Надеть больше нечего. Есть ли шансы на возрождение башкирского легпрома?
В советское время в Башкирии работали крупные предприятия лёгкой промышленности. Сегодня в этих зданиях расположены торговые центры, предлагающие в основном китайский ширпотреб. Как умирали гиганты и что мешает местным производителям заполнить рынок качественной одеждой, разбирался «АиФ-Башкортостан». Как умирали гиганты Гигантами лёгкой промышленности не только региона, но и СССР по праву считались два швейных предприятия. Фабрика «8 Марта» появилась в Уфе в 1929 году, здесь трудились безработные с биржи. Она единственная в республике в годы Великой Отечественной войны поставляла на фронт шинели, гимнастёрки, противогазные сумки, пилотки. До середины 70-х годов прошлого века фабрика располагалась на площади нынешнего Гостиного Двора и специализировалась на пошиве женской одежды. Позже вместе с Бирской, Туймазинской швейными фабриками и филиалом в Белорецке предприятие вошло в состав «Башкирской промышленно-торговой швейной фирмы». «Не раз покупала их демисезонное пальто. Прекрасный крой, приличный дизайн, а драп настолько добротный, что им ещё долго пользовались в хозяйстве: шили тапочки, рабочие рукавицы, обивали стулья», - вспоминает жительница Кигинского района Танзиля Шакирова. В середине 90-х здесь стали производить школьную форму. И прогадали. Во-первых, из-за особенности продукции проверки случались часто, во-вторых, – цена на детские изделия высокой быть не могла. К тому же форму тогда носили лишь учащиеся частных школ, и заказов было мало. Не помог фабрике ребрендинг начала «нулевых» и переезд в Дёму, тогда как в её бывших огромных цехах открылся Красинский рынок. Позже фирму переименовали в ООО «Одежда-сити». С этим названием огромнейшее некогда предприятие, дававшее работу тысячам жителей республики, исчезло. Уфимскую фирму «Мир» основали в 1960 году. Её продукция - пальто, полупальто, плащи, куртки, костюмы для детей и взрослых, плюс спецзаказы Минобороны - расходилась по СССР, поставлялась за рубеж. В огромном здании располагались несколько цехов, комплексно-механизированных швейных потоков, автоматизированные линии по пошиву. Котельная фабрики обогревала соседний микрорайон. В конце 80-х «Мир» работал на итальянском, японском и немецком оборудовании, выпускал почти полмиллиона единиц одежды. «Мир» была второй по величине фабрикой в новой России с вполне конкурентоспособной продукцией. Но рухнул Союз, и предприятия с системой госзаказов стали закрываться. Главная причина – отсутствие денег. Сначала брали кредиты, но позже из-за скачков инфляции годовые взлетели до 200%. И даже освобождение от ряда налогов, введённое в 1996 году указами президента республики Муртазы Рахимова, ситуацию не спасло. Рассредоточенность производственных циклов по стране, отсутствие специализированных цехов, активность «челноков» привели к ликвидации целой отрасли. В 1992 году фирма «Мир» одной из первых в России стала закрытым акционерным обществом, но выкупившее контрольный пакет предприятие перепрофилировало здание. Уникальное оборудование было распродано за копейки, швеи высшего разряда оказались не у дел. В бывших цехах открылся крупный торгово-развлекательный комплекс. Бизнесу нужна помощь Дефицит добротной одежды, поток китайского ширпотреба подтолкнули некоторых профессиональных портных, имеющих коммерческую жилку, открыть модные ателье. Многие тогда назывались исключительно иностранными словами. Некоторые из них вышли на мировой уровень и, проживая за рубежом, неохотно вспоминают подвалы Черниковки или Шакши, откуда начиналась история их бренда. В конце 90-х появилась компания, занимающаяся пошивом женского пальто. «В нашем деле всё достаточно прозаично: дайте людям спокойно работать, - уверен владелец фирмы Игорь Коган. – Но скоро ни одного предприятия местного уровня не останется. В этом виноваты непомерные налоги, растущие с каждым годом. Они душат бизнес. Неужели власти этого не видят? В Уфе, если не ошибаюсь, осталось всего одно швейное училище, куда учениц набирают без конкурса. Все эти проблемы обязано решать государство, и как можно быстрее». «Помню, о развитии отрасли почти два года назад говорил первый замминистра промышленности и инновационной политики республики, - вспоминает предприниматель Нияз Ю. – Ещё тогда чиновник