Войти в почту

Роман «Император»: ответ «Мастеру и Маргарите»

В 1966–1967 годах в журнале «Москва» был впервые опубликован роман «Мастер и Маргарита». В январе 2019 года в нем же была закончена публикация романа, который в каком-то смысле можно считать ответом на знаковое произведение Булгакова. Но только с позиций сил Света… 21 февраля 2019 года прошло обсуждение романа Владислава Артемова «Император», организованное Советом по прозе Союза писателей России и его литературным объединением «Точки». Все участники обсуждения с самого начала признали роман «Император» заметным и значительным событием в современном литературном процессе. Писатель Михаил Попов, председатель Совета по прозе СПР, проследил символическую перекличку публикации романа Артемова и романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Сам автор на страницах своего романа упоминает в качестве произведений на ту же тему не только «Мастера и Маргариту», но и «Доктора Фаустуса» Томаса Манна, «Звезду Соломона» Куприна, «Фауста» Гете. Артемов не страшится аллюзий и перекличек. Он, очевидно, продолжает русскую литературную традицию, делая это на современном материале. Роман «Император» — это книга о дьявольских искушениях. О том, как самый ничтожный человек способен в одиночку противостоять всей мощи мирового зла и даже отсрочить неизбежный конец истории. Более того, именно от его личного выбора зависит судьба мира... Писатель Андрей Воронцов (руководитель ЛИТО «Точки») признался, что открыл журнал в метро, начал читать и... проехал свою станцию. Несмотря на серьезность и глубину поднимаемых вопросов и высказываемых идей, роман «Император» — нескучное, увлекательное, захватывающее чтение. При прочтении романа невольно вспоминаешь, что настоящая русская литература — там, где «дьявол с Богом борется, и поле битвы — сердца людей» (Ф.М. Достоевский). Владиславу Артемову удалось не только показать всю безнадежность и ужас современный жизни, но и то, как «маленький человек» может в ней выстоять. Что касается отношений человека с дьяволом, то и тут все не так просто. Ведь инфернальным силам нужно не просто подчинение, дьяволу нужно свободное сердце человека. Лукавый хочет, чтобы человек пошел ему на службу добровольно. Только рабское служение его не устраивает, ему нужно что-то вроде человеческой любви, хотя и не ведает он этого чувства... Перед нами — роман о «маленьком человеке». Таким образом, сразу задаются содержание и тональность произведения. Ведь к концу выходит так, что выстоит малый сей — выстоит и человечество. Все зависит от героя — Ерофея Бубенцова. Трудность пути героя — в том, что он находится в абсолютном одиночестве. Многое в романе происходит в виртуальном пространстве подсознания Ерофея Бубенцова, но это не меняет главного, поскольку речь идет именно о душе человека. «И в реальности, и в вымысле действуют одни и те же нравственные законы. И там, и здесь человек постоянно совершает выбор между добром и злом». (В. Артемов, «Император»). Прозаик Алесь Кожедуб считает, что в первую очередь перед нами роман о тайне смерти. Роман написан языком, который завораживает. Его авторский стиль ни с кем не спутаешь. Весь текст щедро пересыпан необычными, редко употребляемыми словами из разных эпох, из разных миров. Владислав Артемов рассказал, что писал роман «Император» в течение десяти лет. Начальным импульсом послужило желание написать повесть о том, как самый обычный человек, выпивоха, бузотер и скандалист Ерофей Бубенцов устраивает очередной громкий скандал, но вместо порицания и привлечения к ответственности неожиданно обретает славу и богатство. Этот замысел повлек за собой другие темы и развитие множества других линий... В итоге за десять лет было написано огромное количество литературного материала. На две трети больше, чем вошло в журнальную версию романа. Поэт и переводчик Вячеслав Киктенко рассказал, что изначально роман назывался «Император Бубенцов». Эта антиномия представлялась очень удачной: царь, а при нем — шут с бубенцом. И оба в одном лице. В. Киктенко долго настаивал на этом названии, поскольку ему казалось, что у Артемова получится грандиозная и безобразная вещь вроде романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» или того же «Дон Кихота». Что-то огромное типа «Войны и мира». Потом стало понятно, что на такой большой замысел может просто не хватить лет жизни и сил. К тому же, по мнению В. Киктенко, по природе своей Артемов более склонен к пушкинско-бунинской художественной линии. Это ему и помогло. Он одержал победу. Роман читается великолепно. Своими впечатлениями о романе поделилась поэт и публицист Юлия Великанова, член ЛИТО «Точки»: — Вместе с героем мы очень долго бродим по недопроявленному миру. Внятности нет ни в чем. Но есть важные и предельно внятные предметы: сумка (как у челноков) — в ней большие деньги, калоши представителя сил зла Адольфа Шлягера с красной выстилкой, скульптура Лаокоона в парке Лефортовской больницы... Постоянные места действия: театр и кафе «Кабачок на Таганке», квартира Бубенцова, Лефортовский замок напротив дома героя и его инфернальные обитатели, квартира профессора богословия Покровского, Лефортовская больница. Все эти объекты, чередуясь многократно, создают пространство, атмосферу романа. Это вовлекает, затягивает, постепенно завоевывает читательский интерес... Совершенно очевидно, что дискуссии о романе В. Артемова будут продолжаться, но можно подвести некий промежуточный итог на основе нынешнего разговора. Все люди мечтают о вещах добрых. О доброй и благоприятной судьбе для себя и близких. И зла хрестоматийного никто напрямую ближнему не вершит. Тем не менее будет большой неправдой утверждать, что мы живем в атмосфере добра и света. Как будто и впрямь за каждым углом, на каждом перекрестке нашего пути подстерегает каждого из нас Адольф Шлягер — олицетворение того самого зла, которое меняет личины, подстраивается, юлит, талантливо мимикрирует и создает симбиотические связи. Шлягер способен говорить на любые темы и обсуждать любые предметы. Он всему найдет объяснение и оправдание. Если он рядом, совесть звучит тише. Примолкает. Если удастся его не слушать — хорошо. Но, похоже, мало кому удается. Каждый волей-неволей иногда останавливается и прислушивается к своему Адольфу Шлягеру. Уж больно он красноречив, логичен и хороший психолог. Знает, на что надавить, знает, где у каждого из нас кнопка. Может быть, поэтому на свете до сих пор так много зла и несправедливости. Каждому человеку необходимо время от времени приподниматься над обыденностью и заглядывать туда, где все не так коротко и быстротечно, где все нематериально. И где, смеем надеяться, в существовании человека есть высший смысл и высшая цель. (Владислав Артемов. Император. Роман. Москва, 2018, № 11−12, 2019, № 1) Полностью прочитать роман «Император» можно на сайте журнала «Москва»: 1 часть: http://www.moskvam.ru/publications/publication_2038.html 2 часть: http://www.moskvam.ru/publications/publication_2054.html 3 часть: http://www.moskvam.ru/publications/publication_2074.html

Роман «Император»: ответ «Мастеру и Маргарите»
© Вечерняя Москва