В гостях у Roomble: известная галеристка Полина Аскери о своей работе
Полина Аскери четыре года назад основала галерею Askeri Gallery. За три года она успела провести на своей площадке несколько знаковых выставок и поучаствовать в крупных международных ярмарках современного искусства, продвигая талантливых российских художников. Галерист рассказала, чем отличаются российские посетители выставок от зарубежных, картины каких художников ей нравятся и как она отбирает работы для своей галереи, а также посоветовала, как понять, что перед вами престижная галерея. — Что в искусстве сегодня на пике популярности? — Трендов и тенденций много и зависят они от нескольких факторов. Один из превалирующих — географический. Я отметила его влияние в прошлом году, когда побывала со своей выставкой на трёх крупных международных ярмарках современного искусства: Art Shanghai 2018 в Шанхае, Art Kaohsiung 2018 на Тайване и Scope New York 2019 в США. Тогда я увидела, что западная аудитория на таких мероприятиях более консервативна и тяготеет к понятным для них стилям — концептуализму, экспрессионизму и поп-арту, причем, по материалам в довольно классическом исполнении. В Азии всё иначе. Там много интересных и самобытных стилевых решений, художники экспериментируют с материалами, формами и объемом, и это нравится и коллекционерам, и посетителям. Люди оценивают проделанную работу над созданием арт-объекта, которая часто кропотливая и монотонная. На выставке в Тайване мы представили объёмные работы художника Глеба Скубачевского, и аудитория принимала его за своего, даже не предполагая, что эти произведения создал российский художник. Я вижу, что «азиатская» манера постепенно доходит до нашего рынка. — Какие работы приобретают люди для дома? — Их выбор не падает на определённое направление, в основном, берут понравившиеся работы. В этом я с ними солидарна. Есть разница между коллекцией произведений современного искусства, как инвестиции, и домашним собранием, которое украшает интерьер. Гораздо приятнее дома видеть работы, которые нравятся, а не следовать тенденциям и «уговаривать» себя, что это нечто. Кроме того, важно подбирать такие картины, которые будут сочетаться с дизайном пространства. — Насколько сложно создать собственную галерею и как вы выбираете, с какими художниками работать? — Если исходить из мировой практики, то это несложно. Достаточно иметь деньги, желание и понимать, как строится такой бизнес. Если говорить о российских реалиях — это трудно. Основные экономические и культурные институции создают много барьеров, не хотят идти навстречу и упрощать взаимодействие. Налоговая и страховая системы не адаптированы для полноценного ведения арт-бизнеса. Думаю, так происходит из-за того, что они не посвящены в детали процесса. Кроме этого, есть проблемы и с партнёрами, и с художниками. Не все готовы регистрировать свою деятельность, работать легально, а также нести ответственность по договоренностям. Мы стараемся исправить эту ситуацию и помогаем нашим художникам решать подобные задачи. Когда мы отбираем работы в галерею, мы смотрим, как художник подходит к работе, насколько ответственно он относится к нашему сотрудничеству. Иногда бывает мало только интересных и красивых работ, важно достичь консенсуса в деловых отношениях. Если это невозможно, мы прекращаем работать с художником. — Насколько влияют личные вкусы галериста во время отбора работ для галереи? Как вы выбираете картины и как начинающему художнику попасть в галерею Полины Аскери? — В моей работе важна эмоциональная составляющая: я сама должна восхищаться тем, что представляю. Трудно предлагать работу художника, описывать её историю заинтересованному лицу, если самому не нравится. Я всегда обращаю внимание на то, что говорит мне внутренний голос. Чтобы отобрать хорошие работы, я постоянно развиваю в себе вкус. Для этого посещаю профессиональные мероприятия: арт-ярмарки, где общаюсь с коллекционерами, кураторами музеев и искусствоведами. Кроме меня, работы отбирает команда кураторов Askeri Gallery. Зачастую, наши мнения совпадают. Обычно я выбираю работы по каталогам, когда бываю на ярмарках современного искусства, также изучаю профессиональные ресурсы, где художники размещают свои работы. Некоторые таланты пробиваются к нам самостоятельно, присылая портфолио по почте. Чтобы стать художником Askeri Gallery, нужно быть талантливым, широко мыслить, любить свой труд и уважать людей. — Как проходит обычный день галериста? — У меня каждый день расписан по часам, а иногда — по минутам. Я постоянно провожу встречи и переговоры с партнёрами, решаю разные организационные вопросы: от развески и выбора работ для смены экспозиции до планирования партнерских мероприятий. В свободное время я просматриваю новые портфолио и заявления художников. Такое часто бывает в дороге. Кроме того, по вечерам я посещаю разные мероприятия: хожу на выставки коллег, в Askeri Gallery или на экспозиции, которые организованы только для друзей галереи. Читайте также: В гостях у Roomble.com: многостаночники из архитектурного бюро Al Studio В гостях у Roomble.com дизайнер Варвара Зеленецкая и её команда Алексей Якименко: врачебный девиз «не навреди» относится и к профессии дизайнера