отметил, что лёгкая промышленность может нормально развиваться только в случае, если государство будет уделять этой сфере больше внимания. Если внесут определённые изменения в законодательство, серьёзно поддержат предприятия. Но воз и ныне там. Ни мне, ни моим коллегам руку помощи никто не протянул, зато налоги подняли. Мы еле выживаем». При этом в Уфе немало модельеров и портных эксклюзивной одежды. Они участвуют в профессиональных конкурсах, выходят на международный уровень, получают там лестные отзывы. Местные кутюрье выставляются в торговых сетях Уфы. Но до крупного производства, естественно, им далеко, да и никто из них за объёмами не гонится. На что надеяться? По данным Минпрома республики, сегодня в регионе насчитывается 316 производств текстильных изделий и одежды. Среди них ведомство выделяет учалинских, туймазинских, ишимбайских, кумертауских и других крупных производителей. Правда, в основном здесь шьют обивку для автомобилей, одежду для охоты и рыбалки, защитные костюмы, военную, рабочую форму и специальное обмундирование. Женской деловой, повседневной, одежды для новорожденных, детей ясельного возраста – единицы. Радует то, что детскую одежду производят около 30 предприятий. Объём отгруженной продукции лёгкой промышленности (сюда также входят показатели кожгалантерейных, трикотажных, чулочно-носочных и обувных предприятий – Ред.) по итогам прошлого года составил 8,87 млрд рублей – это всего 0,68% объёма отгруженных товаров обрабатывающих производств. «Предприятия данной сферы субсидируются в части затрат на закуп сырья и материалов, произведённых в республике, - комментирует ведущий специалист-эксперт Министерства промышленности и инновационной политики Башкирии Лилия Янбухтина. - Ежегодное выделение средств из бюджета в течение последних пяти лет позволило увеличить число новых рабочих мест на 10%, выпуск готовой продукции – до 180%. Это создаёт надёжный стимул для сельхозпроизводителей на увеличение производства овечьей шерсти и пухо-перового сырья и кооперации с предприятиями лёгкой промышленности для дальнейшей его переработки. Предоставленные субсидии также направлены на закупку дополнительного сырья и материалов, позволяющих высвободить часть оборотных средств и направить на модернизацию производства». По словам Лилии Янбухтиной, 30 августа 2018 года подписано Соглашение о сотрудничестве между правительством Башкирии и Роскачеством. Оно направлено на создание благоприятных условий для взаимовыгодного сотрудничества сторон по развитию институтов качества на территории республики, а также проведение веерных исследований продукции на потребительском рынке Башкирии. «Кузницу кадров - Дом моделей - обанкротили» «Уфимский Дом моделей был создан специалистом, эвакуированным во время войнырассказывает имиджмейкер, директор модельного агентства Елена Лукманова. - Он подошёл к этому со знанием дела: оборудовал выставочный и два демонстрационных зала, амфитеатр. Производили здесь лимитированную и промышленную линии одежды, устраивали показы, выезжали на выставки, в том числе за рубеж, создали первую школу моделей и красоты. Всё было на достойном уровне: дизайн, пошив, материалы, фурнитура. Именно он, а не вузы, был кузницей кадров в этой отрасли, там работали специалисты высочайшего класса. Приглашённой моделью я пришла сюда в 10-м классе, позже руководила художественным отделом, отвечающим за показы, состав моделей, организацию лекций. Всё, что случилось позже, происходило на моих глазах. В «нулевых», если бы у власти сидели дальновидные люди, Дом моделей могли бы сохранить. У государства должен быть интерес к подобному, а его не было, его специально обанкротили, выбросили на улицу ведущих специалистов отрасли, за бесценок распродали оборудование и сбыли родственнику одного из крупных чиновников. Поэтому что сейчас имеем? Ничего. Институту экономики и сервиса (вошедшему в состав УГНТУ – Ред.) не нужны ни Театр моды, ни модельные агентства, ни дизайнерские проекты. В современных тенденциях они не понимают. При Дегтярёве (бывший ректор УГАЭС – Ред.) хоть форумы и фестивали проводили, у него была позиция: искать идеи, пробовать, продвигать, реализовываться. А сегодня там спецовки шьют. Как-то зашла в здание (сейчас там рынок – Ред.) - бедлам. А ведь мог стать имиджевым центром, центром красоты и моды».