Как переманить сотрудника

Шаг 1. Понять, кто нужен Первый шаг — очевидный, но без него никуда. Нужно понять, что должен уметь человек, чтобы подойти вашей компании и решить задачи, которые возникли. Например: для пиарщика на зарубежные проекты — опыт работы с мировыми СМИ и английский язык в совершенстве; для повара в хороший ресторан — опыт работы в ресторанах и с поварами со звездой Мишлен. Это знак отличия, который наиболее ценится в ресторанной сфере; для кризисного менеджера — умение вывести компанию из долгов и работы в минус и реальные примеры, когда он это уже делал. Я искала менеджера по работе с клиентами для крупной компании. Это была ключевая должность, потому что работать нужно было с топовыми фирмами. Сразу решили: ищем человека, который работал в банке и вел крупных клиентов. Он должен уметь договариваться с руководством Росатома или Яндекса и решать любые проблемы клиентов даже в три часа ночи. Шаг 2. Найти человека Дальше нужно найти человека, который подходит на должность. Искать можно через соцсети, знакомых, сайт деловых контактов Линкедин. По опыту, топ-менеджеров и руководителей лучше искать на Фейсбуке, людей на творческие вакансии — Вконтакте, технических специалистов и программистов — в Телеграме и сервисе Мой круг. Заходим на Фейсбук или Линкедин и пишем нужную должность в строке поиска. Для пиарщика можно писать «PR», «Связи с общественностью», «Пиар». Выбираем графу поиска «Люди». Появляется список людей, которые так или иначе связаны с пиаром. Смотрим личные страницы: образование, опыт работы, где сейчас работают. Составляем список подходящих на первый взгляд людей. Если не знаете, как называется должность, на которую нужен человек, пишите в строку поиска навыки, а не должность. Так поиск тоже работает. [IMG name="Fb.jpg"] Если нужен человек из конкретной компании, всегда можно напрямую позвонить или написать в компанию и спросить, а кто у вас занимается тем и тем. Говорить можно вот так: Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, кто у вас отвечает за выход компании на рынок США? Мне нужно пообщаться по рабочему вопросу. Скорее всего, секретарь подскажет, как зовут человека и предложит соединить с ним. Это не закрытая информация, если только вы не звоните в министерство обороны, чтобы выяснить, кто собирает новые ракеты. Я пошла через социальные сети. Искала на Фейсбуке должности «Клиентский менеджер» и «Менеджер по работе с клиентами». Смотрела, в каких компаниях работают люди — искала топовые банки и крупные корпорации. Так вышла на Сергея, который работал в премиальном направлении финансового холдинга. Шаг 3. Установить контакт Написать человеку в соцсетях или на электронную почту. Нужно установить контакт, поэтому писать лучше неформально и пока ничего не предлагать, а только понять, настроен ли человек общаться. Написать можно так: Сергей, добрый день! Меня зовут Екатерина, я HR-менеджер Модульбанка. Рассматриваете ли предложения о работе, и что для вас сейчас интересно? Это сообщение простое, без уловок и хитростей, таким оно и должно быть. Я поздоровалась и обратилась по имени. Здесь важно не перепутать имя и не писать обезличенное сообщение, а тем более не рассылать формальное сообщение с предложением работы всем подряд. Обычно советуют польстить человеку, например, похвалить его проект. Но я стараюсь так не делать — это отталкивает и выглядит фальшиво. Обсудить и похвалить проекты можно будет на встрече, если она состоится. Вопрос состоит из двух частей: открытой и закрытой. Сначала я интересуюсь, рассматривает ли человек предложение о работе. Вопрос закрытый, поэтому я смогу получить конкретный ответ: да, рассматриваю или нет, не рассматриваю. Слова «Возможно, а что вы хотите предложить?» тоже считаются положительным ответом, так как человек проявил интерес. Открытая часть вопроса об интересах человека побуждает к более развернутому ответу. Так я смогу продолжить диалог дальше. Шаг 4. Продолжать общаться Тут снова ничего не предлагать, а только спрашивать, что человеку важно в работе; что сейчас нравится и не нравится; чего хочется. Цель — найти то, чем зацепить человека. Я часто спрашиваю о работе мечты: какое место работы вас полностью устраивало бы? какую должность хотелось бы иметь? что для вас важно в работе? Обычно люди положительно реагируют на интерес к ним, и завязывается диалог. Если человек отвечает, что рассматривает предложения о работе и вообще отвечает на ваши вопросы, не затягивайте общую беседу. Уже можно переходить дальше и договариваться о звонке, чтобы сделать предложение. На этапе 3 или 4 еще можно попросить выслать резюме — чтобы точно понимать, что человек