центр касс и попринимаете звонки, первый вопрос, который вам будут задавать: «А какие животные в программе?» Это показатель вкусов людей. И в ближайшие десять лет страны, в которых отказались от цирка с животными, начнут пересматривать свою политику. - Давайте представим, что зоозащитники в России победили. Как думаете, что будет дальше? - Если вы надеетесь, что они остановятся на закрытии цирка, это иллюзия. Следующим шагом станет закрытие зоопарков. Далее – отказ от использования животных в других сферах: служебное собаководство, спорт. В Англии скачки – это королевский вид спорта! Объясните мне, почему животные в цирке – это плохо, а на ипподроме – хорошо? Потом будет запрет домашних животных. Любой человек, содержащий кошку или собаку, такой же дрессировщик, как и я. Он учит служить, защищать, носить намордник. Это тоже дрессура! Только я этим занимаюсь профессионально, а соседи по вашей лестничной площадке – на любительском уровне. И в итоге – полное исключение животных из жизни человека. - Пытались ли вы выйти на конструктивный диалог с зоозащитниками? - Зоозащитники делятся на две категории: нормальные и радикалы. С нормальными мы адекватно разговариваем. С радикалами общаться бесполезно. Любая наша аргументация разбивается о фразу «а мы считаем, это неправильно». И как дальше вести диалог? - Между двумя противоборствующими сторонами есть довольно большая группа, скажем так, сомневающихся. Как бы вы им объяснили необходимость наличия животных в цирке? - Нам нельзя отделяться от животных по сути. Позиция, что животное должно быть только на воле, может оказаться губительной для самих же самих. Давайте вспомним о наличии Черной книги, куда попадают звери, которых никогда уже не будет на нашей планете. Посмотрите, кто вымер за последние 20-30 лет. Западный черный носорог – 2013 год, марианская кряква – 2004 год, пиренейский козерог – 2000 год, тюлень-монах – 2008 год, слоновая черепаха – 2012 год. Это же не насекомые, это громадные животные! Главная причина их исчезновения – отсутствие человека в их жизни. Упустили, не проконтролировали, не спасли. Я бы вообще все виды, представителей которого меньше сотни, сразу бы изымал из природы и переводил на искусственное содержание. Иначе мы их просто не спасем! - Радикалы часто готовы закрыть глаза на домашних животных, но отстаивают необходимость свободы диких… - Для меня и гепард, и собака – абсолютно одинаковы. Кто провел эту границу между домашними и дикими? Более того, а кто одомашнивал животных? Такие же, как я, люди, которые всю жизнь посвятили собакам, кошкам, коровам и так далее. На севере олень – такое же домашнее животное, в Индии слон – такое же домашнее животное. - Что еще кроме дрессуры предлагает современный цирк? - Это искусство, которое объединяет разных людей. С одной стороны, это развлечение, с дугой – язык, с помощью которого можно донести очень много информации. Не даром даже в период «железного занавеса» за рубеж вывозили именно цирк, балет и оперу. Эти три вида искусства понятны в Китае, в США, в Японии, в Африке. Через язык цирка можно вложить человеку какую-то порядочную мысль, привить здоровый образ жизни, искусство тела, эмоции. - За последние пять лет что бы вы назвали главным достижением Большого Московского цирка? - Экономический рост. Мы повысили среднюю заработную плату артистов с 36 тысяч до более чем 80. Произошел определенный сдвиг в информационном поле. Во многом сегодня Большой цирк – флагман, будоражащий все профессиональное сообщество. Нашему примеру следуют многие и многие другие. - Что еще осталось сделать? - Самое главное – я хочу заменить здание цирка. Постройка 1971 года требует к себе особого отношения. Я за сохранение какой-то исторической памяти, безусловно. Но многие вещи уже становятся неактуальными. Количество помещений для животных должно быть увеличено в несколько раз. Нужна глобальная реконструкция. Сегодня это моя основная сверхзадача. И вторая сверхзадача – популяризация бренда русского цирка в мировом сообществе. Мы должны стать такими же узнаваемыми, как наши канадские коллеги. И я верю, что мы можем это сделать. Читайте также: Иван Охлобыстин: Современные дети не мыслят себя без электронных устройств

Эдгард Запашный: Мы во многом переоцениваем зоозащитников
© Вечерняя Москва