Не мемом, так катаньем
Конец апреля откровенно порадовал россыпью замечательных заголовков, суть которых сводилась к одному – Московская городская Дума решила продвигать электронное голосование среди молодежи с помощью интернет-мемов. К счастью, кликбейтовое безумие быстро сошло на нет, и обнаружить сейчас такой заголовок можно только если специально искать. Но некоторый осадок все же остался. Сразу стоит сказать, что государственная мысль в этот раз направлена ровно туда, куда необходимо. Молодежь – зверь ленивый и, к тому же, быстро теряющий мотивацию с концентрацией. Случись выборы, до участка еще надо дойти, документы еще не забыть. А по пути сколько всего может случиться. И в итоге даже спланированный поход на голосование может завершится не бюллетенем в урне, а попойкой в баре. С другой стороны, если продемонстрировать молодым людям, что чтобы выразить свое мнение о несомненно важных вопросах, которые напрямую коснуться их жизней, не надо никуда тащиться, а достаточно просто достать из кармана смартфон и в специальном приложении выбрать нужный пункт, то явка, как и рассчитывает спикер Мосгордумы Алексей Шапошников, действительно скакнет. Для верности можно нанять экспертов, которые помогут снабдить каждый из вариантов справкой, в которой расписываются плюсы и минусы выбираемого решения вопроса. Такое молодежь точно оценит. Но вот союзник в нелегком деле продвижения электронного голосования выбран совершенно не тот. Мем, как описал его создатель, эволюционный биолог Ричард Докинз, это единица культурной информации, которая активно размножается. Интернет же мем, хоть и наследует основные черты своего предка, гораздо более спонтанен. Любая смешная картинка, фраза или видео может в одночасье превратится в центр обсуждения миллионов человек, а по форумам и блогам разлетится бессчетное количество копий, пародий и ремейков. С такой же легкостью о «зачетном мемасе» интернет-аудитория может забыть уже через три-четыре дня. Все, нет его, как будто и не существовало. А сообщество уже нашло себе новый объект для смеха. И лишь избранные единицы устаканиваются на годы в общественном сознании. Уверен, Алексей Шапошников совершенно не хочет, чтобы такую важную вещь, как электронное голосование, помусолили пару дней, обозвали «игрушкой для старичья» и бросили в пыли у дороги. Поэтому прибегать к абсолютно ненадежной культуре мемов совершенно не нужно. Не стоит пытаться понравится аудитории, которая вчера смеялась над тем, как Илон Маск смеется над дохлым оленем, а сегодня с гиканьем прыгает вокруг яиц, куличей и шашлыков. А вот двигать полезные вещи в народ надо. Но не так.