Помогать стало проще. Кто чаще всего и какие суммы жертвует?

Благотворительность – это для богатых, уверены многие. Мы пообщались с несколькими руководителями региональных благотворительных фондов и попросили их составить среднестатистический портрет жертвователя, а также рассказать, как сегодня развивается меценатство, на какие проекты народ откликается быстро и живо, а какие спонсирует неохотно. Удивительно, но все опрошенные отметили, что у иркутской благотворительности женское лицо. В основном представительницы слабого пола берутся за создание фонда или общественной организации, оказывающей помощь больным детям, сиротам, пожилым людям. Дамы чаще, чем мужчины, выступают волонтёрами и активнее помогают деньгами нуждающимся. «Если говорить о портрете типичного жертвователя, то это женщина средних лет с обычным достатком, у которой, как ни странно, есть дети, ипотека, кредиты, – отмечает Гульнара Гарифулина, директор фонда «Дети Байкала». – Средняя сумма пожертвования – 500 рублей. Но есть и такие, кто на постоянной основе переводит по 5-10 тысяч. В основном щедрые «подарки» приходят из центральных регионов страны, где зарплаты повыше. Благодаря соцсетям и Интернету люди стали активно узнавать о многочисленных благотворительных акциях и проектах, информация сейчас очень быстро распространяется и находит отклик в неравнодушных сердцах. Но ресурс у граждан всё-таки ограничен. Даже если есть желание помочь каждому, не всегда есть такая возможность, поэтому человеку приходится расставлять приоритеты и выбирать, кому помочь в первую очередь». Что касается мужчин, то их действительно меньше среди жертвователей, но, думаю, это связано не с тем, что они жадные, скупые, просто у сильного пола иное восприятие мира. Мужчины так устроены, что привыкли делать большие дела, они не могут жертвовать по 500 рублей. Поэтому реже выступают частными благотворителями, но чаще помогают как руководители коммерческих организаций. Кстати, бизнес сейчас намного активнее и охотнее участвует в благотворительности, признаются наши эксперты. «Если раньше поддержка шла по большей части от обычных людей, то сейчас каждый фонд сотрудничает с компаниями, которые регулярно помогают по конкретным проектам и, главное, делают это системно, закладывая в начале года в свой бюджет такие расходы», – говорит директор фонда «Наследие иркутских меценатов» Елена Шиганина и признаётся, что сложнее всего просить средства на ремонт, предприниматели проще жертвуют на оснащение техникой, оборудованием, адресную помощь детям. Не особо жалуют и женщин, попавших в сложную жизненную ситуацию. «Если говорить честно, то мамы с детьми – это не такая грустная история, как, например, больной ребёнок, – добавляет директор кризисного центра для женщин «Мария» Наталья Кузнецова. – Здесь отношение всегда двоякое. Кто-то сочувствует, понимает, а кто-то считает: «Сама виновата, сама и выгребай! Она же взрослая женщина, пусть справляется, идёт работает». Поэтому у нас отдача от простых людей, волонтёров гораздо больше, чем от коммерческого сектора». По словам руководителя благотворительного фонда «Я волонтёр» Дианы Муралёвой, компании по-прежнему избирательны, но если они видит, что организация развивается, выигрывает гранты, запускает новые проекты, то активно помогают ей. «Для бизнеса важно, чтобы их вложения работали, чтобы был реальный результат», – подчёркивает наша собеседница.