вам подходит. Смотреть нужно не только на резюме, но и на страницу в социальных сетях. Советую обратить внимание вот на эти моменты: что читает и репостит. Здесь нужно смотреть, как это соотносится с ценностями и корпоративной культурой компании. Например, фирма проводит кампании в поддержку прав человека, а соискатель подписан на страницы «Без баб» и «Волк-гомофоб». на странице в соцсетях опубликованы фотографии с бутылками алкоголя или пьяных тусовок. Это отталкивает. Вообще по фотографиям можно много понять: как человек живет, чем интересуются, как проводит время; резюме слишком большое. Если растянуто на три или пять страниц, это показывает, что человек не может выделить ключевые моменты. Это не очень хорошо. Шаг 5. Сделать предложение Презентовать вакансию, но говорить только то, что важно человеку — эти моменты он рассказал, когда вы спрашивали о работе мечты. Например, сказал, что ему важно учиться во время работы. В презентации вакансии можно подчеркнуть, что компания оплачивает обучение и отпускает с работы без потери в зарплате. Главное — не приукрашивать, а говорить как есть. Иначе можно получить завышенные ожидания. [IMG name="Pismo-1.jpg"] Вот отрывок из общения с девушкой, которую я приглашала на творческую вакансию. Может показаться, что в этом описании мало конкретики, но на это и расчет. Детали по обязанностям, условиям и зарплате нужно обсуждать уже на встрече. Сейчас задача заинтересовать человека, но не рассказывать подробностей. В случае с Сергеем я кратко рассказала о работе и сразу же договорилась о встрече. Это удобный момент: человек заинтересован, потому что уже получил предложение о работе, и, скорее всего, согласится на встречу. Если человек просит время на подумать, нужно договориться о повторном звонке: узнать, во сколько и когда ему можно позвонить. Шаг 6. Встретиться Встреча может проходить в офисе или кафе. Если кандидат на топовую позицию, и вы боитесь его спугнуть, можно пригласить в кафе. Это нейтральное место, и человек не будет ощущать давление. Если кандидат проявляет интерес, и вы понимаете, что уже на финишной прямой, можно звать в офис. Лучше сразу на встречу пригласить руководителя, который принимает решение: брать или не брать. Человек не находится в активном поиске работы, его переманивают. Скорее всего, ему не захочется проходить несколько собеседований. На встрече говорить об успехах человека и его проектах. Люди включаются в такую беседу и с удовольствием рассказывают, это поможет наладить личное общение и расположить к себе. У человека останутся хорошие впечатления от встречи, что повлияет на решение о работе. На этом этапе нужно обсудить обязанности человека и условия работы подробно, обговорить зарплату, перспективы. Шаг 7. Созвониться Созвониться и узнать решение человека, если на встрече об этом не говорили. Говорить можно вот так: Здравствуйте! Это Екатерина из Модульбанка, мы вчера общались в нашем офисе. Звоню узнать, что вы решили насчет работы клиентским менеджером в нашей компании. Если человек не хочет, не давить, а взять рекомендации — кто по его мнению может подойти на эту работу. В случае с Сергеем оказалось, что его компания сделала ему контрпредложение — они были готовы повысить зарплату и должность. Мы не стали перекрывать это предложение — были не готовы платить настолько больше. К тому же человек с мотивацией только на деньги может потом переметнуться к другой компании. В итоге по этим шагам я нашла другого человека на должность. Шаг запасной. Отказаться Иногда бывает так, что взялись переманивать человека, а после встречи или раньше поняли: не подходит он. Если компания переманивает сотрудника другой компании, это не значит, что ему нельзя отказать. Можно и даже нужно, если понимаете, что не срастется. Здесь важно не пропадать молча, а открыто объяснить, что пошло не так. В беседе можно: извиниться, спокойно и без расшаркиваний. Отказать — право любой компании, даже если сотрудника переманивают. Поэтому извиняться или нет — ваше личное желание; пояснить, почему человек не подходит. Возможно, оказалось, что профиль не тот или ваш генеральный директор его бывшая жена; сказать, что общение останется между вами. Так человек не будет переживать, что узнает нынешний работодатель. Вот пример сообщения: Олег, мне жаль, но мы не сможем сделать вам предложение о работе. Мы ищем человека, который уже работал на рынке США. Вы работали на зарубежных рынках, но в США свои особенности, и для нас это важно. Я сожалею, что раньше не акцентировала внимание именно на штатах, это моя вина. В целом правило такое: лучше не говорить общими словами, они только раздражают, а сказать по делу.